Сочинение: Образ Калинова в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V.jpg

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе «Гроза» А. Н. Островского. В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Действие драмы «Гроза» происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <…> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев «Грозы». По его мнению, в городе царят «жестокие нравы», «грубость и бедность»:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха. Купец Дикой — богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Кулигин . Электричество.  

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! 

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

«Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают «день и ночь»:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.»

В городе Калинов люди с деньгами стараются «закабалить» бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…»

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

«А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…»

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его «проглотят живым»:

Борис . А вы умеете стихами? <…> Вы бы и написали. Это было бы интересно. 

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

«Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <…> А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.»

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным «просветителям». Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. <…> 

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

«А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…»

Богатые жители Калинова «поедом едят» своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

«…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! <…> Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.» 

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

«А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.»

Это было описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза» Опубликовано 27.03.2013 — 18:15 —

Работа написана по русской литературе 19 (2пол) века. данная разработка контрольной работы может быть полезна учащимся школы, учителям, студентам, преподавателям колледжей и вузов

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnguralskiy_gosudarstvennyy_pedagogicheskiy_universitet.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Уральский государственный педагогический университет

Контрольная работа

по русской литературе 19(2) века

студентки IV курса заочного отделения

ИФК и МК

Агаповой Анастасии Анатольевны

                                                      Екатеринбург

2011

Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.

План:

  1. Краткая биография писателя
  2. История создания повести «Гроза»
  3. Образ города Калинова
  4. Заключение
  5. Список литературы
  1. Краткая биография писателя

        Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Работал помощником электромонтера, с 1923 г. — на руководящей комсомольской работе. В 1927 г. прогрессирующий паралич приковал Островского к постели, а год спустя будущий писатель ослеп, но, «продолжая сражаться за идеи коммунизма», решил заняться литературой. В начале 30-ых годов был написан автобиографический роман «Как закалялась сталь» (1935) — одно из хрестоматийных произведений советской литературы. В 1936 г. был опубликован роман «Рожденные бурей», который автор закончить не успел. Умер Николай Островский 22 декабря 1936 года.

  1. История создания повести «Гроза»

        Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

        С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» (5), есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей — все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

        Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

        В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

        В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

3. Образ города Калинова

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». «Гроза» — есть, без сомненья, самое решительное произведение Островского.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Находится он на высоком берегу Русской реки Волги. Волга — великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.

Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько уродливо и темно их существование. Для одних их город – «рай», и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство, а иные сохраняют полный нейтралитет.

Жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной». В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год — настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.          

Главные люди города — купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.

Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам горожан:

Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала…Не умею тебе сказать, с неба, так с неба..

Феклуши:

Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала…

А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность.

Что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский».

Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, иногда стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…

Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый.                                                              

          Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами. Читатель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые  слова в «Грозе» — это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин – человек, глубоко чувствующий красоту:

         Среди долины ровныя, на гладкой высоте, цветет, растет высокий дуб. В могучей красоте.

говорит он (5). Однако, рядом с поэзией существует совсем другая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в разговорах персонажей, звучит в пророчествах полусумасшедшей барыни.

        Единственный в пьесе просвещенный человек , Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Наивный, добрый, честный, он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Однако, именно ему автор поручает дать характеристику «темного царства».

        Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.

        Четкого описания города Калинова в пьесе нет.Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его внутреннюю жизнь.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

«Тишина, воздух отличный, из-за.

4 Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.

Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она — «благодать», которой «каждая… травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна

 В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц — Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.  

  1. Заключение

Островский в своей пьесе показал город вымышленный, но выглядит он предельно достоверно. Автор с болью видел, на сколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

        Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

        Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции — страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний, но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

        «Гроза» — драмма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. Особенно вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев.

        Таким образом, Островский создает образ традиционного для первой половины 19 века города. Показывает автор глазами его героев. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. Так с помощью разных точек зрения героев пьесы «Гроза» Островский создает полную картину уездного купеческого города Калинова.

  1. Список литературы
  1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. «Художественная литература» Москва, 1975.
  2. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Москва, Просвещение, 1986.
  3. Лобанов П. П. Островский. Москва, 1989.
  4. Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

5. Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

     6.      http://referati.vladbazar.com

7.      http://www.litra.ru/com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по литературному чтению по теме «Ф.И.Тютчев.Весенняя гроза»

Материал содержит подробный конспект урока и электронную презентацию….

Конспект урока по изобразительному искусству «Образ города; образ сказочного города»

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3-7Тема урока: «Образ города; образ сказочного города»Цель урока: познакомить учащихся с образом древнего города как о неприступной крепости, о его структуре.П…

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс «Образ деревни и Образ города»

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3-2Тема урока: «Образ деревни и Образ города»Цель урока: Формировать у учащихся представление о жизни в городе, селеПланируемые результаты:ü Предметные: иметь …

Технологическая карта урока ИЗО «Образ города» 3 класс

Технологическая карта урока ИЗО «Образ города» 3 класс…

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс.Тема: «Образ сказочного города»

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2гТема урока: «Образ города; образ сказочного города» Цель урока: познакомить учащихся с образом древнего города как о неприступной крепости, о его структуре.П…

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Образ сказочного города (коллективная работа)» 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Образ сказочного города (коллективная работа)» 3 класс…

Технологическа карта урока по изобразительному искусству на тему «Образ города; образ сказочного города»

….

  • Мне нравится

  Содержание:

Краткое содержание

Развитие событий пьесы Н. Островского «Гроза» происходит на территории небольшого провинциального города Калинов. Главные герои:

  • Катерина — молодая женщина с доброй и чуткой натурой;
  • Тихон Кабанов — ее нелюбимый муж;
  • Кабаниха — глава семьи Кабановых;
  • Борис — молодой человек из Москвы.

В пьесе рассказывается о судьбе несчастной Катерины, выросшей с любящими родителями, но выданной замуж в семью, где всем командует злая и властная Кабаниха, ее свекровь. Муж Катерины, Тихон, любит свою жену, но человек он бесхарактерный и во всем подчиняется матери. Однажды в Калинов приехал Борис, образованный молодой человек, которому, чтобы получить наследство, нужно во всем угождать своему дяде, купцу по фамилии Дикий.

Катерина влюбляется в него, но боится своих чувств и не хочет изменять мужу. Тихону нужно уехать на две недели, жена чувствует, что близка к грехопадению и просит взять ее с собой в Москву. Несмотря на слезные мольбы Катерины, муж отказывает ей в этом. Варвара, сестра Тихона, — девушка добрая. Она видит, как Катерина страдает, и подстраивает ей свидание с Борисом.

Молодые люди проводят вместе десять ночей. По возвращении мужа Катерина не выдерживает мук совести и прилюдно сознается в измене. Тихон готов простить любимую жену, но мать не позволяет ему это сделать. Дикий отправляет племянника по делам в Сибирь на три года. Неприкаянная Катерина бросается к Борису с просьбой взять ее с собой. Возлюбленный отказывает — ему важнее угодить дяде и получить наследство, чем защитить любимую женщину.

Катерина приходит на берег Волги и понимает — жить в доме Кабанихи для нее все равно, что умереть. Молодая женщина бросается в реку. Тихон и другие жители Калинова видят это, муж собирается спасти жену, но мать обещает проклясть сына, если он поможет изменнице. И только после гибели Катерины Тихон осмеливается обвинить Кабаниху в ее смерти.

Образ города Калинова

В пьесе «Гроза» даже окружающая среда является своеобразным действующим лицом. Город Калинов, где разворачивается действие, расположен в живописном месте на берегу Волги и окружен замечательной природой. Как и в любом другом маленьком городке, отношения между его жителями своеобразны и имеют свои сложности. Связано это с тем, что все вокруг знакомы друг с другом лично или опосредованно. Жизнь в таких городках протекает обыденно, какие-либо значительные события не нарушают покой местного населения.

В Калинове на первый план выходит личная жизнь обитателей города, а их умы занимают разные слухи и сплетни. Автор верно использует художественный язык, на котором изъясняются персонажи, чтобы передать их специфические взгляды. Особенности речи и употребляемые слова взяты из действительности, как и сами действующие лица, которых можно было увидеть в любом реальном городке того времени.

Нравы жителей

Эта тема затрагивается во многих произведениях Н. Островского, но в драме «Гроза» автор дает яркое изображение характеристик общества, которые больше всего тормозят естественный прогресс. Уездный городок на берегу Волги — вымышленное место и этим подчеркивается, что пороки, присущие его обитателям, можно встретить в любом уголке русской земли. Время в Калинове будто остановилось, местные обитатели не только не хотят прогресса, но и страшатся будущих изменений. Атмосфера в городе полностью соответствует определению, данному Н. Добролюбовым. Здесь процветают нравы темного царства:

  • обман;
  • воровство;
  • бедность;
  • грубость;
  • дремучесть;
  • патриархальные порядки;
  • жестокость;
  • деспотичность.

Жители Калинова, купцы, разночинцы и мещане, показаны в основном ограниченными людьми, строго соблюдающими старый порядок. Вечером на улицах не встретишь гуляющих, здесь принято рано запирать ворота, а что происходит за высокими заборами в богатых домах, никому не известно. Покой и имущество хозяев оберегают собаки, спущенные с цепей. Бедному же люду, которому и на сон остается всего три часа в сутки, не до прогулок.

Калинов не совсем затерянный городок, сюда приезжают из Москвы, регулярно поступают газеты и журналы, но в богатом местном обществе, у которого есть все возможности для хорошего образования, не принято читать. Информацию калиновцы привыкли получать из слухов и пересказов. О последних новостях они узнают от странницы Феклуши, которая рассказывает о дальних землях, где живут люди с песьими головами, а поезда похожи на огненных змей, выпущенных на улицы городов.

Из разговоров Феклуши с Глашей становится понятно, что в изменениях, происходящих в столице, они видят содом и разврат, а подчиненный домостроевским порядкам дом Кабанихи выглядит раем, где жизнь течет правильно и неизменно.

Дремучесть местных жителей выражается и в отношении к грозе. Ее воспринимают не как природное явление, а как божью кару. В этом религиозная Катерина не отличается от своих земляков. Только изобретатель Кулигин не боится грозы, а предлагает соорудить громоотвод.

Представители темного царства

Роль самых жестоких жителей Калинова в драме отводится Савелу Афанасьевичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой по прозвищу Кабаниха. Дикий — богатый купец и человек, имеющий большое влияние в Калинове. Ни дня он не может прожить без скандалов, ругает всех — домочадцев, соседей, работников. При всех своих богатствах отличается изумительной жадностью, считает, что не выплачивая своим служащим жалованье, обогатится еще больше.

Савел Афанасьевич, имея все возможности, никак не собирается улучшить свой город, а на предложения изобретателя Кулигина соорудить громоотвод или городские часы лишь ругается и обзывает его разбойником.

Купеческая вдова Кабаниха — хладнокровная старуха, которая единолично властвует в своем семействе. Превыше всего ценит домостроевские устои и постоянно читает морали домочадцам. Она лицемерна — подает нищим и считается щедрой, но своих детей и невестку постоянно попрекает. Жестокость Кабанихи настолько велика, что она не дает Тихону даже попытаться спасти жену.

Катерина и Варвара

Два самые яркие героини пьесы происходят из одного семейства Кабановых. Обе молодые женщины пытаются противостоять патриархальным устоям и жестоким нравам темного царства. Они друг для друга не только родственницы, но и подруги. Сравнение их характеров и поступков приведено в таблице.

  Катерина Варвара
Характер Нежная, искренняя, но решительная. Мечтательная, честная и добрая Веселая и сочувствующая, но не разговорчивая. При необходимости легко даст отпор. Умна и расчетлива
Темперамент Страстная, порывистая и непредсказуемая Непокорная и вольнолюбивая. Бесстрашная — не боится ни людской молвы, ни кары небесной
Отношение к любви и возлюбленному Любит беззаветно, отдаваясь всей душой. Ради любимого готова на все Относится к любви как к игре, дающей наслаждение. Может быть и холодной, и задорной
Вера к Богу Набожна и суеверна В церковь ходит больше формально и не боится согрешить
Детство и воспитание Росла вольно, в любви и заботе. Мама в ней души не чаяла и баловала Несмотря на всю свою суровость, Кабаниха относилась к дочери довольно ласково
Отношение к жизни Считает главными в жизни волю и любовь Идет по жизни легко, делает все, что заблагорассудится
Отношение ко лжи Не умеет что-то скрывать и обманывать Не была обманщицей, но по необходимости научилась лгать
Отношение к неволе Готова быть хоть птицей, хоть бабочкой, лишь бы летать на воле Убегает на волю с Кудряшом, но не потому, что не может без этого жить, а вольна так поступить
Отношение к Кабанихе Пытается влиться в новую семью и относится к свекрови, как к матери, позже терпит до последнего придирки, пока не взбунтовалась Не боится мать, но и не любит. Управлять собой не позволяет
На что готова ради любимого Жертвует всем Ее любовь эгоистична, метания и терзания не для нее
Отношение к браку Пытается полюбить мужа, потом — сохранить ему верность. Не может жить во лжи Неволить себя в браке не станет, лишь бы никто ни о чем не узнал
Отношение к себе Жалеет себя и пугается своих страстей. Поддавшись им, желает искупления Понимает, что хуже Катерины, но ее не особо волнует собственная грешность
Отношение к калиновским устоям Темное царство душит ее и в итоге приводит к самоубийству Занимает приспособленческую позицию, а когда она уже не выручает — убегает

Несмотря на сходство, образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу во многом, выступая антиподами. Чуткая натура Катерины не выносит лжи и не может ужиться с обществом Калинова, а Варвара, не разделяя царящих в городе взглядов, сумела приспособиться к ним, хитря и изворачиваясь.

Кулигин и Кудряш

Образ механика Кулигина несет в себе черты, которых чужды другие жители Калинова. Это человек в возрасте, часовщик-самоучка и мечтатель. Кулигин любит читать, обсуждать разные темы и делиться своей мудростью с другими. Ему свойственны созерцательность и наблюдательность. Кулигин замечает не только красоту окружающих пейзажей, но и видит насквозь калиновцев и их нравы. Он готов трудится на пользу обществу, чтобы только сделать свой город лучше.

Ваня Кудряш — возлюбленный Варвары Кабановой, служит приказчиком у купца Дикого, тоже своего рода антипод основной массе калиновцев. Кудряш — парень бойкий, задорный и не боится противостоять самодурству Дикого. Он способен и на сочувствие Борису, узнав, что тот влюблен в замужнюю женщину.

Кудряш относится к молодому поколению калиновцев, которые уже не хотят соблюдать местные устои. Они внешне подчиняются старшим, но сами живут по правилам, которые удобны им.

Критики о калиновцах

Описание быта и нравов города Калинова может быть основано на мнениях критиков о пьесе «Гроза». Большинство литературоведов увидело в местных жителях типичных представителей купечества и мещанства. Некоторые высказывания:

  1. А. Пальховский считал, что целью Н. Островского было показать семейный деспотизм, господствующий в быту у части загрубелого купечества, и роковой мистицизм, опутавший темные неразвитые души.
  2. Н. Ф. Павлов высказывал мнение, что нравы, показанные в произведении, были где-то увидены Островским, что говорит об авторской наблюдательности. Трагичность случившегося с Катериной заключается в том, что девушку, привыкшую к катаниям на лодочках, разговорам о поэзии и мечтам о любви, выдали замуж за дурака и поместили в глупое общество.
  3. E. Н. Эдельсон усмотрел в том, что задавило Катерину, народные черты, но и порадовался живым силам, которые автор смог заметить в той же народной жизни Калинова.
  4. П. И. Мельников-Печерский заметил, что в протестах жертв самодурства хозяев Калинова больше всего заметен голос Кулигина. Критик считает его признаком просвещения, уже начинающего проникать в калиновское темное царство.
  5. М. И. Писарев увидел в «Грозе» картину общества, написанную с натуры густыми, свежими, самоцветными красками, и обладающей величайшей правдивостью. Картина быта глухого купеческого городка с его обрядностью и спесью разбавлена пробуждением настоящего чувства.

Высказывал свое впечатление об особенностях образа жизни калиновцев и Ф. М. Достоевский. Писатель заметил раскрытие Н. Островским сторон русской жизни, которые не затрагивались до него, и даже попытку их анализа. Особенно он отмечает галерею совершенно разных женских образов от Катерины до Феклуши, которые украсили пьесу своей достоверностью. Н. А. Добролюбов увидел в главной героине цельный характер, действующий в среде «диких» и «кабаних» — типичных жителей Калинова.

Образы обитателей Калинова — срез разных характеров жителей небольших городков России в середине XIX века.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Меню статьи:

Местом действия пьесы Н. Островского «Гроза» территориально обозначены границы небольшого городка Калинова.

Drama-Ostrovskogo-Groza.-e1516627668696.jpg

Жизнь в любом маленьком городке имеет свои сложности. В первую очередь это связано с тем, что жители городка лично или посредственно знают друг друга. Жизнь в небольших населенных пунктах, как правило, лишена значительного количества событий, поэтому личная жизнь его жителей становиться активным предметом для обсуждения и сплетен.

Кабановы

Одним из значимых семейств города является семья Кабанихи. В ее состав входят сын с невесткой, дочка и сама Кабаниха. Муж старой Кабанихи умер несколько лет назад. В главе семейства стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в простонародье называют «Кабаниха». Женщина обладает авторитарным типом характера. Она пропагандирует старые порядки и авторитарные отношения в семье. Кабаниха не принимает и не осознает различия в темпераментах и характерах людей, оценивает всех своей меркой, чем привносит в жизнь окружающих, в частности своих родных, горе.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Катерины в драме А. Островского “Гроза”, девушки, обладающей добрым и кротким нравом, но пострадавшей от тирании и злобы окружающих.

Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи. В целом это хороший человек, который способен испытывать симпатию и сострадание к людям, но он очень зависим от своей матери и часто выполняет ее волю, даже в тех случаях, когда считает ее действия неправомерными.

Варвара Ивановна Кабанова – сестра Тихона и дочь Кабанихи. Она доброжелательная девушка, ей не чужды понятия дружбы и искренней любви.

В отличие от своего брата, девушка обладает хитростью и незаурядным умом, что позволяет ей обманывать свою мать, облегчает жизнь девушки в условиях домашней тирании.

Drama-Ostrovskogo-Groza.-Katerina-1.jpg

Катерина Кабанова – невестка Кабанихи, жена Тихона. Необычная, мечтательная натура. Она, как и все в доме Кабановых, терпит незаслуженные унижения со стороны матери мужа.

Groza.-Drama-Ostrovskogo-e1516627861723.jpg

Савел Дикой

Борис Григорьевич

Кулигин

Образ Кулигина, по факту, является единственным лучом света в темном и алчном обществе Калинова.

Кулигин не отличается ни знатным происхождением, ни богатством. Он мечтательная натура, открытая для новшеств. Целью его жизни стало создание вечного двигателя. Он единственный человек во всем обществе, живущий в гармонии с самим собой.

Кудряш

Природа Калинова

Калинов – это небольшой городок на берегу Волги. Его ландшафт активно противопоставляется обстановке и настрою местных жителей. Природа Калинова прекрасна – гладь реки, зелень в теплое время года, снежные пейзажи зимой, однако не все жители способны это заметить.

Предлагаем читателям познакомиться с героями пьесы “Бедность не порок” в пьесе А. Островского.

В большинстве случаев люди заняты своими проблемами (истинными или ложными), сконцентрированы на конфликтных ситуациях своих личных или других людей.

Обстановка в городе в целом

Основные слова, которыми можно охарактеризовать общий настрой жителей, сконцентрированы вокруг слов «жадность», «грубость», «злость». Помещики в большинстве своем случаев охвачены жаждой обогащения. Осуществляют они эту свою мечту нечестным путем – так, Дикой может не заплатить деньги за работу своим работникам, обмануть кого-либо.

Фактически значимость и благородство людей меряется в городе финансовой меркой – чем больше у человека денег, тем лучше к нему отношение окружающих, при этом его моральный облик не берется во внимание. Ради денег люди обманывают, предают и отказываются от своего личного счастья, считая, что обрести истинное счастье можно только будучи состоятельным человеком.

В большинстве случаев жители города – это ограниченные люди. Их ограниченность заключена в консервативности взглядов и неумении принимать новые тенденции в развитии и отношениях в обществе. Если в городе появляется человек, отличный по мировоззрению от общепринятой тенденции, то такой человек автоматически считается ненормальным, люди к нему относятся недружелюбно. В результате, такой человек оказывается перед выбором – стать таким как все, или же и дальше противостоять массовому наплыву. Терпеть и противостоять общественному мнению могут только единицы.

Семьи богачей неотъемлемо связаны с таким понятием как тирания – главы этих семей очень авторитарны по отношению к своим родным. Жизнь членов этих семейств становится испытанием, при этом такое положение вещей активно скрывается от общества.

Таким образом, жизнь в городе Калинове подчинена своим порядкам и негласным правилам. В целом, обстановка в городе напряженная и недружелюбная – люди не готовы проявлять друг к другу симпатию или сострадание. Практически все они терпят унижение, но при этом не видят причины поддержать или препятствовать развитию тирании – принцип «дедовщины» активно распространился серди его жителей. Природа города противопоставляется настрою его большинства жителей – в городе всегда есть чем полюбоваться, но редко кто из жителей способны заметить эту красоту.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/06/gorod-kalinov-groza-ostrovskij.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/27/tema-obraz-goroda-kalinova-v-groze-a-n-ostrovskogo
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/gorod-kalinov-i-ego-obitateli.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-gorod-kalinov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт