Спор о правде и смысле жизни в произведении Горького «На дне»

Максим Горький — легендарный писатель, чьи произведения пополнили коллекцию классики русской литературы. Писатель отходит от неких литературных канонов и переворачивает своими сочинениями с ног на голову общество того времени. Самым ярким из «новаторских» произведений Горького, пожалуй, можно назвать его нашумевшую пьесу «На дне».Kniga-Na-dne-.jpg Действительно, перо Горького населяет театральную сцену — алтарь храма Мельпомены — «бывшими людьми»: шулерами, падшими женщинами, ворами, убийцами… Им ли здесь место? Но Горький говорит людям, выброшенным за борт жизни, «быть».

«На дне» — социальная, философская и психологическая пьеса, отражающая актуальные проблемы современности как самого писателя, так и его потомков, проблемы, которые до сих пор не были решены. Конечно, все поднятые автором вопросы не перечислить: их слишком много, в особенности если рассматривать пьесу с разных точек зрения. Но самой «яркой», «бросающейся в глаза» можно назвать проблему правды и смысла жизни.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Обитатели ночлежки — жители дна. Когда-то они были обычными людьми, кроме, разве что, Васьки Пепла, который с самого детства привык смотреть на воровство и, повзрослев, сам приспособился к тому же делу. У каждого из обитателей есть своя мечта, которую они хотят осуществить, но не прикладывают никаких усилий для этого. Жизнь, точно бурное море, швыряет их о камни проблем, захлестывает ими с головой, застилает темной водой глаза, лишая возможности понять, кто ты и что делать дальше. Эти люди потеряны, бессильны, лишены надежды на лучшее. И вдруг в их «темном царстве» появляется такой необходимый им «луч света» — Лука.

Библейское имя трактовалось в разное время по-разному: кто-то утверждал, что Лука несет с собой свет; другие же считали, что старец своей ложью лишь сильнее ввергает обитателей дна во тьму. И тогда встает вопрос: нужна ли такая ложь? во благо ли она или во вред?

Лука выступает в пьесе в роли утешителя. Он рисует умирающей Анне Смерть-избавительницу, Смерть-подругу, которая заберет вместе с душой всю боль несчастной женщины. Пьянице-Актёру дарит надежду на исцеление: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…». Дает совет Пеплу забирать Наташу и уезжать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Он, пожалуй, единственный верит Настеньке, рассказывающей небылицы про влюбленного в нее студента: «Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!». На какой-то момент действительно кажется, что из-за туч выглянуло солнце и осветило лица и души заблудившихся во тьме людей. У каждого из утешенных появляется смысл жизни. Они сами начинают верить в то, о чем раньше могли лишь мечтать! И это ли не счастье?

Но Лука исчезает так же, как и появляется. Вновь сгущаются тучи. Уходя, он «забыл» назвать Актёру название города, в котором «бесплатно лечат от пьянства». И тот кончает жизнь самоубийством. Пепел убивает Костылева, и от него отворачивается Наташа. Его сажают в тюрьму. Жизнь Насти не меняется. Она все так же читает бульварные романы, стремясь хотя бы оттуда почерпнуть те крупицы истинного чувства, которое так и не снизошло на нее. Лишь Анна погибает в мечтах о блаженстве после смерти. Но дано ли нам узнать, получила ли она его?..

Лука жалеет обитателей ночлежки. Но его жалость не приносит никому счастья, хотя жители дна благодарны ему за нее. Кроме, пожалуй, бездельника Сатина, который не согласен с Лукой и даже в чем-то противостоит ему. Когда старик пропадает, Сатин, на которого появление Луки подействовало «как кислота на грязную монету», единственный понимает смысл всех сказанных им слов и рассказывает об этом своим сожителям:

«Он врал вам… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! <…> Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие —прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!».

Сатин проповедует свободу человека как высшую ценность. И жалость Луки скорее коробит его, нежели заставляет надеяться на лучшее будущее:

В пьесе Горький задает читателю и зрителю множество вопросов, но не дает однозначного ответа ни на один из них. Он словно распахивает перед нами несколько дверей, ставит на перепутье и подталкивает в спину: «Выбирай». Если бы я стояла на таком перепутье, где дорога налево — это жалость Луки, а направо — уважение Сатина, то, на мой взгляд, стоило бы пойти прямо, ведь жалость как сочувствие должна быть в нашей жизни, но и без уважения человек не может называться человеком. По моему мнению, должен существовать некий симбиоз того и другого. А куда отправились бы вы?..

Автор: · 22.06.2018

(343 слова) Философская тема о смысле жизни была, есть и будет особо популярна среди писателей. Многие литераторы излагали свои мысли об этом. Максим Горький был не исключением. Так, например, некоторые герои пьесы «На дне» отражают те представления о смысле жизни, которые были популярны в его время. Рассмотрим их более подробно.

Всего в произведении три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Вспомним эпизод с умирающей Анной, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Противоположная философия жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Герой находит добрые слова и утешения для каждого. Анне он обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

Третья правда связана с Сатиным. Именно этот герой верит в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он уверен, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Итак, в пьесе Горького мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Таким образом, Горький предлагает нам сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой. Поэтому окончательное решение принимает читатель!

Автор: Алёна Бузькевич

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Смысл жизни в пьесе На дне

Анализируя смысл бытия в произведении «На дне» (Краткое содержание), можно сказать, что он представлен читателю в трех разных ипостасях: по версии Бубнова, Луки и Сатина.  Первый герой считает, что человек, как правило, бессилен пред судьбой и не может ее изменить. Многие его высказывания направлены на унижение личности – можно сказать, что ему чуждо уважение к человеку. Бубнов любит только себя – в остальных же легко находит недостатки.

Чуждо герою и сострадание. Каков же смысл жизни Бубнова? – по сути, его нет. Он предпочитает влачить потребительское существование в этом мире, не строя каких – либо четких планов, не стараясь возвыситься и духовно обогатиться. У него практически нет авторитетов и ценностей.

Что же касается Луки, для него смыслом жизни является вера – вера в себя, вера в людей, вера в человечество. Герой осознает, что в роде людском заключена великая сила – важно лишь высвободить ее, не погрязнуть в пороках и найти освобождение.  Данный герой склонен к поддержке – он старается подбодрить умирающую Анну, помогает Насте в любви, а Актеру советует бесплатную лечебницу, где можно преодолеть пагубную тягу к выпивке.

Соответственно, для Луки смысл жизни  — это помощь людям. Причем, герой делает это бескорыстно. Однако быть полезным для него очень важно. Кажется, именно это наполняет его существование, отличает от других и помогает обрести спокойствие.

Что же касается Сатина, это явный антипод Луки. Этот человек является неисправимым реалистом, полагает, что не стоит воодушевлять людей надеждами, которые в итоге могут не осуществиться – наоборот, стоит разумно смотреть на жизнь, понимать, что существуют как черные, так и белые полосы, и в случае чего, всегда быть готовым к неудачам и промахам.

Однако это невозможно. Потому каждый остается со своей правдой. И точка зрения каждого имеет несовершенства. Совместив характеры всех троих героев, можно сделать вывод, что смысл жизни – помощь людям, но важно терять при этом рассудка, уметь холодно и беспристрастно оценивать ситуацию и не питать при этом излишних иллюзий.

Вариант 2

Одной из центральных тем в творчестве писателей является смысл жизни. К ней обращались античные, средневековые авторы независимо от региона происхождения. Не исключение и писатели из России, особенно в переходные этапы истории. Именно на переломе эпох интеллигенция чаще задумывается о том, в чем же настоящий смысл жизни. Яркий пример подобных произведений – пьеса М.Горького «На дне».

В ней автор специально помещает героев на самое «дно» общества. Во-первых, потерявшие все люди могут свободно и открыто говорить о жизни. Во-вторых, именно их положение часто заставляет вдаваться в крайности, отражая самые разные общественные взгляды общества в переходные эпохи, когда старые идеалы еще живы, но в них сильно сомневаются, а новые еще не сформированы. Главные герои «На дне» часто ведут между собой диалоги, через которые автор показывает нам диаметрально противоположные взгляды на смысл жизни.

Особенно ярко темя смысла жизни раскрывается через трех основных персонажей: Бубнов, Лука и Сатин. На примере их поступков и диалогов можно проследить философскую проблематику произведения.

Лука – персонаж, настаивающий на том, что хоть человек слаб, но его может спасти обман. Это обман он видит в гуманном утешении других, вере в Бога, помощи другим людям. Недаром Горький называет его как одного из учеников Христа согласно Библии. Главное для Луки – это не настоящая природа человека, а его убеждения, самооценка и сознание. В поиске этого, а также в утешении других видит Лука смысл своей жизни.

Полной противоположностью Луки можно считать Сатина. Этот персонаж считает, что главным является правда. Каждый человек, по его мнению, должен искать правду, а религия и «лживое утешение» мешает человеку. Вместе с тем, Сатин добровольно оказался на дне, и сам это признает, что демонстрирует его убеждение о том, что все в руках самого человека. Однако по мнению Сатин смысл в том, чтобы ничего не делать, чем он собственно и занимается.

Таким образом, Горький на примере Бубнова, Луки и Сатина демонстрирует нам три популярных взгляда на проблему смысла жизни: ее полное отсутствие, находить веру и развивать сознание, искать правду и самому отвечать за свою жизнь.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Бывшие люди в пьесе На дне↑ ГорькийХарактеры и судьбы пьесы На дне →

Смысл жизни в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это — символы.

  • Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6 класс

    Владимир Дубровский, является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Именно его персонаж становится ключевым в событиях, разворачивающихся в произведении.

  • Отзыв на рассказ О любви Чехова

    Этот рассказ ставит много вопросов о любви. Почему люди не выбирают себе подходящих партнеров? Или почему выбирают подходящих, но с которыми нельзя строить отношения по каким-то внешним причинам?

  • Образ Афрания в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Если Афраний и герой второго плана, то такой, без которого герою первого плана было бы совершенно невозможно. Когда Понтий Пилат в разговоре с Левием Матвеем заявляет, что он убил Иуду

  • Анализ рассказа Галоша Зощенко

    Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.

Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.

Содержание

Смысл названия пьесы На дне

Ночлежка, где обитают жители пьесы – тогдашний аналог хостела или люмпенского общежития. Её обитатели – воры, алкоголики, проститутка, разорившиеся аристократы и проч. Всех их, как и их место обитания можно назвать одним словом – дно.

Смысл произведения пьесы На дне

Главная идея заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом.

Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.

Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.

Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.

Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.

А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.

Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

Собственно, чудо случилось, когда появился старик Лука, готовый поддержать и скрасить жизнь обитателей дна, способный не просто помочь оттолкнуться и всплыть, а дать руку и провести. Вот только никто не смог эту руку взять. Жители ночлежки ждут, что действовать будет кто угодно, только не они.

Еще одной проблемой, затронутой в пьесе, является конфликтная обстановка в ночлежке и отсутствие любви. Персонажи постоянно выясняют отношения и ссорятся, не понимая, что если будут действовать сообща, то смогут оттолкнуться от этого дна и всплыть.

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

—>

Автор в пьесе показывает читателям  три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Эпизод с умирающей Анной подтверждает это, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Совсем другая правда жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Он находит добрые слова и утешения для каждого. Анне обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

А вот  Сатин уверен в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он убежден, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и «Темные аллеи».

       По мнению Ивана Алексеевича, любовь — самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

       Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

        Он изображает любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания нет в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. «Темные аллеи» — это «философия любви».

Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви

23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

       Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова «Родинка».

           Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни  обеих противоборствующих сторон.

       Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны — самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

       В центре два действующих лица, олицетворяющих разные политические силы – 18-летний командир красного эскадрона донских казаков Николка Кошевой и антипод Николки яростный, заматерелый в убийствах атаман.  в конце рассказа он убьет Николку как своего лютого врага, но увидев на ноге родинку с голубиное яйцо, понял что убил родного сына.  «…. К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Злой и трагической иронией обернулись родинки отца и сына. Не счастье они принесли, а горе.

Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2017/05/spor-o-pravde-i-smysle-zhizni-v-proizvedenii-gorkogo-na-dne.html
  • https://literaguru.ru/smysl-zhizni-v-pese-m-gorkogo-na-dne/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/smysl-zhizni-v-pese-na-dne
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-pesy-na-dne-i-ee-nazvaniya/
  • https://studopedia.ru/27_12323_izobrazhenie-pravdi-zhizni-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт