Софокл «Царь Эдип» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Трагедия «Царь Эдип» Софокла является прекрасным образцом древнегреческой драматургии, сохранившимся до наших дней. Представляет большую культурную ценность, поскольку признана одной из наиболее совершенных трагедий античности.

Рекомендуем читать онлайн по главам краткое содержание «Царя Эдипа» , которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Для проверки знаний можно воспользоваться специальным тестом на нашем сайте.

Главные герои

Эдип царь Фив, мудрый и справедливый правитель

Иокаста супруга и мать Эдипа, сильная духом, мудрая женщина, которой суждено было пережить немало невзгод.

Креонт брат Иокасты, благородный мужчина, который превыше всего ценит дружбу и честь.

Другие персонажи

Тиресий слепой старик, предсказатель.

Вестник гонец из Коринфа, раскрывший тайну рождения Эдипа.

Пастух слуга царя Лая, которому было поручено умертвить младенца.

Краткое содержание

Пролог

Жители Фив, во главе со жрецом, обращаются за помощью к своему правителю – царю Эдипу. Они в страшном смятении, поскольку «смертельный мор постиг и мучит город»: гибнет урожай, чахнет скот, умирают нерожденные младенцы в утробах матерей. Фивяне не сомневаются, что только Эдип сможет спасти их город от страшной беды, и молят его о защите.

Царь успокаивает своих подданных и говорит, что уже послал своего шурина Креонта к оракулу, чтобы тот узнал у бога Аполлона о причине обрушившейся эпидемии.

Возвращается Креонт и сообщает, что ему поведал оракул: бог Аполлон разгневан на жителей Фив за то, что «град отягощен убийством», а они скрывают преступника – убийцу прежнего царя Лая. Узнав об этом, Эдип принимает решение «мстить за родину и бога» и возвратить своим подданным былое благоденствие.

Эписодий первый

Эдип созывает всех граждан и держит перед ними речь. Он объясняет им, кто «виновник скверны, поразившей город», и призывает выдать убийцу или же самому ему признаться. Перед своим народом царь дает клятву, что непременно отыщет и по всей строгости покарает убийцу Лая.

Но как узнать, где скрывается преступник? Эдип обращается за помощью к старцу Тиресию, прорицателю, который «столь же прозорлив, как Аполлон державный». Слепой старик отказывается помогать Эдипу и не называет имени цареубийцы. Когда же разгневанный правитель обвиняет его в пособничестве преступнику, Тиресий, не выдержав оскорбления, бросает царю в лицо: «Страны безбожный осквернитель – ты!».

Услышав эти слова, Эдип грозится наказать наглого насмешника, но, успокоившись, пытается узнать у прорицателя, что он имеет в виду, ведь царь прямого отношения к убийству своего предшественника не имеет. Тиресий дает понять, что проблема скрыта в происхождении Эдипа, но умалчивает о подробностях.

Эписодий второй

Эдип уверен, что преступником является Креонт, и он намеревается убить его или изгнать из Фив. После убийства Лая по закону он должен был занять его престол, однако это сделал Эдип, решивший загадку Сфинкса и освободивший город от чудовища. Возможно ли, что Креонт затаил обиду на своего соперника и сделал Тиресия орудием своих действий?

Узнав о том, что Эдип подозревает его в преступлении, Креонт объясняет, что никогда не стремился стать царем, и предпочитал «всегда лишь долю власти». Однако Эдип не верит ему и собирается наказать изменника.

В их спор вмешивается супруга Эдипа и родная сестра Креонта – царица Иокаста. Узнав о причине конфликта между мужем и братом, она пытается успокоить Эдипа и призывает не брать на веру предсказания. Иокаста, рассказывает, что в молодости сама стала жертвой прорицания, согласно которому ее муж Лай должен был погибнуть от руки их первенца. Царь приказал проколоть ноги их новорожденному сыну и оставить его на высокой скале, а между тем пал «от разбойников безвестных».

Однако рассказ Иокасты вместо успокоения еще больше тревожит Эдипа. Он вспоминает свои юные годы, когда от оракула он узнал, что судьбой ему суждено «с матерью сойтись», родить детей и «стать отца родимого убийцей». В страхе покинул Эдип родителей и отправился странствовать по свету. Так случилось, что помимо воли ему пришлось убить возницу и старика, по описанию очень похожего на царя Лая. И если убитый им старец действительно был царем Фив, то Эдип вынужден немедленно покинуть город.

Разрешить сомнения царя может лишь старый раб, который при нападении «спасся и бежал».

Эписодий третий

К Иокасте приходит вестник из Коринфа и сообщает о том, что коринфяне желают видеть своим царем Эдипа. Однако тот боится взойти на престол, поскольку хорошо помнит предсказания оракула. И если его отец, правитель Коринфа, пал не от его руки, то еще не разрешилась участь второй части предсказания, в которой Эдипу суждено разделить ложе с собственной матерью.

Вестник пытается понять причины сомнений Эдипа и, когда узнает о предсказании, спешит обрадовать царя. Выясняется, что царская супружеская чета из Коринфа много лет назад усыновила младенца, которого на высокой скале нашел пастух. Приметой мальчика были «проколотые ноги».

Услышав это, Иокаста пытается остановить Эдипа от дальнейшего расследования. Женщина готова до конца дней нести тяжкое бремя страшной тайны, однако царь непременно хочет узнать все подробности своего рождения.

Эписодий четвертый

Эдип вызывает старого пастуха, которому в свое время царь Лай поручил умертвить собственного сына. Пастух боится сказать правду повелителю, поскольку ему «весь ужас высказать придется».

Раскрытая тайна рождения Эдипа приводит к помешательству Иокасты, которая кончает жизнь самоубийством. Ослепленный горем Эдип вонзает острие булавки в глазницы матери, которой суждено было стать и его женой. Невозможно передать страдания царя: «зрелище такое разжалобить способно и врага». Залитый кровью, ослепший Эдип прощается с детьми, которых он поручает заботам Креонта, а сам покидает Фивы.

Заключение

В своей пьесе Софокл в полной мере раскрывает проблему судьбы, рока и осознанного человеческого выбора. Автор уверен, что при любых обстоятельствах человек должен сам отвечать за все совершенные поступки.

После прочтения краткого пересказа «Царя Эдипа» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором древнегреческой трагедии «Царь Эдип»?</h3>

    • <label>Софокл</label>
    • <label>Гомер</label>
    • <label>Еврипид</label>
    • <label>Геродот</label>

(новая вкладка)

Пролог

Фивы охвачены чумой и голодом. Царь Эдип отправил Креонта, брата своей жены Иокасты (она – вдова прежнего царя) к Дельфийскому оракулу, служителю Аполлона, чтобы узнать, как прекратить бедствие. Жрец Зевса с делегацией юношей тоже умоляет царя спасти город.

От вернувшегося Креонта царь узнает, что кара обрушилась на город из-за того, что не отомщена смерть предыдущего правителя Фив – Лаия. Тот царь погиб от руки неизвестного прохожего, и его убийца не понес наказания. Эдип готов «мстить за родину и бога», восстановить справедливость.

Эписодий первый

Эдип проклинает убийцу Лаия, упрашивает всех, кто знает имя преступника – открыть его. Пособникам убийцы обещано изгнание, не смерть – лишь бы назвали, кто виновен. Убийца – изгой, проклятый, ненавистный богам и людям. Для Эдипа погибший – как родной отец.

Единственная надежда что-то узнать – слепой пророк Тиресий. Но старик отказывается отвечать. Эдип стыдит его. Наконец, Тиресий отвечает: «убийца Лаия – ты сам!» Эдипу такое обвинение кажется абсурдным, а Тиресий – выжившим из ума. Он напоминает, что власть получил без интриг, лишь отгадав загадку коварного губителя Сфинкса.

Тиресий пророчествует: Эдип зрячий, но не лучше слепого. Не знает ни своих родителей, ни с кем живет. Его воцарение – не к добру, и будет проклят он, брат собственных детей, за мать свою. Уходя, Тиресий предвещает Эдипу гибель – как убийце отца и мужу матери.

Эписодий второй

Эдип уверен, что Креонт метит на его место, и в сговоре с Тиресием. Он угрожает родственнику смертью, то отвечает, что власти ему и так хватает, на трон ее он не променяет. Иокаста приходит утихомирить мужа и брата.

Оказывается, в ее судьбе есть несбывшееся пророчество. В тех же Дельфах покойному царю Лаию сказали, что он умрет от руки сына. Тогда царь выбросил маленького сына в горную пустыню. И что же? Он был убит на перекрестке, рукой какого-то незнакомца! Выходит, не всякому пророчеству стоит доверять.

Эдип слушает ее с всевозрастающей тревогой. По всем приметам сходится, что в молодости он был на той дороге, видел Лаия с пятью сопровождающими. Эдипа, царского сына, они грубо сгоняли с дороги. Удар ему нанес погонщик – Эдип ответил тем же. Тогда сам господин из повозки огрел его «двойным стрекалом». Не вытерпев, Эдип «посохом его ударил в лоб». А после расправился с остальными.

Эдип осведомляется: есть ли свидетели гибели Лаия? Выясняется, что да, жив какой-то раб. Увидев Эдипа царем, он запросился жить подальше от города. Взволнованный Эдип лелеет одну надежду: тот раб передал, что Лаия убили разбойники. А он в тот день шел один.

В юности на каком-то пиру пьяный гость сказал Эдипу, сыну коринфского царя Полиба, что он – подкидыш. Но юноша не поверил. И отправился за предсказаньем в Дельфы. И там узнал, что станет убийцей родного отца и мужем собственной матери. Устрашившись чудовищного предсказанья, Эдип решил уйти из семьи, чтобы пророчество не сбылось.

Эписодий третий

В Фивы приходит престарелый вестник из Коринфа. Новости у него две: плохая и хорошая. Во-первых, отец Эдипа скончался от старости и болезней. Во-вторых, народ коринфский хочет Эдипа себе в цари. Но Эдип ни в какую: пока жива мать Меропа – ноги его там не будет. Ведь боги предсказали, что он станет ее мужем!

Иокаста рада: отец Эдипа умер своей смертью. Значит, пророчество было ложным. Но вестник возражает: зря Эдип боялся. Ведь он – найденыш, а не родной сын. Сам вестник взял его, с искалеченными, проколотыми ножками, у пастуха «в долине Киферона», отдал бездетной царственной паре.

Оказывается, свидетель смерти Лаия – и есть тот пастух. Теперь и Иокасте не по себе. Эдип считает, что жене зазорно, что она породнилась неизвестно с кем. Сам он намерен выяснить правду о своем происхождении.

Эписодий четвертый

От старенького пастуха Эдип узнает страшную правду: он сын Лаия. По пророчеству он должен был убить отца. Тогда Лаий велел жене Иокасте отдать ребенка на смерть, в руки раба. Тот пожалел младенца, отдал пастуху. Мальчик вырос, случайно в дороге убил отца, а теперь – женат на матери, отец ее детей.

Иокаста в ужасе вешается, Эдип ослепляет себя. Креонт провозглашается царем. Еще недавно Эдип грозил ему смертью, а теперь умоляет позаботиться о дочках – Антигоне и Исмене. В конце концов, сыновья, мужчины, сами пробьют себе дорогу в жизни, чего не скажешь о девочках. Никто не захочет взять их в жены. Креонт с состраданием относится к уничтоженному горем и позором Эдипу. Бывший царь просится в злополучную «долину Киферона» – туда, где в младенчестве должна была оборваться его жизнь.

В финале звучит итог трагедии: еще недавно Эдип слыл самым удачливым и мудрым человеком в Фивах. В мгновенье ока все переменилось. И каждый смертный человек должен помнить: пока жив, пусть не спешит радоваться удаче. «Не считай мужа счастливым под улыбкой божества».

Читательский дневник по пьесе «Царь Эдип» Софокла

Сюжет

Эдип, сын коринфского царя, царствует в Фивах, женат на Иокасте, отец сыновей и дочерей. Эдипу было предсказано, что он убьет отца и женится на матери. Поэтому он покинул родной Коринф. Фивы он получил за разгадку загадки злого Сфинкса.

Теперь мор косит жителей Фив. Эдип от родственника Креонта узнает, что боги прокляли город за безнаказанное убийство предыдущего царя – Лаия. Эдип просит прорицателя Тиресия назвать убийцу. Тот отвечает, что убил Эдип. Тогда царь в ужасе припоминает, что много лет назад на одной дороге убил какого-то знатного человека со слугами. Те били путника, требуя посторониться. Выжил лишь один очевидец – старый раб.

Раб открывает тайну рождения Эдипа. Оказывается, он сын Лаия и Иокасты. Его судьба была – убить отца и взять в жены мать. Лаий приказал бросить ребенка в горах. Но раб пожалел его, оставил пастуху. Так мальчик попал в Коринф. Выходит, пророчество сбылось. Опозоренная Иокаста сводит счеты с жизнью, Эдип ослепляет себя и уходит из дворца. В один миг, счастливый и могущественный, он стал ничтожным и несчастным.

Отзыв

В основе трагедии – могущество слепой судьбы, рока, ответственности человека за свои поступки – вольные и невольные, и даже за поступки других людей. Тема возмездия за преступление, злой иронии судьбы, цены за ошибку, неведения и правды. В пьесе человек не в силах преодолеть волю богов. В целом положительный, достойный герой вдруг оказывается худшим из преступников. Он сам «казнит» себя. Счастье изменчиво, как и жизнь: сегодня есть, а завтра нет.

В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей. Собственно благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу — прорицателю Тересию. Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.

Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник. Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.

Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы избежать не возможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.

Оцените произведение: Голосов: 56

Читать краткое содержание Софокл — Царь Эдип. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Софокл — Царь Эдип

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Вересаев

    Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель и врач, родился 16 января 1867 г. Родиной писателя стал город Тула. Настоящая фамилия Вересаева – Смидович. Его отец, Викентий Игнатьевич Смидович

  • Краткое содержание Алданов Чертов мост

    В этой книге автор повествует о всех героических подвигах генерала Суворова. Этот величайший полководец и победитель во время сражений оказывается вовлеченным в интриги австрийских военных.

  • Краткое содержание Островский Как закалялась сталь

    Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий

  • Краткое содержание Железников Хорошим людям — доброе утро

    Послевоенное время, мальчик Толя не видел своего отца, который, как все считали, погиб на войне. От друга отца семья узнаёт, что отец сдался в плен, и теперь его считают предателем. Катерина, его жена, с сыном переезжает в Гурзуф к деду

  • Краткое содержание Гоголь Нос

    Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору.

Софокл «Царь Эдип» – краткое содержание

читайте также статьи Софокл, Софокл (краткая биография), Софокл «Царь Эдип» — анализ

Пассивная покорность перед грядущим чужда героям Софокла, которые сами хотят быть творцами своей судьбы, и полны силы и решимости отстаивать свое право. Все древние критики, начиная с Аристотеля, называли трагедию «Царь Эдип» вершиной трагического мастерства Софокла. Время ее постановки неизвестно, примерно оно определяется 428 – 425 гг. до Р. Х. В отличие от предыдущих драм, композиционно близких к диптиху, эта трагедия едина и замкнута сама в себе. Все ее действие сосредоточено вокруг главного героя, который определяет каждую отдельную сцену, являясь ее центром. Но, с другой стороны, в «Царе Эдипе» отсутствуют случайные и эпизодические персонажи. Даже раб царя Лая, некогда по его приказанию унесший из его дома новорожденного младенца, впоследствии сопровождает Лая в его последней роковой поездке; а пастух, тогда же пожалевший ребенка, выпросивший и унесший его с собой, теперь прибывает в Фивы послом от коринфян, чтобы уговорить Эдипа воцариться в Коринфе.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Сюжет своей трагедии Софокл взял из фиванского цикла мифов, очень популярного среди афинских драматургов; но у него образ основного героя, Эдипа, отодвинул на задний план всю роковую историю несчастий рода Лабдакидов. Обычно трагедию «Царь Эдип» относят к аналитическим драмам, так как все действие ее построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

sophocles-2.jpg

Софокл

Действие этой трагедии Софокла открывается прологом, в котором процессия фиванских граждан направляется ко дворцу царя Эдипа с мольбой о помощи и защите. Пришедшие твердо уверены, что лишь Эдип может спасти город от свирепствующей в нем моровой язвы. Эдип успокаивает их и говорит, что уже послал своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы узнать от бога Аполлона о причине эпидемии. Появляется Креонт с оракулом (ответом) бога: Аполлон разгневан на фиванцев за то, что они укрывают у себя ненаказанного убийцу прежнего царя Лая. Перед собравшимися царь Эдип клянется разыскать преступника, «кто б ни был тот убийца». Под угрозой тяжелейшего наказания он приказывает всем гражданам:

Афинские зрители, современники Софокла, с детства знали историю царя Эдипа и относились к ней как к исторической реальности. Им хорошо было известно имя убийцы Лая, и поэтому выступление Эдипа в роли мстителя за убитого приобретало для них глубокий смысл. Они понимали, следя за развитием действия трагедии, что иначе не мог действовать царь, в руках которого судьба всей страны, всего безгранично преданного ему народа. И страшным самопроклятием звучали слова Эдипа:

Царь Эдип призывает прорицателя Тиресия, которого хор называет вторым после Аполлона провидцем будущего. Старик жалеет Эдипа и не хочет назвать имя преступника. Но когда разгневанный царь бросает ему в лицо обвинение в пособничестве убийце, Тиресий, также вне себя от гнева, заявляет: «Страны безбожный осквернитель – ты!». Эдип, а вслед за ним хор, не может поверить в истину прорицания.

У царя возникает новое предположение. Софокл повествует: после того, как фиванцы лишились своего царя, убитого где-то во время паломничества, законным преемником его должен был сделаться брат овдовевшей царицы – Креонт. Но тут пришел неизвестный никому Эдип, решил загадку Сфинкса и спас Фивы от кровожадного чудовища. Благодарные фиванцы предложили своему спасителю руку царицы и провозгласили его царем. Не затаил ли Креонт обиду, не решил ли он воспользоваться оракулом, чтобы свергнуть Эдипа и занять престол, избрав орудием своих действий Тиресия?

edipus-sphinx.jpg

Эдип и сфинкс

Эдип обвиняет Креонта в измене, грозя ему смертью или пожизненным изгнанием. А тот, чувствуя себя невинно заподозренным, готов броситься с оружием на Эдипа. Хор в страхе не знает, что делать. Тогда появляется жена царя Эдипа и сестра Креонта, царица Иокаста. Зрители знали о ней только как об участнице кровосмесительного союза. Но Софокл изобразил ее волевой женщиной, авторитет которой в доме признавали все, включая брата и мужа. Оба ищут в ней поддержки, а она спешит примирить ссорящихся и, узнав о причине ссоры, высмеивает веру в предсказания. Желая подкрепить свои слова убедительными примерами, Иокаста рассказывает, что бесплодная вера в них исковеркала ее молодость, отняла у нее первенца, а ее первый муж, Лай, вместо предсказанной ему смерти от руки сына, стал жертвой разбойничьего нападения.

Рассказ Иокасты, рассчитанный на то, чтобы успокоить царя Эдипа, в действительности вызывает у него тревогу. Эдип вспоминает, что оракул, предсказавший ему отцеубийство и брак с матерью, заставил его много лет тому назад покинуть родителей и Коринф и отправиться странствовать. А обстоятельства гибели Лая в рассказе Иокасты напоминают ему одно неприятное приключение времени его странствий: на перекрестке дорог он убил случайно возницу и какого-то старика, по описанию Иокасты похожего на Лая. Если убитый действительно был Лаем, то он, царь Эдип, проклявший самого себя, и есть его убийца, поэтому он должен бежать из Фив, но кто примет его, изгнанника, если даже на родину он не может вернуться без риска сделаться отцеубийцей и мужем матери.

Разрешить сомнения может лишь один человек, старый раб, который сопровождал Лая и бегством спасся от смерти. Эдип велит привести старика, но тот уже давно покинул город. Пока гонцы разыскивают этого единственного свидетеля, в трагедии Софокла появляется новый персонаж, который называет себя вестником из Коринфа, прибывшим с известием о смерти коринфского царя и об избрании Эдипа его преемником. Но Эдип боится принять коринфский престол. Его пугает вторая часть оракула, в которой предсказывается брак с матерью. Вестник наивно и от всего сердца спешит разубедить Эдипа и открывает ему тайну его происхождения. Коринфская царственная чета усыновила младенца, которого он, в прошлом пастух, нашел в горах и принес в Коринф. Приметой ребенка были проколотые и связанные ножки, из-за чего он получил имя Эдипа, т. е. «пухлоногого».

Эту сцену «узнавания» Аристотель считал вершиной трагического мастерства Софокла и кульминацией всей трагедии, причем особо выделил художественный прием, называемый им перипетией, благодаря которому осуществляется кульминация и подготовляется развязка[1]. Смысл происшедшего первая понимает Иокаста и во имя спасения Эдипа делает последнюю тщетную попытку удержать его от дальнейших расследований:

Софокл наделил громадной внутренней силой эту женщину, которая готова одна до конца дней своих нести бремя страшной тайны. Но царь Эдип уже не слушает ее просьб и молений, он поглощен одним желанием раскрыть тайну, какой бы она ни была. Он еще бесконечно далек от истины и не замечает странных слов жены и ее неожиданного ухода; а хор, поддерживая его в неведении, славит родные Фивы и бога Аполлона. С приходом старого слуги выясняется, что тот действительно был свидетелем гибели Лая, но, кроме того, он же, получив некогда от Лая приказание умертвить ребенка, не решился это сделать и передал его какому-то коринфскому пастуху, которого теперь, к своему смущению, он узнает в стоящем перед ним вестнике из Коринфа.

Итак, Софокл показывает, что все тайное становится явным. На орхестре появляется глашатай, пришедший возвестить хору о самоубийстве Иокасты и о страшном поступке Эдипа, вонзившего себе в глаза золотые булавки с одеяния Иокасты. С последними словами рассказчика появляется сам царь Эдип, ослепший, залитый собственной кровью. Он сам осуществил проклятие, которым в неведении заклеймил преступника. С трогательной нежностью прощается он с детьми, поручая их заботам Креонта. А хор, подавленный происшедшим, повторяет древнее изречение:

Противниками царя Эдипа, борьбе с которыми отданы его огромная воля и безмерный ум, оказываются боги, чья власть не определяется человеческой мерой.

Для многих исследователей эта власть богов представлялась в трагедии Софокла настолько подавляющей, что заслоняла собой все остальное. Поэтому, основываясь на ней, трагедию часто определяли как трагедию рока, перенося даже это спорное объяснение и на всю греческую трагедию в целом. Другие стремились установить степень моральной ответственности царя Эдипа, говоря о преступлении и неизбежном наказании, не замечая расхождения между первым и вторым даже в пределах современных Софоклу представлений. Интересно, что, по Софоклу, Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы, а энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. В этой борьбе, в своем противостоянии страстям и страданиям, он выходит победителем, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая в этом свои страдания. У младшего современника Софокла Еврипида в финале односюжетной трагедии Креонт приказывал слугам ослепить Эдипа и выгонял его за пределы страны.

Дочь Эдипа, Антигона, выводит слепого отца из Фив. Картина Жалабера, 1842

Противоречие между субъективно неограниченными возможностями человеческого разума и объективно ограниченными пределами деятельности человека, отраженное в «Царе Эдипе», – одно из характерных противоречий софокловского времени. В образах богов, противостоящих человеку, Софокл воплотил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, законы которого были еще почти не познаны человеком. Сам поэт еще не усомнился в благостности миропорядка и в незыблемости мировой гармонии. Вопреки всему Софокл оптимистически утверждает право человека на счастье, считая, что несчастья никогда не сокрушают того, кто умеет противостоять им.

Софокл еще далек от искусства индивидуальных характеристик современной драматургии. Его героические образы статичны и не являются характерами в нашем смысле, так как герои остаются неизменными во всех жизненных превратностях. Однако они велики в своей целостности, в свободе от всего случайного. Первое место среди замечательных образов Софокла по праву принадлежит царю Эдипу, ставшему одним из величайших героев мировой драматургии.

[1] «Перипетия… есть перемена событий к противоположному… Так, в «Эдипе» вестник, пришедший, чтобы обрадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, объявив ему, кто он был, достиг противоположного…» (Аристотель. Поэтика, гл. 9, 1452 а).

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе
  • Софокл «Царь Эдип» – краткое содержание

Ещё по теме…

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/sofokl/car-edip
  • https://kratko.rustih.ru/sofokl-tsar-edip/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/sofokl-car-ehdip
  • http://rushist.com/index.php/literary-articles/2597-sofokl-tsar-edip-kratkoe-soderzhanie

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт