277,Анализ стихотворения В, а, жуковского «вечер»

Содержание:

Классика романтического стиля

Элегия немного грустна. И в то же время эта печаль не гнетёт, она светла и даже философична.

Описание того, что видит автор, не выглядит как какой-то абстрактный образ русской природы где-то в средней полосе. Всё это поэт видел в родных ему краях — Белёве и Мишенском:

  • поля и рощи;
  • дубраву и реку;
  • закат над горой и городом, отражающимся в воде.

Величественный покой и красота пейзажа ассоциируется с божественным началом и совершенством мироздания. Поэт восхищённо воспринимает эту картину, ощущает своё единение с природой.

К нему приходит осознание собственного предназначенья: ценить красоту родной земли, слагать песни «во славу Божию», писать стихи о друзьях, счастье и любви. Это и стало главной темой произведения.

Автобиографичность — новое в романтизме

И всё же в каждом слове сквозит настроение Жуковского, ставшее отражением личной истории и событий трёхлетней давности. Тогда поэт столкнулся с беспощадной реальностью смерти. Это было потрясением для молодого ещё человека: ушёл из жизни его друг. Андрею Тургеневу было всего-то неполных 22 года.

Ещё одно печальное событие произошло с другим товарищем, Семёном Родзянко — в 20 лет он потерял рассудок. Молодых людей объединяли учёба в Университетском благородном пансионе и участие в Дружеском литературном обществе.

Непосредственно об этих двух людях в элегии — лишь краткое упоминание. Имён Жуковский не назвал, но всем, кто знал поэта, это было ни к чему: каждый понимал, о ком идёт речь. Ну а для потомков потрудились биографы и кратко объяснили, кого именно имел в виду зачинатель романтизма в России.

Показательно, что занимает лирического героя в этот тихий вечер:

  • вспоминает о страданьях и блаженстве, оставшихся в прошлом;
  • размышляет о разлуке с милыми сердцу спутниками;
  • скорбит о безвозвратно потерянных друзьях.

Поэтому и в описании природы всё замирает, а летний вечер плавно переходит в ночь. Тихо веет зефир (ветерок), чуть слышен плеск воды — поэт словно медитирует, лёжа на траве под едва трепещущей ивой.

Но наступает утро. И поэт уже говорит о грядущем и своём месте в будущей жизни.

Немного об истории создания «Вечера»

Эта романтическая элегия была написана Жуковским в молодом возрасте — всего-то в 23 года. Произведение относится к ранним элегиям, с которых началась история романтизма и в творчестве поэта, и во всей русской литературе.

Время написания элегии — с мая по июль 1806 года. Впервые была опубликована в «Вестнике Европы» в следующем году, в четвёртом номере журнала.

Характеристика элегии «Вечер»

В анализе композиции отмечается, что всё произведение состоит из 32 строф (катренов). В каждой из них — четыре строки. Рифма в катренах использована перекрёстная. Изо всех видов стихотворных размеров Жуковский отдал предпочтение шестистопному ямбу.

Можно попытаться разделить содержание этого стиха, ориентируясь на содержание. В таком случае получится план из трёх пунктов:

  1. Пейзаж родного края. Поэт не просто фиксирует всё, что видит вокруг себя, он любуется роскошью и величественным покоем равнины, который не может нарушить ни журчание ручья, ни птичьи голоса, ни лёгкий ветерок, колышущий листья ивы.
  2. Личные воспоминания и переживания.
  3. Размышления о месте и роли поэта в обществе.

Перелистывая страницы томика Жуковского, человек не только читает содержание очередного стихотворения, написанного в жанре романтической элегии. Он чувствует и переживает вместе с автором, и, поддавшись магии художественного слова, любуется прекрасной картиной природы средней полосы России. Добиться такого эффекта поэт сумел, воспользовавшись различными выразительными средствами:

  • эпитетами;
  • анафорами;
  • риторическими вопросами;
  • восклицаниями;
  • обращениями.

В своей элегии Жуковский показал читателям нечто совершенно фантастическое: как знакомый и привычный пейзаж с восходом ночного светила становится совершенно иным — зыбким, порой почти нереальным. В этом проявилась идея так называемого двоемирия.

Жизнь как тема для романа

В Википедии размещена статья, посвящённая Василию Андреевичу Жуковскому. Он был незаконнорождённым сыном наложницы-турчанки и секунд-майора Афанасия Ивановича Бунина, помещика, чьи владения были на землях трёх губерний:

  1. Орловской.
  2. Калужской.
  3. Тульской.

Однако своё имя младенцу дал не отец (он был женат, и в официальной семье росли его законнорождённые дети), а обедневший и проживавший у Буниных дворянин Жуковский. Он принимал участие в воспитании и обучении мальчика.

Можно только догадываться о том, какие страсти бушевали в семействе. Но в жизни Василия Андреевича Жуковского, так уж распорядилась судьба, было немало влиятельных и благородных людей, которые помогали ему выйти победителем из сложных проблем с получением образования и статуса дворянина.

В 34 года Василий Жуковский стал учителем русского языка великой княгини, которая впоследствии стала императрицей Александрой Фёдоровной. Когда родился цесаревич Александр Николаевич, выбор наставника был в пользу академика Жуковского. Этот талантливый человек пришёл в мир как незаконнорождённый, но сумел достичь невероятных высот в карьере.

История его происхождения и формирование отношений в семье будущего классика русского романтизма вполне могут претендовать на отдельный рассказ. А уж каким он будет, решит автор. Возможно, это будет даже симбиоз трагедии, любовного романтического чтива и исторического романа.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Стихотворение «Вечер» – первая романтическая элегия в русской литературе. Она построена в виде размышлений лирического героя о смысле бытия и предназначении человека. Анализ «Вечера» Жуковского позволяет сказать об истории создании произведения, его теме, композиции и жанре.

analiz-vecher-zhukovskiy-69457.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

Год написания – 1806 г.

История создания – написано, когда В. А. Жуковский находился в селе Мишенском.

Тема – предназначение человека, скоротечность его жизни, смысл бытия.

Композиция – свободная; стихотворение состоит из трех частей, передающих определенное настроение.

Жанр – романтическая элегия.

История создания

В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился в селе Мишенском. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.

Тема

В. А. Жуковский в своем стихотворении поднимает тему человека и природы. Поэт раскрывает природную красоту, параллельно повествуя о скоротечности жизни человека. В этом заключается краткое содержание произведения: В. А. Жуковский с помощью пейзажных зарисовок размышляет о течении человеческой жизни, о смысле бытия в целом.

Композиция

Композиция «Вечера» не отличается своей сложностью. Всего насчитывается 23 катрена. Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского позволяет поделить произведение на три части, первая из которых демонстрирует картины вечерней природы. Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниях о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе, что говорит о том, что в стихотворении поднимается и тема поэта и поэзии. Третья часть представляет собой размышления о своей судьбе, а также о судьбе поэта в мире.

Жанр

«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.

Василий Жуковский и его «Вечер».Романтическая литература впервые появилась в центральной Европе, откуда впоследствии перекочевала во множество стран, в том числе и в Россию. Основателем русского романтизма и считается Василий Жуковский. В начале, поэт, покоренный зарубежными стихами, только переводил иностранные произведения этого жанра, далеко не сразу решившись публиковать собственные произведения. Однако в 1806 году появляется его романтическая элегия «Вечер».

Вариант №2

Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.

Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».

В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.

Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.

Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.

Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.

С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей. Тем не менее, ни одна из них не является лишней. Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.

Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший. Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки. И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.

И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.

Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.

Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.

Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.

Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.

Кратко по плану читать 9 класс

О чем произведение?

Анализ элегии «Вечер»

Analiz-stihotvoreniya-Ghukovskogo-Vecher-3.jpg

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья.

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?

но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:

Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль. Как узнать.

Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым

Ложится по полям и холмы облачает

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье

И, лиру соглася с свирелью пастухов,

Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

История создания

В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился в селе Мишенском. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.

Что Василий Жуковский хотел сказать стихотворением «Вечер»?

Композиция

Композиция «Вечера» не отличается своей сложностью. Всего насчитывается 23 катрена. Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского позволяет поделить произведение на три части, первая из которых демонстрирует картины вечерней природы. Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниях о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе, что говорит о том, что в стихотворении поднимается и тема поэта и поэзии. Третья часть представляет собой размышления о своей судьбе, а также о судьбе поэта в мире.

Жанр

«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 15354Количество использованных доноров: 5Информация по каждому донору:

  1. https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/vecher: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 3907 (25%)
  2. https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/vecher.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 1238 (8%)
  3. https://analiz-stihov.ru/zhukovskij/vecher: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 3086 (20%)
  4. https://pishi-stihi.ru/vecher-zhukovskij.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3577 (23%)
  5. https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/15484-analiz-stihotvorenija-v-a-zhukovskogo-vecher.html: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 3546 (23%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) В«ВечерВ» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – В«последнийВ», В«потухшийВ»; глаголы – В«померкнутьВ», В«умиратьВ», В«угасатьВ» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: В«светлый песокВ», В«златые холмыВ», В«багряный блескВ» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:В 

И где же вы, друзья?..

Часы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом В«юношаВ», в воображении поэта рисуется В«тихая могилаВ», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Над тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

В Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: В«Так, петь есть мой удел… Но долго ль?В» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

В Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в В«ВечереВ» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не В«угасаниеВ», В«не умираниеВ», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха (В«ЛуНЫ ущербНЫй ЛикВ»; В«зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсовВ»; В«БЛЕдно БРЕгВ»), плавности шестистопных ямбов. В«..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии ЖуковскогоВ», – тонко заметил Н. Полевой.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Анализ   /   Жуковский В.А.   /   Вечер

Смотрите также по произведению «Вечер»

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

Вечер” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Просмотров: 79318Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/stikhi/vecher.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/vecher.html
  • https://school1208.ru/raznoe/277-analiz-stihotvoreniya-v-a-zhukovskogo-vecher.html
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4230-analiz_elegii_vecher.html
  • https://lit-helper.com/p_analiz_elegii_vecher_jukovskogo_v_a

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт