Сочинение: Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Содержание:

Сюжет пьесы

Весь сюжет произведения закручен вокруг молодого человека дворянских кровей Александра Чацкого. Он возвращается из трехлетнего путешествия обратно на родину к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они дружили с самого раннего детства, а в юности полюбили друг друга. Но как выяснилось, Софья была в сильной обиде на Александра из-за того, что тот уехал в Сант-Петербург и не писал ей.

Вернувшись домой, Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова, отца Софьи, с намерением жениться на девушке. Но София реагирует на его приезд довольно холодно. Сначала Александр не догадывается, что его приезд не к месту. Выясняться, что Софье нет дела до Чацкого, ведь она влюблена в другого и погружена в свои переживания.

Возлюбленным оказывается Алексей Молчанин, который проживает в ее усадьбе и приходится секретарем Павла Афанасьевича. Но Чацкий не знает этого, потому он пытается понять, кто украл сердце его Сони. Алексея он не считает за противника, а видит в нем лишь жалкого человека, который не достоин ни внимания, ни любви девушки. Помимо всего прочего, он презирает его за попытки угодить всем вокруг, особенно тех, кто выше него по статусу. После того как Александр понимает, что именно этот мелкий человек понравился его Софье, он в ней окончательно разочаровался.

С самого начала и до конца комедии Чацкий то и дело читает выразительные монологи, в которых раскрывает всю сущность московского общества. Ярче всего представляет в них это самое общество папа Сони — Павел Фамусов. Однако в этом самом обществе недолюбливают Александра и поговаривают о его сумасшествии. Слухи о том, что у Чацкого не все в порядке с головой, начала распускать Софья, обидевшись, что он как негодяй ее бросил. А люди с радостью их подхватили и разнесли по всей столице. В финальном действии пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву.

В произведении, как и в любой классической пьесе, соблюдены единство места и времени происходящего. События разворачиваются в течение суток в доме Фамусова. В сюжете отражаются две линии: любовная история Чацкого и его противостояние столичному обществу.

Конфликт произведения

Пьеса выделяется среди других произведений тем, что в ней два конфликта: любовный и социальный. Первый строится вокруг любви Чацкого к Соне. Социальное противоречие разворачивается вокруг противостояния «века нынешнего и века минувшего». При этом каждый из двух конфликтов тесно между собой переплетаются.

Пока Чацкий пытается выяснить, что произошло с Соней и в кого она влюблена. Ради этого он общается с ней самой, ее отцом и Молчаниным. Во время этих диалогов он понимает, что его новаторские взгляды расходятся с каждым из героев. Они типичные консервативные дворяне, а Молчанин хотел бы им стать. Эти люди не хотят что-то менять в своей жизни, поэтому их пугает Чацкий и его взгляды. Все 4 действия комедии они спорят между собой об идеалах, семейных ценностях и работе.

Персонажи комедии

В произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» есть два типа персонажей:

  • главные герои;
  • второстепенные герои;
  • внесценические персонажи.

Последние — герои, которые ни разу не вышли на сцену, но их имена то и дело упоминались по мере развития сюжета пьесы. Грибоедов безусловно был новатором. Он возложил на этих немых героев задачу дополнить таблицу и помочь раскрыть всю абсурдность «барской» России.

Удивительно, что второстепенные герои, в отличие от них, появляются на сцене, но при этом не играют практически никакой роли в развитии сюжета. Но и они, как и все другие персонажи, отлично характеризуют фамусовское общество, даже несмотря на свои эпизодические роли.

Среди них особенно смогли выделиться Загорецкий и Репетилов. Именно образ первого доказывает читателю, что все дворянство по натуре своей глубоко безнравственно. Хлестова охарактеризовала его как лгуна, картежника и вора, но мастера прислужить. Именно за это умение его всегда рады видеть. Горич же утверждает, что он ко всему прочему еще и стукач, и предостерегает Чацкого говорить о чем-либо серьезном при нем.

Репетилов — своеобразное высмеивание Александра Чацкого. Он наоборот, судит людей, которые искажают главные идеи дворянского мира. И такой персонаж будет вечен, ведь подражатели всегда появлялись на сломе двух эпох. Такие люди, как он, претендуют на звание передовых и прогрессивных. Но в действительности они просто прибежали туда, где шум.

Наиболее интересна в комедии роль Лизы. С самого начала понятно, что она умна, умеет посочувствовать и хорошо разбирается в людях. Лиза — тот самый персонаж, пересекаясь с которым, каждый герой, сбросив маску, показывает свое истинное лицо. Ее образ — двигатель всего сюжета.

Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять. И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.

Максим Петрович

Такой персонаж, как екатерининский вельможа Максим Петрович, занимает особое место в числе образов комедии. Фамусов, говорящей о важности происхождения и чина, ставит его всем в пример. Это его идеал для подражания. Он любит рассказывать о его достижениях, ведь это гордость иметь такого родственника.

Для главы дома важно то, что его дядюшка получал ордена, был богат, имел слуг, а самое главное — жил при князе и прислуживал самой княгине. Сам герой симпатичен другим тем, что он раздает чины, пенсии и его всегда рады видеть при дворе. Но ради достижения таких высот, когда было нужно прогнуться под кого-то, он всегда это делал.

Именно Максим Петрович дает понять, что человек в обществе Фамусова оценивается по занимаемой им должности и его статусу. И это общество всеми силами борется за то, чтобы все оставалось как есть, без изменений. Они стараются всеми силами следовать традициям, доказывать непоколебимость авторитетов и свое превосходство.

Дворянин в Российской империи защищен в первую очередь своим статусом. Но если он еще не нарушает традиции своего класса, то перед ним открываются все возможности. Главное — не быть неудачником, как Репети-Лова. Это еще один второстепенный персонаж, который, несмотря на свой статус, пытался метить на высокую должность, но ничего не вышло.

Фома Фомич

Человек, который, в отличие от Молчанина, сумел добиться высокого положения в обществе. У него уже есть чины и высокий статус. Он был начальником отделения при трех министрах — это главное в нем для Молчанина. В то время как Чацкий описывает его как самого пустого человека из всех бестолковых. Этот закадровый персонаж — полная противоположность Репетилова, который встретил неудачи и в карьере, и в любви.

Француз из Бордо

Француз изначально ехал в Россию, как во что-то страшное, а приехал словно в свою провинцию. Он не встретил ничего русского в этой стране. Чацкий высмеивает желание москвичей поклоняться всему заграничному и общаться между собой на французском. Английский клуб, описанный Грбоедовым, — это одно сплошное подражание. Столичное общество ничем не занимается, но старается создать видимость активной деятельности.

Тугоковский и Горич

Платон Михайлович Горич — статусный мужчина, но находится под властью своей супруги. Его не устраивает то, что Наталья Дмитриевна указывает ему, как что-то делать, словно маленькому ребенку. Тем не менее, он не смеет оспаривать ее мнение. Он отображает еще одно явление, свойственное московскому барству, — всевластие женщин.

Также царят дела и в другой семье, что еще раз это подтверждает. Тугоуховский делает все, что говорит его супруга: приглашает в дом названных ею гостей и идет на поклон.

Эти женщины загнали своих мужчин под каблуки. Свою власть они никому не отдадут и будут защищать до последнего. Что опять же говорит о нежелании общества меняться.

Татьяна Юрьевна

Идеалом для подражания желающего всем угодить Молчанина стала Татьяна Юрьевна. Этого человека он берет себе как пример для восхищения и подражания, ведь она устраивает самые пышные и богатые балы в округе. Татьяна своим примером олицетворяет основные «достоинства» персонажей «Горе от ума»:

  • чинопочитание;
  • знатность;
  • достаток.

Именно по этим критериям они оценивают человека и думают, имеет ли смысл с ним общаться. Когда Молчанину становится известно, что Чацкий знаком с ней, он удивлен. Ведь Александр казался ему сумасшедшим.

Роль помещиков

В произведение также упоминаются и помещики, которые только и делают, что хвастаются своей способностью выменять слуг на борзых щенков.

Есть среди них и те, что любят поиграть на публику. Они устраивают в своих особняках балы для крепостных. Но затем они, нисколько не беспокоясь о людях, продают поодиночке матерей и их детей, несмотря на то, что семья распадется.

Другие герои

Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.

К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:

  • Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
  • Барон фон Клоц и его продажные секретари;
  • Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
  • Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
  • Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
  • Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.

Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.

Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 05.09.2019

(432 слова) Пьесу «Горе от ума», в которой А.С. Грибоедов создал обобщенную картину общественной жизни в России 10-х —начала 20-х гг. XIX века, принято считать одним из первых русских реалистических произведений. Чертой реализма является и наличие в пьесе внесценических персонажей. Они вводятся, чтобы расширить границы сцены и усилить обобщение.

Внесценические персонажи не участвуют в действии, их образы появляются в монологах и диалогах действующих лиц. Несмотря на отсутствие роли в сюжете, у них есть важная художественная функция. В пьесе всех внесценических персонажей можно разделить на группы. К первой относятся все герои, близкие Чацкому. Среди сценических героев он кажется «одиноким правдолюбцем», но наличие внесценических «единомышленников» свидетельствует о неслучайности, типичности такого характера для того времени. Кроме Чацкого, по-своему противостоят фамусовскому обществу брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской — князь Фёдор, который «чинов не хочет знать» («Он химик, он ботаник…»), также есть и профессора Чацкого. Всех их, в силу прогрессивности взглядов и нежелания мириться с устоявшимся в обществе порядком вещей, принято считать частью «века нынешнего».

При помощи внесценических персонажей как будто раздвигаются стены особняка Фамусова, укрупняется конфликт пьесы. Это достигается отчасти и тем, что в пьесе фактически нет резкой черты, отделяющей сценических героев от внесценических, так как Грибоедов использует такой прием, при котором сценические пероснажи сначала предстают как внесценические (Чацкий, Скалозуба, Горич).

Таким образом, роль внесценических персонажей в «Горе от ума» — создание в рамках ограниченного пространства и времени комедии широкой обобщающей картины общественной жизни России начала XIX века, из почти домашнего конфликт становится социальным, так как все сценические персонажи принадлежат к одной из противоборствующих сторон.

Автор: Алёна Дружина

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Роль внесценических персонажей в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)», в котором вы узнаете о том, как внесценические персонажи влияют на развитие сюжета пьесы, какое место они занимают в главном конфликте произведения и каким образом характеризуют главных действующих лиц.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала абсолютно новым явлением в русской литературе. Она соединила в себе множество стилей, как старых, так и новых. В ней присутствуют элементы романтизма, классицизма и нового на то время реализма. Реалистичности сценам пьесы добавляло присутствие в них внесценических персонажей. Главная их функция – раскрывать характеры героев произведения, дополнять обстоятельства и углублять конфликт пьесы.

Внесценических персонажей так много, что их количество превышает действующих. Этот факт указывает на то, что автор отходит от классицистических уставов и внедряет реалистические элементы. Главным конфликтом пьесы является противостояние людей, которые представляют разные эпохи – прошлую и настоящую. Внесценические персонажи помогают подчеркнуть положительные стороны одной эпохи и указать на изъяны другой.

Представителем нынешней эпохи является Чацкий. Он передовой человек, который смотрит не в прошлое, а в будущее. Внесценических персонажей, поддерживавших его взгляды на жизнь, намного меньше, чем антиподов. Главным старовером в пьесе выступает Павел Афанасьевич Фамусов. На защиту своих убеждений он приводит в пример не одного внесценического героя. Поэтому защитников прошлого намного больше, чем настоящего.

Это показывает нынешнее состояние общества, которое в большинстве своем отказывается принимать новые идеи, предпочитая им то, к чему они давно уже привыкли. Внесценических персонажей, которые раскрывают суть мировоззрения Чацкого, двое. Первый из них, брат Скалозуба, проскакивает с небрежностью в разговорах. О нем говорят, что безумец, набравшись правил, бросил службу и уехал в деревню читать книги. Второй же, князь Федор, попал под влияние страшных профессоров Петербургского института.

На этом внесценические сторонники Чацкого исчерпываются. Это доказывает тот факт, что ситуация в России на тот момент была сложной. Прогрессирующие силы были в меньшинстве. Фамусовское же общество процветало. Рассмотрим подробнее внесценических персонажей, олицетворяющих старую эпоху.

Героями фамусовцев являлись такие московские тузы, как Кузьма и Максим Петровичи, Нестор. На самом деле они показывали недостатки общества. Так Кузьма Петрович олицетворял низкопоклонство или же лицемерие, Максим Петрович – благоговейный трепет перед деньгами, а Нестор – преданность крепостничеству.

Интересными внесценическими героинями являются женщины с твердым стержнем. Эти дамы легко заправляют всем и раздают путевки в светлое будущее. Фамусов души не чает в Татьяне Юрьевне, а Молчалин настоятельно рекомендует Чацкому показаться в ее поместье. Еще одной влиятельной дамой можно назвать Марию Алексеевну. Фамусов всегда считается с ее мнением. Не менее высокопоставленной является и Хлестова. Все эти дамочки находятся во главе фамусовского общества. Рядом с ними свирепствует и деспотизм.

Еще одна группа внесценических персонажей, которая пытается быть похожей на Чацкого и молодых людей нынешнего века, но терпит во всем поражение, присутствует в пьесе Грибоедова. К таким относятся Репетилов, князь Григорий, который разговаривает как подлинные англичане, Воркулов – певец какой-то странной оперы, Левой и Боренька, не удостоенные даже какого-либо слова, ведь сказать о них особо нечего. Как же не вспомнить и об Удушьеве – писателе без таланта.

Еще один порок общества фамусовцев – чрезмерное поклонение всему иностранному. Кстати, он до сих пор актуален для нашего общества. Чацкий же напротив не хочет даже слушать о внедрении «иностранщины». Он осуждает смешивание языков и вспоминает о Гильоме и еще одном французе, приехавшем из Бордо, которые не увидели в России ни одного русского лица и не услышали русскую речь.

А все потому, что каждый из россиян пытался перенять что-то у своих иностранных соседей, да так увлеклись этим процессом, что потеряли свою неповторимость. От русских в них осталось только имя. В том, что Чацкого объявляют сумасшедшим, тоже отчасти виновны внесценические персонажи. Какие-то Дрянские, Хворовы, Скачковы давно уже были осведомлены о проблемах Чацкого с психикой. Не стала исключением и его мать Анна Алексеевна. О ней также вспоминают, как о психически нестабильной женщине.

Все эти персонажи составляют определенную картину мира, созданную Грибоедовым. Вот каким он видит высший свет: глупый, сопротивляется образованию и наукам, эгоистичен: представителей высшего света интересуют только их собственные проблемы, они варятся в своем котелке, не отходя от него ни на шаг. Каждый из них пытается перенять что-то от иностранцев и все, худшее оно или лучшее, примеряет на себя. Пока есть такие, как Чацкий, существует и надежда на лучшее. Но свет слишком слаб, ведь таких Чацких очень мало. Высший свет не поддерживает его, а считает сумасшедшим. В этом и состоит суть проблемы.

Таким образом, внесценические персонажи являются важным элементом в пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Они то и дело всплывают в диалогах главных героев. Почти все эти персонажи озабоченны исключительно своими проблемами. Их не интересует страна и то, что в ней происходит. Внесценические герои дают полную характеристику временам, о которых идет речь в пьесе. Грибоедов, как настоящий мастер, очень тонко и осторожно вплетает их в сюжетную канву, при этом оставляя в целости и сохранности общую структуру произведения.  

Все эти люди объединяют не только эпохи и времена, героев пьесы и антигероев, а также действующих лиц и зрителей. Благодаря внесценическим персонажам, зрители не чувствуют себя отделенными от этой прекрасной истории. Все эти люди, о которых вспоминают, которыми восхищаются, на самом деле близки и знакомы абсолютно всем. Внесценические герои утверждают своим присутствием одну из главных идей пьесы: люди не умеют отпускать прошлое, они всегда ровняются не на тех, кто впереди, а на тех, кто уже давно потерял свои позиции.

Автор: · 05.07.2017

(238 слов)

В произведении Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” присутствует несколько типов персонажей: главные герои и внесценические персонажи, имена которых только упоминаются по ходу развития пьесы, но сами они не появляются на сцене. Таких отсутствующих людей в комедии очень много, например, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и другие. Их имена упоминаются для того, чтобы показать читателю общество России 19 века во всех красках, но при этом уложиться в рамки спектакля.

Большинство внесценических персонажей, на которых ссылается Фамусов в беседе со своими гостями, являются, как их называет Чацкий, “отечества отцами”, чье поведение нужно принять за образец удачной карьеры в обществе. Один из таких людей – это покойный дядя Максим Петрович, который служил императрице Екатерине и делал это довольно успешно, по мнению Фамусова, и довольно низко, по мнению Чацкого.

Другой пример – Татьяна Юрьевна, о которой говорит Молчалин. “Как обходительна! Добра! Мила! Проста! Балы дает нельзя богаче. От Рождества и до поста”. По мнению, возлюбленного Софьи, Чацкому стоит чаще наносить визиты женщинам и заводить полезные связи, чтобы достичь высокого положения в обществе.

Примеры, приведенные выше, отражают главную идею фамусовского общества: нужно любыми способами добиться, выслужить себе положение в обществе, и внесценические персонажи приходятся к слову, когда речь заходит о тех, кто, по мнению окружающих, достиг высот, считаемых в обществе 19 века образцовыми. С таких персонажей как Максим Петрович или Татьяна Юрьевна и стоит брать пример всем остальным (читай Чацкому). Этим людям льстят даже за глаза – не это ли великое достижение?

Автор: Карина Тегаева

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/vnestsenicheskie-personazhi-komedii-gore-ot-uma.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/rol-vnestsenicheskih-personazhej-v-pese-gore-ot-uma-a-s-griboedov/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-na-temu-rol-vnescenicheskix-personazhej-v-pese-gore-ot-uma-a-s-griboedov.html
  • https://literaguru.ru/kakova-rol-vnestsenicheskih-personazhej-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт