Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Литеровед представляет вам краткое сочинение на тему: «Споры отцов и детей в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)», в котором вы ознакомитесь с главными противниками произведения, их позициями и теориями, а также узнаете, как эти взгляды характеризуют самых героев.

Споры отцов и детей являются нормальным явлением для любого общества и любых времен. Тем не менее, они набирают особых масштабов, когда речь идет о поколениях, отображающих переломные моменты разных эпох. Именно о такой проблеме и говорит Иван Тургенев в романе «Отцы и дети». Он показывает Россию 60-х годов XIX века, когда новые идеи захватили общество.

В таком случае проблема отцов и детей уже не является семейной, а становится общественной. Когда дети принадлежат к революционной интеллигенции, а родители к старому поколению дворянства, то конфликт неизбежен. Рассмотрим главную проблему произведения на примере двух семей: Базаровых и Кирсановых, а также противостояния представителя младшего поколения Евгения Базарова и старшего – Павла Петровича Кирсанова.

Во-первых, Тургенев по-разному характеризует представителей старшего и младшего поколения. Когда автор говорит о Евгении Базарове, то описывает его внешность через призму внутреннего состояния души. Молодой человек представлен нам, как чужд этому миру, хмурый, но с явным блеском и сталью в глазах, сильной волей. Также Евгений отличается особым умом и сообразительностью.

 Описывая Павла Петровича Кирсанова, автор больше говорит о его внешнем виде, чем о внутренних переживаниях. Кирсанов-старший отличается особой мужской привлекательностью. Он одет как с иголочки. Все на нем блестит и сияет: и рубашечка со стойким воротничком, и сапожки, покрытые лаком. От него исходит безупречность и элегантность. Когда-то он был светским львом в высшем обществе, и, даже находясь в деревне, не избавился от своих несменных манер.

Павел Петрович не счел нужным и менять свои привычки. Он все так же живет в праздности и безделии, как и в былые времена в высшем аристократическом обществе. Евгений же не просто рассуждает о современных проблемах общества, он пытается сделать что-то, чтобы помочь людям.

Поскольку проблема отцов и детей в романе более масштабна и выходит за пределы узкого круга семьи, смею предположить, что Тургенев говорит больше о конфликте поколений, нежели в прямом смысле об отцах и детях. Таким образом, эта проблема наиболее ярко раскрывается во взаимоотношениях Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Их мысли противоположны во всем.

Евгений всегда смотрит вперед и считает, что назад не нужно оглядываться. Мы не оставили там ничего такого, что могло бы улучшить наше общество или как-то помочь ему развиваться. Павел Петрович же наоборот считает, что новое поколение хочет все разрушить. Самыми лучшим для него являются старые порядки. Он считает, что все построено на них, значит, сможет и дальше держаться.

Базаров-младший и Павел Кирсанов расходятся взглядами буквально во всем: в вопросах развития и будущего страны, материальной и духовной русской жизни, развитии науки, трактовке произведений искусства, демократии и либерализме. Непростые отношения в Евгения и с собственными родителями. Он очень благодарен им за жизнь, которую те ему подарили, за становление и воспитание.

Евгений не отрицает, что привязан к ним особой любовью. Тем не менее, он называет своих родителей «глупцами». Ему противны их старые взгляды на жизнь, нежелание пересмотреть их и что-то изменить. Евгений не хочет плыть по течению, поэтому испытывает глубокое презрение к старшему поколению, крепко осевшему на старом поприще.

В семье Базаровых этот конфликт не так явен, потому что родители очень любят своего сына. Они рады хотя бы тому, что Евгений вообще к ним заглядывал, несмотря на все их разногласия. Как же тяжело им было, когда они узнали о смерти любимого сына. Еще долго две фигуры стояли у могилы молодого паренька. И даже потом, через много лет, они не оставили сына одного. А все также приходили на заброшенное кладбище к единственно дорогой могиле.

В семье Кирсановых также можно увидеть конфликт поколений. И все же он не является настолько глубоким, как у Базаровых. Аркадий весьма похож на своих родителей и имеет такие же ценности, как и родные. Вот только на его жизненном пути повстречался Базаров, который имеет свое мнение. Аркадий увлечен идеями Евгения и пытается подражать ему во всем. Именно из-за этого в семье Кирсановых возникают конфликты.

Павел Петрович понимает, откуда исходят новые мысли и идеи сына. Но как только Базаров погибает, Аркадий остается без объекта идеализации. И все возвращается на круги своя.

Споры отцов и детей всегда интересовали классиков русской литературы. Вспомним хотя бы комедию Грибоедова «Горе от ума», где автор умело отобразил столкновение современности с прошлым. Свое веское слово сказал и Островский. Его пьеса «Гроза» высветила горькую проблему молодых и старших поколений. Не остались в стороне и другие русские писатели. Практически каждый из них пытался дать свое видение этой проблемы.

Многие художники литературы занимали позицию младшего поколения, выступая за прогресс, развитие и светлое будущее. В этом плане Иван Тургенев со своим романом «Отцы и дети» совершенно не вписывается в литературный канон. Ведь писатель не поддерживает ни одну сторону. Он рассказывает об их взглядах и убеждениях. Великий классик считает своим заданием раскрыть их взгляды максимально полно, чтобы читатель сам смог решить, так кто же, по его мнению, прав.

При таком раскладе общество начало роптать на Ивана Тургенева. Одни говорили о том, что он преклоняется перед молодым поколением и его идеями. Другие же заявляли, что он не поддерживает идеи молодежи и не готов расстаться со старым образом мышления. Но и те, и другие ошибались. Он давал свободу выбора, никого ни к чему не обязывая.

Все проблемы, которые Тургенев, так или иначе, затронул в романе «Отцы и дети» до сих пор являются актуальными, как и само произведение. Сколько поколений родилось уже после написания романа, да вот только споры между отцами и детьми до сих пор не уменьшаются. Человечество ходит по кругу. Каждый из староверов не намерен мириться с чем-то новым, и только единицы могут поддерживать молодое поколение в их стремлениях и новых идеях.

Автор: · 04.05.2019

(387 слов) Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель-реалист, внёсший огромный вклад в развитие национальной литературы. Цикл рассказов «Записки охотника», повесть «Ася», рассказ «Муму» и роман «Отцы и дети» — наиболее известные творения автора. В названии произведения «Отцы и дети» отражена главная идея, заключающаяся в двух основных конфликтах: спор старшего и младшего поколений и противостояние аристократии и разночинцев. Споры отцов и детей составляют всю суть романа, поэтому необходимо уделить их конфликту особое внимание.

Павел Кирсанов — представитель старшего поколения и аристократии, Базаров — молодой нигилист и разночинец. Однако не все конфликты проявляются в лицах лишь этих героев. Они также есть в отношениях Евгения и Аркадия, Аркадия и его отца, Базарова и его родителей, но самым ярким противопоставлением является конфликт Евгения Васильевича и Павла Петровича.

Рассматривая этих героев, можно отметить, что у их образов есть много общего: оба человека являются обладателями твёрдого характера, они не склонны к отступлению от принципов и к поиску компромиссов. Это и выступает их камнем преткновения, который приводит к разногласиям во всех сферах жизни.

Евгений Базаров — нигилист, который позиционирует себя как противника дворянства, в особенности либеральной идеологии. Он ничего не принимает без доказательств, на веру, и для него не существует авторитетов. Это умный и целеустремленный человек. Евгений гордится своим умением понимать народ, но сами простые люди его сторонятся и не понимают. Что касается Павла Петровича, он — аристократ, в образе которого собраны лучшие качества русского дворянства. И.С. Тургенев отобразил в этом герое порядочность, принципиальность и честность. Но, будучи защитником народа, прославляющим крестьянскую семью и религию, он этому же народу чужд из-за высокомерия, надменности и оторванности от практической жизни.

Конфликт убеждений этих двух героев отражается практически во всех аспектах их жизни: от любви до искусства. Если Евгений Базаров выступает отступником, Павел Кирсанов — защитником старых порядков. По его мнению, лишь аристократия через реформы способна изменить жизнь России, так как именно она двигает общество. Такую точку зрения Базаров высмеивает, так как не видит в паразитическом дворянстве никакой пользы для народа. Радикальный и категоричный герой настроен против пустой болтовни и осторожной либеральности поведения.

Проблема «отцов» и «детей» является одной из самых важных в русской литературе. Данный спор не имеет абсолютно правой стороны, так какего сущность вечна — разным поколениям крайне трудно найти что-то общее. Так или иначе, произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал одним из лучших произведений в русской литературе, в котором была затронута актуальная проблема не только того времени, но и наших дней.

Автор: Мария Гальчева

«Отцы и дети» — одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей. «Отцы и дети» писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров. Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова. Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке. Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:

«Нам дорога цивилизация. Нам дороги её плоды»…

Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества. В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям. Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

Содержание:

spory_bazarova_petrovicha.jpg

Извечный неизбежный конфликт

Произведение говорит читателю, что во вражде поколений нет какого бы то ни было тайного смысла, она не несёт в себе каких-то ответов на сложные вопросы, она просто есть и ничего с этим сделать нельзя. Однако автор показывает, что борьба времён может нести реальный практический смысл, так обе стороны в буре полемики могут обратить внимание и на слабые стороны соперника, и на свои собственные. Именно в споре рождается истина, и роман «Отцы и дети», в каком-то смысле может это и подтвердить, и опровергнуть.

spor_bazarova_pavla_petrovicha.jpg

Идейные разногласия между старым и новым поколениями избежать невозможно, они будут происходить, невзирая ни на что. Молодое поколение будет пытаться отличиться от «отцов», быть другими, протестовать и бунтовать против устоявшихся принципов. Старое всегда будет недовольно «детьми», ведь «в их время трава была куда зеленее», а люди были образованнее, интереснее и лучше.

К тому же здесь играет немаловажную роль и уходящее время: люди старого поколения осознаю́т, что оно прошло, и от этого становится обидно — этот момент отлично продемонстрирован в романе сценами с Николаем Кирсоновым, который очень жалеет, что его поколение отошло на второй план.

Лица поколений

Споры в романе «Отцы и дети» — самая динамичная и насыщенная вопросами и ответами часть всего произведения, и, конечно, самыми яркими соперниками являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно их конфликт обличает оба «лагеря», выявляет плюсы и минусы новомодного в то время нигилизма, уличает «отцов» в их ошибках и проблемах.

Этот спор обращает внимание героев и самого́ читателя на обилие самых разных, но одинаково важных вещей в жизни как одного человека, так и всего человечества, ведь герои рассуждают как о бытовых ситуациях, так и занимаются анализом философий и мировоззрений.

Старшие представители

Прежде всего стоит распределить всех персонажей романа на 2 группы: лагерь «отцов» и лагерь «детей», чтобы понять, чьи интересы отстаивают Базаров и Кирсанов в своём жарком споре. К числу «детей» вроде бы и относится больше людей, чем к «отцам», но они менее «живые»: всё-таки старшее поколение более целостное и сплочённое, ведь среди младшего можно особенно выделить только Базарова и, может быть, Аркадия:

  1. Павел Петрович Кирсанов — наиболее активный и бунтующий представитель своего времени, который всеми силами защищает своё поколение. Конечно, относится к «отцам».
  2. Николай Петрович Кирсанов — так же, как и брат, представитель старшего поколения, но в отличие от него, не такой протестующий, скорее, даже уже смирившийся с тем, что его время прошло.
  3. Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна) — уже довольно старые люди, которые полностью приняли правду об ушедшем времени.

Павел Кирсанов — Базаров от мира старшего поколения, он наибольшим образом выделяется из всей массы ветхого поколения, он единственный, кто по-настоящему протестует против нового и защищает свои интересы. Так во всём романе поступает только он и его главный и единственный оппонент — Евгений Базаров. Этот момент показывает, что персонажи действительно похожи и, несмотря на все различия, близки.

Лагерь «детей»

Евгений Васильевич Базаров — основной представитель младшего поколения. Нигилист, отрицающий многие привычные и даже необходимые «отцам» вещи.

Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.

Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.

Идеологическая встреча двух времён

Сюжетная линия со спором главных героев занимает особое место на страницах романа. Это столкновение «старого» и «нового» затрагивает самые разные темы и основные вопросы и проблемы жизни. То, о чём спорили Кирсанов и Базаров, открывает читателю двери в самостоятельные размышления, поиски ответов и выбор собственной жизненной позиции.

Столкновение двух противостоящих мировоззрений в романе поднимает огромное количество проблем того времени, затрагивает множество вопросов и тем, которые актуальны даже сегодня: спустя более чем 200 лет после выхода произведения. Сам конфликт не даёт каких-либо ответов читателю, он оставляет после себя спорные впечатления, ведь в противостоянии должен быть победитель, но ни Базаров, ни Кирсанов не «выигрывают». Здесь, скорее, честная и правильная ничья.

Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.

Данные сходства вроде бы даже замечает сам Павел Петрович, так как он, несмотря на внешнее его поведение, положительно относится к Базарову, и осознаёт, что за людьми, подобными Евгению, будущее и ничего с этим сделать нельзя. Отношения героев после дуэли показывают, что их личный конфликт исчерпан, и они оба не видят смысла в продолжении какой-либо вражды.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

  1. Вопрос и тема дворянства: Базаров считает, что дворянство абсолютно бесполезно, тогда как Кирсанов видит в этом слое людей основную движущую силу современного общества.
  2. Нигилисты и их значение: Павел Петрович считает, что нигилизм — временное модное увлечение, а сами нигилисты — ненужные обществу люди, а Базаров видит в нем единственный верный путь в жизни.
  3. Взгляды героев на народ: в этом вопросе Базаров оказывается ближе к народу, чем Павел Кирсанов, он уважает простых людей, тогда как Павел Петрович относится к ним несколько пренебрежительно и высокомерно.
  4. Искусство и природа: Кирсанов видит в искусстве и природе истинную красоту и наслаждение, а Базаров дословно считает, что «любой порядочный химик более ценен, чем поэт…»

Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.

Право на выбор

Позиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо. Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов.

Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте. Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»

Содержание

Тургенев написал роман “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.

Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.

Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Читайте также:  Мережковский Д.С. Христос и Антихрист читать краткое содержание, пересказ

Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Вариант 1

(465 слов) Чем старше человек, тем больше в нем консерватизма и уверенности в своей авторитетности. Зрелым людям кажется, что их жизненный опыт всеобъемлющий, и выводы на его основе — единственно правильные законы бытия. Поэтому у поколения «отцов» часто возникают конфликты с молодежью, которая хочет независимости и видит больше новых тенденций, отличных от уже известных и устоявшихся в обществе. О проблеме их взаимоотношений писали многие авторы.

Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил именно такой пример: представители старшего поколения хотят, чтобы их дети жили по лекалам их соображений и представлений о мире, но молодёжь страдает от этого навязывания чуждых им идей и правил поведения. В результате получается семейный конфликт, в котором побеждает только грубая сила «отцов», имеющих власть и деньги. Так, Кабаниха диктует сыну и его жене, а также дочери жизненные устои средневековой давности, которые она подчерпнула из «Домостроя» и рассказов «божьих странниц». По ее мнению, порядок в доме обеспечивается страхом и рабским подчинением всех членов семьи одному хозяину дома. На эту роль, естественно, претендует она. Ее ханжеские убеждения не находят отклика в сердцах детей, и они бунтуют против деспотизма Кабанихи. Варвара тайно осуждает мать и организует побег с Кудряшом, чтобы жить по своим законам. Тихон терпит до последнего, но теряет супругу и во всем винит Марфу Игнатьевну, ведь именно она заставила его побить Катерину после измены. Сама Катерина кончает жизнь самоубийством, а перед этим пробует договориться с Борисом о побеге. Конечно, Кабанова совсем не довольна молодежью, но причина вовсе не в ее непочтительности. Она сама довела детей до крайних форм протеста своей тиранией.

Аналогичный пример описала Галина Щербакова в произведении «Вам и не снилось». Родители влюбленных школьников находятся в состоянии холодной войны. Когда-то отец Ромы был безумно увлечен мамой Юли, и Вера, его жена, очень сильно ревновала супруга, а потом и сына. Людмила недолюбливала Костю за его настойчивость, поэтому была уверена, что чувства ее дочери к сыну бывшего ухажера долго не продлятся. Обе семьи пытались разлучить подростков всевозможными хитростями и уловками, и в результате только помешали им учиться. Мамы и папы были совсем не довольны успеваемостью и досугом детей, но ведь они сами были в этом виноваты: они навязывали Юле и Роме свой негативный опыт и свои комплексы. Не давая подросткам возможности встречаться, герои вынуждали их тратить больше нервов, времени и сил на свидания. Обман Веры и ее родственников обернулся для Романа серьезной травмой: узнав о скрытии писем, он попытался бежать из дома через окно и разбился. В возникшем конфликте виноваты только представители старшего поколения, которые не давали детям права на любовь.

Таким образом, многие зрелые люди сами виноваты в том, что не могут понять и оценить молодежь. Они пытаются контролировать ее и внушить ей свои взгляды на мир, не давая мои ровесникам права голоса. Но во всех конфликтах родители тут же принимаются винить детей, ведь им, таким опытным и всезнающим, очень тяжело признать ошибку.

Конфликт мировоззрений

Первым основанием того, что «отцы и дети» – вечная тема, служит то, что в основе конфликта поколений лежит конфликт мировоззрений. Общественная жизнь меняется, происходит смена потребностей и взглядов людей на свое существование. Поэтому происходит смена эпох, смена веков, когда сталкиваются мнения представителей и старого, и нового общества. «Новое» поколение утверждает необходимость социальных преобразований, а «старое» поколение с этим совершенно не согласно. Из этого выливаются противоречия в обществе и в политике.

Конфликт, лежащий в основе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», выходит за рамки семейного. Это спор взглядов дворянства и мировоззрений революционно-демократической молодежи.

Тема «отцов и детей» не выражает противоречия частных лиц, она не описывает конфликт отдельной семьи, а олицетворяет общественные отношения определенного периода жизни России. Конфликт поколений становится общим для всего общества, поэтому он так и ценен.

Вариант 2

(523 слова) Отцов и детей разделяет целая эпоха, поэтому многие зрелые люди так часто не одобряют молодежь. Они ее просто не понимают. Однако порой мои ровесники сами дают поводы для недовольства, совершая ошибки и подставляя тех, кто несет за них ответственность. Обе причины подробно описаны в литературе, к которой всегда можно обратиться за примером.

Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова своим побегом ставит родителей в неловкое положение и едва не перечёркивает собственное будущее. Молодая девушка была помолвлена с Андреем Болконским — богатым, добродетельным и красивым мужчиной, который ее искренне любил. Но отец жениха потребовал отложить церемонию на год, и Андрей уехал за границу, чтобы поправить здоровье после травмы. Юная ветреница тосковала без любви и не смогла дождаться жениха. Она влюбилась в Анатоля Курагина и согласилась на безумную авантюру — побег и свадьба без благословения родителей. Но лишь Анатоль знал, что никакого венчания не будет: он уже женат, а Наташу хочет просто соблазнить. В последний момент Марья Дмитриевна, у которой гостила беглянка, смогла остановить Наташу и спасти ее честь. Только от Пьера Безухова героиня узнала страшную правду: Анатоль ее обманул. Марья Дмитриевна и родители Наташи были крайне раздосадованы ее поведением: слухи о сомнительной нравственности девушки расползлись по всей Москве и бросили тень на ее семью. Кроме того, сама барышня теперь могла вообще не выйти замуж, а материальное положение у Ростовых было очень тяжелым. Легкомыслие и глупость Наташи стали весомым поводом для недовольства старшего поколения, ведь именно родители отвечали за нее, и на их имени тоже отразился этот скандал.

Читайте также:  Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу

Однако далеко не всегда именно дети виноваты в недопонимании и размолвке. Бывает и так, что представители старшего поколения не хотят и не могут понять, что молодежь думает и живет иначе, чем ее предки. Такой пример мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович гордится своим аристократическим происхождением, которое будто бы оправдывает его праздность, непрактичность и высокомерие. Из-за дворянского статуса герой имеет множество предрассудков: людей он судит по родословной, великосветским ужимкам и умению за собой ухаживать. Когда он впервые увидел красные и натруженные руки Базарова, он даже передумал здороваться с ним своей белой и холеной рукой. Уже на первом этапе знакомства Павел Петрович поставил клеймо на госте. В беседах он нарочито пытался поддеть Базарова и вызвать его на спор, хотя тот хотел лишь спокойно поработать или поесть. Кирсанов-старший не мог смириться с тем, что отстал от нового века, и хотел доказать, что он ничего не стоит. Однако по существу ему нечего возразить: Евгений знает и умеет гораздо больше, чем многие аристократы, которые лишь кичатся своим родословным древом. Он хотя бы работает и сам себя обеспечивает, а не паразитирует на наследстве. Павел Петрович не хочет посмотреть в лицо этой неприятной правде и осуждает молодежь, чтобы оправдать себя и свой образ жизни.

Таким образом, представители старшего поколения недолюбливают молодых людей, потому что не хотят понять их и признать их право на самостоятельный путь, отличающийся от того, что было раньше. Однако порой мы сами даем родителям и бабушкам с дедушками поводы для расстройства, когда по глупости и неопытности ставим под угрозу свое здоровье или благополучие семьи. В обоих случаях отцам и детям нужно сделать все возможное, чтобы помириться и прийти к компромиссу.

Вечные проблемы в литературе

Литература от начала своего развития до современного дня имеет ряд проблем, которые можно назвать «вечными» благодаря тому, что они волнуют сознание людей на протяжении многих веков. Проблемы добра и зла, поиска истины и смысла жизни были актуальны во все времена. Одной из таких проблем становится проблема взаимоотношений разных поколений. Многие авторы в основу своих произведении ставили конфликт «отцов и детей». А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» противопоставил Чацкого, представителя «века нынешнего», фамусовскому обществу, то есть представителям «века минувшего». Поднимали проблему взаимоотношений «отцов и детей» и Д. И. Фонвизин («Недоросль»), и А. Н. Островский («Гроза»).

Однако всегда конфликты поколений оставались неразрешенными, поэтому они так волновали душу и писателей, и читателей.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-na-temu-spory-otcov-i-detej-v-romane-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/spory-ottsov-i-detej-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/
  • https://sochinyalka.ru/2017/01/spor-pokolenij-v-romane-otcy-i-deti-turgeneva.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/spor-bazarova-i-petrovicha.html
  • https://dynalib.ru/russkie-avtory/preemstvennost-pokolenij-v-romane-otcy-i-deti.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт