Зачем Чичиков скупал мертвые души? Всему виной казусы в законодательстве

Prigotovlenie-k-balu-u-gubernatora-Hudozhnik-A-Laptev.jpg

Господин Чичиков является главным героем знаменитой поэмы «Мертвые души» Гоголя. Павел Иванович Чичиков приезжает в город N с целью купить «мертвые души». Но зачем они нужны герою и что он собирается с ними делать? В этой статье представлен ответ на вопрос: зачем Чичиков скупает (покупает, приобретает) «мертвые души» у помещиков, какова цель этой покупки.Смотрите: — Все материалы о Чичикове— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Зачем Чичиков скупает «мертвые души»?

В 11-ой главе поэмы Гоголь объясняет, зачем Чичиков скупает «мертвые души»:

«… Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!… 

…Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! …»

Современным читателям трудно понять, о чем именно говорит Чичиков. Итак, разберем, что такое ревизские сказки, опекунский совет и т.д.

Чичиков и покупка «мертвых душ»

Павел Иванович Чичиков покупает у помещиков «мертвые души» — умерших крестьян, которые числятся только на бумаге. Почему помещикам может быть выгодна такая странная сделка с Чичиковым? Потому что, продав мертвых крепостных, помещики избавляются от бремени: теперь им не нужно платить налоги за умерших крестьян. В противном случае помещики вынуждены еще несколько лет платить налоги за умерших крепостных, пока в стране не пройдет очередная перепись крестьян («ревизская сказка»). 1. Ревизские сказки «Ревизская сказка» — это перепись крепостных крестьян, которая проводилась по всей России. Такие ревизии проводились нечасто — раз в несколько лет. Поэтому, когда крестьяне умирали, они еще несколько лет числились на бумаге. Все это приносило убытки помещикам, платившим налоги за уже несуществующих работников.2. Опекунский совет  Опекунский совет в XIX веке выдавал помещикам ссуды под залог крепостных крестьян. Другими словами, помещики получали кредиты за то, что закладывали своих крестьян в качестве имущества. Чичиков собирается заложить свои «мертвые души» в Опекунский совет и получить за них ссуду, «живые деньги» — по 200 рублей за душу.3. Крестьяне «на вывод» Как известно, у Чичикова нет собственной земли. Но и эта проблема решалась в те времена так: помещик мог купить крестьян «на вывод», то есть с последующим переселением на другие территории. Во времена Гоголя государство помогало гражданам, которые переезжали в Таврическую и Херсонскую губернии. Чтобы заселить западные губернии, государство давало земли бесплатно. Чичиков хочет воспользовать этой льготой и планирует «переселить» свои «мертвые души» в Херсонскую губернию. Вывод: Хитрый господин Чичиков надеется скупить несколько тысяч «мертвых душ», чтобы получить от Опекунского совета ссуду в размере 200 рублей за душу. Таким образом герой может получить 200 000 рублей «живыми деньгами». На эти деньги Чичиков расчитывает купить настоящее имение и стать настоящим помещиком, обеспечив себя до старости. Это был ответ на вопрос: зачем Чичиков скупает (покупает, приобретает) «мертвые души» у помещиков?Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»Скачать:

Предприимчивый молодой помещик из поэмы Н.В.Гоголя придумал необычный способ обогащения. Он скупает умерших крестьян, числящихся по спискам еще живыми.

Зачем Чичиков скупает «мертвые души»? Автор выдерживает паузу, позволяет читателю самому поразмышлять о цели странной покупки. Только в последней главе, знакомя ближе с главным героем, разъясняет суть аферы.

Историческая справка

Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.

Что такое Ревизские сказки

Перепись крепостных крестьян называлась ревизской сказкой. Она проводилась не каждый год. Могло пройти несколько лет между переписями живущих в поместьях. Помещики платили налоги за работников. Они несли убытки, если число умерших становились велико. Дети, подраставшие за этот период, не уравнивали цифры потерь. Особенно заметные убытки были у тех, кто плохо хозяйничал.

Функции и задачи Опекунских советов

В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.

Вывод крестьян

У Чичикова нет поместья. То, что осталось ему по наследству, он продал, чтобы перебраться в город. Государство придумало, как помочь тем, кто решил осесть и стать владельцем земли. Две губернии – Таврическая и Херсонская – предлагались под бесплатное заселение. Именно в Херсонскую область решил переселить свой товар Чичиков.

Выгода Чичикова

Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:

Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

История создания

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образы помещиков

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Добавить в избранное

6 июня 2018История, Литература

Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»

Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходя­щее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как фор­мула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и без­условно таящая в себе <nobr>какую-то</nobr> угрозу. Чего только не стали подозревать: от похи­щения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккурат­но замятых убийств. Что же предпола­гал сделать Чичиков и как это пред­ставлено в романе?

Кого покупает Чичиков?

content_manilov.jpg
Чичиков у Манилова. Гравюра Евстафия Бернардского по рисунку Александра Агина. 1846 год Ивановская областная научная библиотека

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по реви­зии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Это объяснение не слишком удовлетвори­тельно ни для чичи­ковского собеседника, ни для современного читателя. Что за ревизия? Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообло­жению. В 1724 году Петр I провел реформу, заменив подворный налог подушным. За этим историческим событием стоит сюжет в духе Чичикова — о многократных попытках обмануть закон в рамках законности.

Суть подворного налога, существовав­шего в России с 1678 года, заключа­лась в том, что единицей налогообложения был двор — отдельное, огороженное крестьянское хозяйство, вне зависимости от количества людей, там живущих, и числа хозяйственных и жилых построек. На фоне непрерывно возраставших во время Северной войны Северная война за обладание прибалтий­скими землями между Швецией и коалицией североевропейских государств длилась с 1700 по 1721 год и закончилась поражением Швеции. податей многие крестьяне бросали свои хозяйства и бежали на Дон, на Урал, в Сибирь. Обнаружилось, впрочем, что сокращение числа дворов сопровождалось ростом их населенности, то есть несколько семей представлялись при переписи как один «двор» и облагались налогом соответст­вен­но. Этого можно было достигнуть разными способами: объединить несколь­ко хозяйств одним забором, подкупить переписчика, не отделять свое хозяйство от родительского.

Проведенная в 1710 году подворная перепись зафиксировала сокращение числа дворов на 20 % по сравнению с результатами предыдущей переписи 1678 года. Целью Петровской реформы было ввести более надежную единицу налогооб­ло­жения — «душу мужского пола» вне зависимости от возраста. В конце 1718 года Петр I издал указ о проведении подушной переписи, на всякий случай сразу сопроводив его ужасными угрозами: конфискацияскрытых от переписи крестьян, смертная казнь для старост, ответственных за утайку, и проч. Ответственность за подачу реестров крестьян (сказок) возлагалась на их владельцев, старост, приказчиков и выборных крестьян. Угрозы не очень помогли, и, хотя в течение 1719 года сказки были присланы, вскоре обнару­жились многочисленные случаи утайки людей от переписи (всем было понятно, что считают их не к добру).

В конце 1720 года вышли указы о начале расследования случаев утайки, о конфискации имений помещиков, вообще не подавших ревизских сказок, и об аресте старост и приказчиков, виновных в утайках. С 1722 года и вплоть до 1724-го происходит проверка результатов переписи, призванная уточнить «подушное число». Эта непростая задача была поручена специальным военным ревизорам, отобранным Сенатом и лично Петром. Все это позволило увеличить число ревизских душ с 3,8 миллиона (по данным переписи 1721 года) до 5,5 миллиона. Так прошла первая ревизия податного населения. Ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии, а до того облагалась налогом вне зависимости от того, что в действи­тельности произошло с самим человеком.

Какая выгода от мертвых?

Все изложенное выше — источник неудобств для владельцев «мертвых душ» и формальное основание для их приобретения Чичиковым. Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Каким образом он соби­рался это сделать?

История предоставления займов дворянам со стороны государства на момент действия романа еще не так продолжительна Ср. упоминание этой практики в пушкинской повести «Барышня-крестьянка» (1831): Григорий Иванович Муромский «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».. Она начинается в 1754 году, когда указом императрицы Елизаветы Петровны были созданы петербургский и московский дворянские банки, которые должны были, с целью поддержки разоряющегося и закладывающего свои поместья дворянства, выдавать дворя­нам ссуды под невысокий процент. При чем тут Опекунский совет? <nobr>Вообще-то,</nobr> Опекунский совет был создан в 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве (а затем и в Санкт-Петербурге) — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей. Существенную часть изначального бюджета Воспитательного дома составляли пожертвования. Жертвователей было немало, и самые щедрые из них входили в Опекунский совет, который в результате распоряжался огромными ресурсами. Его история как организа­ции, дающей ссуды, началась с того, что в 1771 году князь Петр Иванович Репнин попросил у Совета взаймы 50 000 рублей под залог своего имения. Просьба эта была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. Со временем это стало главным источником дохода для Воспитатель­ных домов и прекрасным дополнением к дворянским банкам: средства последних были небесконечны, а потребность в ссудах — очень велика.

Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?

Карта Херсонской губернии. 1821 годkraeved.od.ua

Чичиков покупает крестьян без земли, «на вывод», с намерением переселить их в другие места. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение (количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды). Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Пик пришелся на <nobr>1770–90-е</nobr> годы, но колонизация давалась с таким трудом, что, несмотря на огромные объемы розданных в конце XVIII века земель, на активное пере­селение государственных крестьян и поощрение притока иностранных колонистов, по данным на 1837 год, в Херсонской губернии оставалось свобод­ных казенных земель более 180 тысяч десятин, а в Таврической — более 270 тысяч Проект получения земель в Новороссии вряд ли был так прост, как он представляется Чичикову в его фантазиях. В исследовании Владимира Максимовича Кабузана, посвя­щенном заселению Новороссии, утвержда­ется, что раздача земель помещикам в этом регионе на рубеже <nobr>XVIII–XIX</nobr> веков прекра­щается, а со второй половины <nobr>1820-х</nobr> годов прекра­щается и активный период заселения этой территории..

Тут мы сталкиваемся с хронологичес­кими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последователь­ную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о <nobr>1810-х</nobr> годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключе­нии сделок упоминается, что «крепости были запи­саны, помече­ны, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроценто­вых и за припе­чатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в Рос­сии с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).

Существовали ли подобные аферы в реальности?

Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли <nobr>кто-нибудь</nobr> повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пуш­кину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:

«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятиде­сяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. <…> И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятиде­сяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделав­шись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».

В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоян­ном соединении которых она строится.

Что не так с названием?

Титульный лист первого издания поэмы «Мертвые души». 1842 годДом антикварной книги «В Никитском»

Словосочетание «мертвые души» вызвало панику не только у героев гоголев­ской поэмы. Обсуждение гоголевского романа в Московском цензурном комитете очень напоминает обсуждение чичиковской аферы непосредственно в романе:

«…Обвинения, все без исключения, были комедия в высшей степени. Как только занимавший место президента Голохвастов услышал название „Мертвые души“, закричал голосом древнего римлянина: „Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья“. В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идет об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензоры, что мертвые значит ревижские души, произошла еще бо̀льшая кутерьма».

Это сходство не слишком удивительно, поскольку подробности обсуждения в цензурном комитете известны нам из все того же письма Гоголя к Плетневу. Но это и не единственный случай, когда словосочетание «мертвые души» прочитывалось современниками как опасная несуразица. Прекрасный пример тому — письмо Михаила Петровича Погодина к Гоголю, где мы читаем сле­дующее: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, припи­санные, убылые, прибылые». Если для современного читателя гоголевская метафора давно стала привычной, то Погодину она казалась странной и неу­местной. Обратим внимание на упомянутые в этом перечне «убылые души» — как раз конвенциональное обозначение предмета чичиковской «негоции». Например, его употребляет Салтыков-Щедрин в сборнике статей «Благо­наме­ренные ре­чи»: «Десять лет сряду за убылые души плачу — очень хорошо знаю! Кого в сол­даты, кого в ратники взяли, а кто и сам собой помер — а я плати да плати!»

Таким образом, с одной стороны, юридически точная формула существует (и ни разу не упоминается в тексте Гоголя), с другой же стороны, метафора омертвения души, заменяющая в тексте эту формулу, не была <nobr>чем-то</nobr> совер­шенно необычным для этого времени. Она встречается как в лирике того времени, так и в религиозных текстах, хорошо известных Гоголю. Приведем лишь несколько примеров. «Хотя человеческая душа справедливо признается бессмертной, однако и для нее существует некоторая своего рода смерть. <…> Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог…» — пишет святой Авгу­стин в книге «О граде Божием». Аналогичную трактовку видим у Григория Паламы в сборнике «Добротолюбие», который внимательно читал Гоголь: «Знай… что и у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. <…><nobr>…Отделение</nobr> Бога от души есть смерть души». Таким образом, Гоголь соеди­няет, в <nobr>общем-то</nobr>, знакомую современникам метафору с так же хорошо знакомой реальностью, но именно это соединение и создает тот стилисти­ческий и смысловой слом, который делал название таким тревожащим, непонятным и провокативным.

Читайте также «7 секретов „Мертвых душ“» и «Как написать петербургскую повесть Гоголя: инструкция»

микрорубрикиЕжедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три годаОткрытка дняБлаготворительнаяКлип дняРетроклипы Canada и Эль ГуинчоЗаимствование дняБезеАрхивИскусство, Литература, Антропология

История волшебного помощника

От яблони и Серого Волка — к Паганелю, Гэндальфу и Кью

Историческая справка

Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.

Зачем Чичиков скупал мёртвые души?

В знаменитом романе Гоголя «Мёртвые души» Павел Чичиков пытался провернуть довольно необычную сделку с помещиками, которые приходили в недоумение от услышанной просьбы. Ведь человеку в здравом уме невозможно осознать причину действий этого человека. Дело заключалось в том, что он просил переоформить на него умерших крестьян, которые по бумагам числились как живые. Причём предлагал за них деньги, в то время, как пользы от мёртвых людей быть, на первый взгляд, не может. Так зачем же ему это было нужно?

Начнём с того, как воспитывался Чичиков,

с его детства. Отец Павла Петровича обучал сына искать выгоду во всем, копить себе состояние, чтобы не умереть в нищете. Это было связано с тем, что Чичиков старший в своё время собственноручно проложил себе путь в хорошую жизнь, и ждал от сына того же. Наслушавшись наставлений отца, Павел перешёл к действиям. Воспользовавшись «пробелами» в законе, он хотел обогатиться нечестным путём. Каким образом это бы происходило?

Довольно просто. Так как страна большая, а помещиков из-за господствующего крепостного права огромное количество, то и перепись их крепостных происходила редко – раз в десять лет. Факт того,

Читайте также:  Сочинение по литературе. «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия

что за этот промежуток времени крестьяне уходили из жизни, очевиден, но почему-то не был учтён правительством. Помимо прочего, барину приходилось платить на каждую, даже не живую душу налог, поэтому избавиться от них было довольно выгодно. Казалось бы, никаких сложностей нет, всё это было обдумано Чичиковым при разработке плана своих действий.

Итак, сама афера заключалась в следующем: Чичиков скупает мёртвые души, а затем якобы отправляет их в Новороссию, земли которой в то время только осваивалась и раздавалась желающим бесплатно. Затем эту землю с «крестьянами» он закладывает для получения кредита.

Банки предоставляли льготы обедневшим помещикам, поддерживая тем самым существующую систему. Плюс ко всему на каждого крепостного ему полагалось 200 рублей. А когда дело дойдёт до возврата кредита? Землю вместе с несуществующими крестьянами отберут. И тут Чичиков всё предусмотрел: в чём его вина, что к тому времени они все окажутся ушедшими из жизни?

Однако такая блестящая поступательная схема действий не привела Павла Петровича ни к чему, ведь при заключении подобных сделок, стоило убедиться в добросовестности тех, с кем они заключаются.

Таким образом Чичиков скупал души крепостных в целях получения больших средств путём обмана государственных законов 19 века.

Функции и задачи Опекунских советов

В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.

Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

В основе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, чтобы заложить их как живые и получить за них деньги. В целях осуществления своей задумки Чичиков ездит по всей России. Мы видим, как он посещает помещиков, к каждому из них находит подход и в результате добивается своей цели – получает мертвые души. Кажется, все у этого героя подчинено его главной цели. Даже внешность Чичикова способствует тому, чтобы, с одной стороны, его особо не запоминали, а с другой – везде принимали за «своего»: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Этот герой сумел втереться в доверие к первым лицам города N. Все – и губернатор, и его жена, и прокурор, и почтмейстер – считали Павла Ивановича «любезнейшим и обходительнейшим» человеком, воплощением порядочности и такта. Да и все помещики, с которыми Чичиков свел знакомство в городе, с удовольствием приглашали его к себе в имение. Манилов, Коробочка, Собакевич, даже Плюшкин – со всеми Чичиков сумел найти общий язык, сумел выявить их слабые места и, воздействуя на них, добиться своего. Так, с Маниловым Чичиков — само благородство и воспитанность: «Умница, душенька! — сказал на это Чичиков. — Скажите, однако ж… — продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым, — в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности». С Коробочкой «Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». С Собакевичем герой так же груб и напорист, как и его собеседник, с Плюшкиным – хитер и расчетлив. Только с Ноздревым Чичиков не смог найти общего языка. Это и немудрено – такие люди, как Ноздрев, не поддаются никакому изучению или анализу. Их отличительные черты – непредсказуемость, хаотичность, необузданная сила. В конце концов, Ноздрев, при невольной помощи Коробочки, разоблачает Чичикова в тот момент, когда тот был очень близок к цели. Герою приходится «уносить ноги» из города, на время оставив свой замысел. Но мы не сомневаемся, что он не отступится от своего «предприятия». Безусловно, типаж и характер Павла Ивановича Чичикова уникален. Хитростью, тонким знанием жизни и людей, житейской смекалкой, упорством этот герой превосходит большинство людей. Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство своего героя, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя». Детство Чичикова было уныло, серо и одиноко. У него не было друзей, дома Павлуша не знал тепла и ласки, а лишь одни наставления и упреки. Через некоторое время героя определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец дал Павлу наставление: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме того, он наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А главное, отец наказал Павлуше «беречь копейку». По его мнению, только деньги являются в жизни истинными друзьями. Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому еще, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь. И герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось. Далее герой продолжал идти к своей цели всеми доступными ему способами. Важно, что Чичиков считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, хотел жениться на нелюбимой девушке ради ее богатого приданого, разворовывал казенное добро и так далее. Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался. Его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. И вот в голову Павлу Ивановичу приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру… Казалось бы, Чичиков — законченный мерзавец и мошенник. Но не все так просто, на мой взгляд. Для чего герой хотел накопить много денег? Его мечта – это мечта обычного человека: Павел Иванович хотел дом, семью, почет и уважение, комфорт. Он хотел всего того, чего хотят большинство людей в этом мире. Но ради достижения своей цели Чичиков был готов на все, он был готов переступить через любой моральный закон и нравственный принцип. Этого Гоголь «не мог простить» герою. Таким образом, Чичиков, благодаря складу своей натуры и принципам, выработанным в нем с детства, почти смог осуществить аферу с мертвыми душами. Несомненен большой потенциал этого героя, его мощные задатки. Жаль только, что он их направил на осуществление «неправедного» дела. Именно об этом, на мой взгляд, Гоголь печалится больше всего в отношении Чичикова.

Выгода Чичикова

Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:

  • У Манилова — бесплатно неизвестно сколько.
  • У Коробочки 18 «мужиков» по 1 рублю 20 копеек.
  • У Плюшкина 198 душ по 32 копейки.
  • У Собакевича около 100 душ по 2 рубля 50 копеек.
  • Предприимчивый Павел Иванович получит около 200 тысяч рублей, приобретет землю с настоящим имением и станет помещиком, практичным и крепким. Выгодная покупка позволит ему безбедно жить до старости.

Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.

b22a99556649dc9c4e91b6f69485ca9d2eadbdb9.jpg

Читатели любят говорить, что Павел Иваныч покупает ревизские души для того, чтобы заложить их в опекунский совет и таким образом сколотить капитал. Это не совсем правильный ответ. Дело в том, что этот самый опекунский совет принимал в залог только имения.

То есть Чичиков мог бы заложить купленные крестьянские души только вместе с землёй. Вот он и задумывает существующих только на бумаге, а на деле умерших, крестьян перевести в Херсонскую губернию. А в те времена в Херсонской губернии земля давалась бесплатно.

В результате Чичиков планировал получить имение и его заложить в опекунский совет. Известно, что ещё с 18 века опекунский совет принимал в опеку помещичью землю и выдавал деньги под проценты. Проценты помещики платили каждый год, пока не выплачивали кредит полностью.

Была, конечно, опасность невыплаты. Если помещик своевременно выплачивал все проценты по кредиту, имение оставалось у него, а если не выплачивал и срок истекал, имение могло уйти с молотка. Как это произошло в чеховской пьесе «Вишнёвый сад».

Хитрость Чичикова состояла в том, что он хотел получить от опекунского совета, при залоге, по 200 рублей за каждую душу. На полученные деньги он купил бы настоящих живых крестьян, тем самым скрыв обман. То есть к ревизии его крестьяне были бы живыми. Ловкость ума и никакого мошенничества! Чичиков не стал бы преступником в глазах закона.

Читайте также:  История создания и анализ романа «Мы» Замятина Е.И.

Таким образом, Павел Иванович нашёл лазейку в законодательстве и тогдашней бюрократической машине. Решив разбогатеть, он отправляется в путешествие по России, в регионы, где недавно прошли неурожаи, голод, болезни и прочие катаклизмы. Где он сможет гарантированно найти списки мертвых крепостных крестьян и обманными манипуляциями получить их.

В деревне Маниловка Чичикову подарили сто душ, у Плюшкина, Коробочки и Собакевича он некоторое количество купил. В этой губернии он получил 416 душ. В среднем каждая обошлась ему в 70 копеек, а залоговая стоимость каждого живого крестьянина — 200 рублей. Грубо говоря, прибыль составила 83200 рублей. Отличный результат!

А поскольку на рынке крестьяне стоили дешевле, Чичиков по-любому оставался в плюсе. То есть потом он бы купил крестьян не за 200 рублей, а за 100. Из бесед с Коробочкой и Собакевичем мы узнаём, что хорошие работники так и стоят. Наш герой остался бы и с землей, и с крестьянами, и с капиталом в 40 000. Его бы он потратил на строительство усадьбы, строительство домов для крестьян, покупку скотины и прочее и прочее.

Всё как мечтал. Жил бы он в своём поместье, поживал да добра наживал.

https://zen.yandex.ru/media/kuznetsov_dryagin/zachem-na-samom-dele-chichikov-skupaet-mertvye-dushi-5bc8b176caf29200abd9d515

Взрослые читатели детских книг

https://zen.yandex.ru/kuznetsov_dryagin

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/06/zachem-chichikov-skupaet-mertvye-dushi.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1396-zachem-chichikov-skupal-mertvye-dushi.html
  • https://arzamas.academy/mag/545-chichikov
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/zachem-chichikovu-nuzhny-byli-mertvye-dushi.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт