Социально-философский конфликт — основа пьесы М. Горького «На дне»

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что:

  • Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме,
  • Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу,
  • а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный сюжет является определяющим. Большинство героев не причастны к его развитию, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»

Обитатели ночлежки — представители дна жизни, бродяги, которые выброшены туда обществом и которые этому обществу уже не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер — спился,
  • Клещ — из-за болезни жены,
  • Барон — разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Таким образом, основания конфликта этих людей и действительности различны. (Причины, приведшие людей к такому состоянию, и сегодня не утратили своей актуальности.)

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

  • Бубнов

(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),

  • Клещ

(«Надо жить — по закону»),

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее  ( Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда.

Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького

Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный

(«изуверство добродетели», «лукавый старец»).

Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что

«не жалеть человека надо». Писатель считает , что «жалость унижает человека».

Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.

Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева. Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением. Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его

(» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?… Человек — выше! Человек выше сытости!»).

Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.

Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.

Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь. С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя. Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.

Наша презентация

Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Автор: · 07.06.2018

(333 слова) Горьковская пьеса «На дне» считается главным драматическим произведением автора. Неудивительно, что и по сей день ведутся споры о героях, о философской составляющей и, конечно же, о социальных конфликтах, которые являются основой постановки. Для полного понимания текста необходимо разобрать, что же является движущей силой сюжета?

Прежде всего, стоит отметить социальное противоречие. Костылев и Василиса противопоставляют себя ночлежникам. Эти люди оказались на дне жизни. Они никому не нужны. О них некому позаботиться. Ночлежники не живут, а просто существуют. Да, у них есть мечты, но они не могут их осуществить. Даже мрачное и жалкое описание их «пещеры» даёт нам понять, насколько всё плохо. На их фоне резко выделяются Василиса и Костылев. Они предстают перед нами некими хозяевами жизни. Если присмотреться поближе к этому конфликту, то мы поймем, что он имеет глобальный масштаб. Простые люди выступают против элиты. Они хотят достойных условий быта и равноправия между классами. Многие современники восприняли пьесу как аллегорию революционного движения.

Большое значение в пьесе имеет философский конфликт правды и сострадания. Первое представлено в виде Сатина. Это неоднозначный герой, так как все его высказывания противоречат поведению. Сатинский монолог – это отражение мыслей самого Горького. По мнению писателя, жизнь можно изменить только тогда, когда знаешь всю правду. Сострадание же представлено Лукой, одним из главных героев произведения. Он жалеет Анну, Пепла и Актёра. Лука даёт им мнимую надежду на лучшую жизнь. Но всё его милосердное участие не приводит ни к чему: Актёр заканчивает жизнь самоубийством, Пепел отправляется в тюрьму, а Анна умирает. Ложь лишь облегчила им восприятие этих фактов.

Любовный конфликт представлен в пьесе двумя запутанными треугольниками – «Василиса – Пепел — Наташа» и « Костылев – Василиса — Пепел». Но он является лишь составляющей социального противоречия героев. Отношения между людьми и любовная линия доказывают нам, что в таких жестоких условиях это высокое чувство не приводит к чему-то хорошему. Оно лишь калечит и ранит.

Итак, как мы видим, пьеса Горького «На дне» строится на социальном, философском и любовном конфликтах. На примере своих героев автор хочет показать, какой может быть жизнь, и предостеречь нас от фатальных ошибок, ведущих на дно.

Автор: Алёна Бузькевич

Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение “человека и народа”, отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности.

Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе “На дне”, которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия. За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники – Сатин).

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете. Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть “дрянных мошек с кишками”, каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле.

Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на “дне”, люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается “один голый человек”, такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их “философами поневоле”, эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем.

Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле.

Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества.

Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям.

Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни.

Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука.

Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом.

Только ему по силам изменить мир к лучшему.

Внешний и внутренний конфликты в драме по пьесе На дне (Горький А. М.)« Краткое содержание Старуха Изергиль по главамПлан сочинения – Авторская позиция и способы ее выражения в романе Тургенева “Отцы и дети” » Опубликовано 18.04.2014 — 21:41 — Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngm.gorkiy.docx 20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

     В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

     В 1902 году Горький создает драму «На дне».

— Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

  Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

  В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

— Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

  У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

-Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

  Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

  Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

-Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

  Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

-В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

-Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

  Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

-Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

  В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

-В чем своеобразие любовного конфликта?

  Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

  Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

 Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока «Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»»

Урок с применением диалоговых технологий….

picture-114140-1396090123.jpgКонспект урока в 10 классе «Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России».

Подробный конспект урока с приложением презентации….

Презентация по теме «Социально-философская мысль XX века»

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова…

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1…

Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе М.Горького «На дне»: дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы….

Социально — философский анализ нигилизма

Отрицание…

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

мое видение…

  • Мне нравится

 

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Конфликт в пьесе На дне

Максим Горький является великим классиком русской литературы конца 19 века и начала 20 века. Его произведения сложные и неоднозначные, но затрагивающие актуальные во все времена проблемы и имеющий глубокий смысл. Время идет вперед, а интерес к пьесе не пропадает до сих пор.

Драматическая пьеса «На дне» — главное творение из всех написанных Максимом Горьким. Основой произведения являются социальные конфликты, философские размышления о жизни и героях.

Главными героями рассказа «На дне» выступают жители ночлежки. Эти люди представляют собой бродяг, выброшенных из социума на дно. Каждый из них воспринимает свое положение по-разному — кто-то смирился с такой жизнью, кто-то мечтает изменить все к лучшему, а кто-то ищет пути, чтобы выбраться из ночлежки и начать жизнь заново.

Ярким примером социального конфликта являются взаимоотношения между Васькой Пеплом, Костылевым, его женой Натальей и сестрой жены Василисой. В этих отношениях появляется любовный многоугольник. Отношения неоднозначны и запутаны. Наталья не любит своего мужа, даже ненавидит его и ищет поддержки и сострадания у Васьки Пепла. Василиса очень ревнует Ваську Пепла к своей сестре и идет на радикальные меры в порывах ревности. Она проявляет психологическое давление и прибегает к побоям. В конфликт вмешивается сам Васька Пепел и признается в любви к Наталье.

Муж Натальи, Костылев, является хозяином ночлежки. В очередной раз, когда семья Костылевых начала избивать Наталью, Васька Пепел заступился за возлюбленную и убил Костылева. Василиса пытается стать новой хозяйкой ночлежки и дает показания против Васьки. Герой попадает в тюрьму, а Наталья в больницу. Любовный многоугольник обрывается.

Помимо социального конфликта Максим Горький описывает конфликт внутри личностный. Это Актер. На протяжении всей пьесы герой мучается от своего пристрастия к алкоголю. Однако, не поборов себя, свой внутренний конфликт, Актер вешается.

Пьеса «На дне» тяжелая и сложная в понимании, заставляющая задуматься над проблемами конфликтов не только в социуме, но и внутри себя.

Сочинение 2

Произведение Максима Горького «На дне» является одним из самых его драматичных произведений. Остается фактом, что и по сегодняшний день происходят жаркие споры о персонажах произведения, о философии и сокрытом смысле в нем, о конфликтах социальных, которые являются неотъемлемым звеном в постановке. Для полноты понимания в чем заключается конфликт в работе, необходимо обратиться к сюжету.

Вначале, хочется сказать, что здесь наблюдается противоречие в социальном плане. Здесь Василиса и Костылев противопоставляются постояльцам ночлежки. Ее гости оказались на самом «дне» в положении никому ненужных людей, о которых некому позаботиться. Постояльцы данного заведения не ищут способов улучшить свои жизненные позиции, а лишь пытаются и надеются прожить еще один день. Хотя они и имеют определенные цели и мечты, осуществить их не видится возможным. Это место для временного нахождения называется автора колким словом «пещера», из чего следует сделать вывод, что там действительно невыносимые для нормального проживания условия.

На фоне этих людей, очень сильно выделяются Василиса с Костылевым. Они показываются нам как люди, которые не нуждаются ни в чем, кажется, что для счастья у них есть абсолютно все. И если задуматься шире, то стоит отметить всю глобальность описанного явления, всю несправедливость и неравнозначность социальных слоев общества. Здесь показывается то, как бедные люди недовольны своим положением и хотят его поправить. Современники писателя восприняли это произведение как революционный настрой.

Любовные линии в произведении показаны запутанными и неясными. Здесь представляются отношения в виде нескольких «любовных треугольников». К первому отношения имеют такие персонажи, как Наташа, Пепел и Василиса, а ко второму – Костылев, Василиса и Пепел. Это показывается лишь для того, чтобы очередной раз донести до читателя идею того, что такая жизнь является противоречием в социальных слоях общества. Данные взаимоотношения не приносят ничего хорошего ни одному из этих героев. Такая любовь лишь калечит и ранит их сердца.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль↑ ГорькийБывшие люди в пьесе На дне →

Конфликт в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

  • Можно ли убежать от реальности? Итоговое сочинение

    Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми — это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

  • Герои произведения Детство Горького

    Главными персонажами в данном произведении являются представители семейства Кашириных, чьи образы показаны настолько разными, что ,порой, трудно предположить, что все они живут в одном и том же доме.

  • Сочинение на тему Жилин и Дина

    Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить.

  • Сочинение на тему Взрослые и мы дети 9 класс

    Мир взрослых кажется таким далеким и таинственным и при этом остается для нас довольно близким и понятным. Как минимум так кажется, к примеру, мы понимаем: когда-то придется ходить на работу, создавать семью и обременять себя повседневными делами

  • Сочинение Что такое время? (рассуждение)

    Что же такое время? Время — это на самом дела наша жизнь, а не часы со стрелками, как мы всегда думаем. Время и жизнь у нас самое драгоценное.

Используемые источники:

  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-konflikt-v-pese-m-gorkogo-na-dne
  • https://literaguru.ru/konflikt-v-pese-m-gorkogo-na-dne/
  • https://lit.ukrtvory.ru/vneshnij-i-vnutrennij-konflikty-v-drame-po-pese-na-dne-gorkij-a-m/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama-mgorkogo
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/konflikt-v-pese-na-dne

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт