313,Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилев — полезно знать

Меню статьи:

Текст стиха

Предыстория стиха: Гумилев и литература

Николая Гумилева причисляют к поэтам, обладавшим уникальным даром – шестым чувством. Такое название носит способность предвидеть события, применить свой талант. «Шестое чувство» – это попытка писателя осмыслить проблему чувственности, красоты и человечности.

Настроение произведения отдает меланхолией, отчаяньем. Эта особенность объясняется сложной исторической, культурной и социальной ситуацией начала ХХ века. Россия сотрясается катаклизмами. Человек смотрит на красоту с болью, страдая. Автор прибегает к соединению несоединимого: земного и небесного, утилитарного и духовного, материального и нравственного начал.

Писатель принадлежит к когорте русских авторов, творивших в непростое время. Этот период в искусстве получил название Серебряного века. Гумилев писал поэзию еще в детстве. В юношеские годы Николай Степанович переживает дебют – издание первой книги стихов.

Из истории создания произведения

«Шестое чувство» – это посвящение именно этому прорицательскому таланту. Год рождения этого произведения история знает точно – 1920-й. В тексте отсутствуют какие-либо пророчества, мистика или фантастика. Писатель задается лишь одной целью: понять, осознать сущность шестого чувства.

«Жираф» – произведение, которое подтверждает страсть Николая Гумилева к поездкам и экзотике. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Тематика гумилевского шедевра

О материальных ценностях

О духовных ценностях

О восприятии красоты

Образ шестого чувства

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.

SHestoe-chuvstvo-proizvedenie..jpg

Как найти шестое чувство?

Обрести шестое чувство нелегко и больно. Кроме того, это очень длительный процесс. Гумилев уподобляет приобретение шестого чувства операции, которая позволяет человеку рассмотреть собственное будущее. Владельца дара обременяет эта способность: человек страдает телом и душой.

Образ красоты «под скальпелем» поэта

Стиль Николая Степановича отличается фундаментализмом. Писатель обращается к различным аспектам человеческого бытия. Поэт делает акцент на том, что людей увлекают материальные блага. Что такое материальные блага, вещи, вкусная еда? Это базис, минимум, необходимый человеку для выживания. Кроме того, материальные блага понятны и просты, человек знает, как обходиться с вещами и деньгами.

В стихотворении «Лошади в океане» поэт Борис Слуцкий обращается к тем событиям, которые действительно происходили во время сражений 1939–1945 годов. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Об идее произведения

Гумилев, вероятно, сохранял уверенность в обладании шестым чувством. Поэт лелеял собственную уникальность и имел на это полное право. Но нужен ли какой-то особенный орган для ощущения красоты вечернего заката, для наслаждения музыкой или гармонией поэзии? Скорее всего, нет.

В гумилевском произведении главную роль играет подтекст: человек является венцом творения, а потому – обладает совершенной природой. Люди увидят прекрасное, когда их дух и плоть измучаются. Изнеможение духа и плоти откроет человеку путь к осознанию красоты.

SHestoe-chuvstvo-proizvedenie-Gumileva..jpg

Личность Гумилева: взгляд со стороны

Близкие и знакомые писателя вспоминали, что Николай Степанович претерпевал мучения из-за своего шестого чувства. Хитрость такого дара состоит в том, что человек знает о грядущем, но не может на это повлиять. Поэт попал в тяжелые любовные отношения: полюбил поэтессу, Анну Ахматову. Любимая женщина воспринималась писателем как порождение тьмы. Анна стала супругой Гумилева. В браке Николай Степанович нередко называл Ахматову колдуньей. Мучительное чувство стало причиной неудавшегося самоубийства автора. Николай Степанович трижды безуспешно пытался покончить с собой. Гумилев отчаянно желал прекратить страдания. Между тем, писатель понимал: жизнь без Ахматовой для него невозможна, но и с ней жить невыносимо. Роковая любовь все равно толкает поэта пойти на союз с женщиной, которая сделает его жизнь кошмаром.

О композиционных и жанровых особенностях произведения

Для своего шедевра писатель выбирает классическую структуру. Композиция произведения состоит из зачина, основной идеи и выводов. Формальная структура гумилевского текста – шесть катренов.

Краткое содержание

Содержание первой части

Содержание второй части

В следующем фрагменте стиха проявляется философская составляющая произведения. Писатель говорит: существуют вещи, недоступные пяти чувствам. Эти вещи нельзя познать с помощью слуха, глаз, прикосновений, запахов или вкуса. Таких вещей автор называет красоту природной стихии, быстрый бег времени, а также категорию прекрасного в искусстве.

Гумилев обращается к приему сравнения. Чувства, с помощью которых познает мир ребенок, сравниваются с этими ощущениями – новыми, непонятными. Юноша наблюдает за обнаженными женщинами, чувствует желание. Но этот молодой человек еще не способен осознать природы своих чувств. В тексте присутствует красивая метафора: существо, рожденное ползать, порой ощущает крылья, которых не имеет.

Содержание третьей части

Последняя – завершающая часть – обращается к человеческой природе. Гумилев напоминает: человек похож на существо, умеющее лишь ползать. Но человек – в страданиях и мучениях – порождает некий орган, через который воспринимает красоту мира. В конце произведения содержится ключевая идея гумилевского творения.

Образы времени

В четвертом и пятом четверостишиях Гумилев зашифровал образы времени. Писатель обращается к прошлому и настоящему, к миру животных и миру людей. Автор рассуждает о развитии всего рода живых существа. Потом Николай Степанович переходит к размышлению о специфике самого человека – как части царства живых существ.

Жанровая принадлежность произведения

Философский характер поэзии

Перед читателем – пример философского лирического текста. Гумилев обращается к античному наследию. Древнегреческий философ Платон в диалоге под названием «Гиппий больший» писал о природе красоты. Философ говорит не просто о красоте, а о категории прекрасного. Платон рассуждает: что отличает красивый горшок от красивой девушки? Николай Степанович – ценитель античности – принимает во внимание мысли древнего мыслителя.

Особенности жанра гумилевского текста

Что касается жанра, то произведение относится к разряду элегий. Гумилев выбирает пятистопный ямб – подходящий размер для реализации задуманных идей. Произведение читается с запинками – это тоже не случайность. Николай Степанович вводит в текст пиррихий, чтобы подчеркнуть ритм поэзии, заставить читателя остановиться, задуматься. С другой стороны, мысли писателя – от природы сложные – облекаются в простую форму разговора. Этот прием упрощает для читателя восприятие гумилевского стиха.

Детали: о средствах художественной выразительности

Специфика литературного направления произведения

Гумилева считают одним из самых видных представителей акмеизма. Писатель прошел долгий и полный терний путь творческой эволюции. В начале творческой карьеры Николай Степанович предпочитал символизм как направление. В конце Гумилев обращается к акмеизму.

Между тем, отдельные образы в гумилевском творении намекают на увлеченность автора символизмом. Вино обладает качеством влюбленного юноши (не вино ли часто рождает страсть?), хлеб – добрый, теплый, вкусный, женщины – привлекательны и желанны. Гумилев рисует убедительные, до боли материальные, реалистичные картины. Писатель наделяет эти образы символическим характером. Каждому образу-символу соответствует действие: вино – пьют, хлеб – едят, женщин – целуют.

Литературные приемы Гумилева

Это литературное направление воплощается в выборе тропов и приемов, а именно:

  • Эпитетов (вино у поэта – влюбленное, хлеб – добрый, заря – окрашена в розовый цвет, небеса – холодные, покой – неземной, стихи – вечные, бессмертные, желание – загадочное, таинственное). Прилагательные «скользкая», «разросшаяся» писатель использует, чтобы проиллюстрировать свои мысли об эволюции. При этом автор пишет и о биологических процессах, и о процессах культурных. Читатель прослеживает эволюцию шестого чувства до древних времен;
  • Метафор («под скальпелем природы и искусства», «изнемогает плоть», «кричит дух», «мгновение бежит неудержимо»). Отдельно стоит отметить важность фразы «ломать руки». Этот прием воплощает образ обреченного на муки человека. Человек не хочет страдать, но знает, что это необходимо. Метафорические образы кричащего духа, изнемогающей плоти скрывают завуалированное обращение к Богу;
  • Сравнений (дух сравнивается с наивным юношей, подсматривающим для обнаженными женщинами). Автор употребляет сравнительные обороты и предложения. Эти приемы объясняют образы из предыдущих четверостиший;
  • Союза «но» и антитезы. Этот прием особенно выделяется в первой части произведения. Писатель с помощью антитезы намекает на несовершенство человеческого наслаждения. Противопоставление играет роль сопротивления, придает тексту горький привкус. Так автор описывает эволюционный процесс – мучительный и тяжелый;
  • Приставок «не», «ни». Они выражают настроения безнадежности и отчаянья. Здесь тоже принимает участие антитеза, ведь автор обращается к принципу динамичности-статичности. Второе четверостишие посвящается образу статичного неба. Третий катрен описывает неумолимый бег времени. Образ времени, конечности и вечности подчеркивается словом «мимо». Человек страдает, когда время просеивается сквозь пальцы, как песок;
  • Восклицаний. В приеме восклицательных предложений автор скрыл надежду на рождение шестого чувства и исчезновение боли. Человек перестанет страдать, воспринимая красоту, когда «вырастит» новый орган;
  • Оборота «как – так». Этот прием автор использовал, чтобы завершить синтаксический период.

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

+

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.

Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры“под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение“как мальчик”.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилевым в 1920 году, за два года до расстрела. Но при этом в нем нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит только размышления о том, что же такое это особенное чувство и какова его природа.

Напечатано это произведение в последнем прижизненном сборнике поэзии Гумилева под названием “Огненный столп”.

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развито некое чувство, которое помогает ему это делать. И хотя люди не всегда осознают его природу, отрицать существование этого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:

  • Эпитеты “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение “как мальчик”.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Н. Гумилев написал стихотворение «Шестое чувство»?</h3>

    • <label>1915</label>
    • <label>1916</label>
    • <label>1920</label>
    • <label>1921</label>

(новая вкладка)

gumilev_1920.jpg

В стихотворении Николая Гумилёва «Шестое чувство» поэт пытается поделиться с нами философскими взглядами, задаёт вопросы, но не отвечает на них. Строки написаны автором за год до расстрела в 1920 году и увидели свеет через год, когда вошли в сборник «Огненный с толп». Почему этот момент символичен станет понятно из анализа стихотворения. В стихе Гумилёв пытается дать оценку прекрасному, задавая читателю вопрос, почему одно достижимо для нас, второе никогда не приближается на расстояние вытянутой руки.

Вариант 2

На самом деле, если говорить о классификации чувств, то используемая Гумилевым, где отсутствует орган для наслаждения зарей или искусством, не является единственной и, конечно, не является единственно верной. Если рассмотреть концепции восточных философий, то там вполне гармонично к чувствам зрения, слуха и остальным, которые формируют для человека объективную действительность (кстати, согласно современной психологии таких чувств не пять, но немного больше, к примеру, есть чувствительность внутренних органов, которая отличается от просто тактильной) добавляется интеллект или ум, который и позволяет наслаждаться закатом, подобно тому как наслаждаются сладким вином в бокале. Только, условно говоря, этот закат «наливается» в стенки черепной коробки (хотя расположение ума именно в мозгу — условность) и там переливается, дегустируется с определенным вкусом и умением в зависимости от благородства этого «сосуда» и умения дегустатора.

Таким образом, на строчки про кричащий дух, изнемогающую плоть, которые рождают «орган для шестого чувства», есть вполне логичный ответ: вот он этот орган – человеческий ум. Тогда о чем хотел сказать нам Гумилев, если учитывать его понимание этого факта?

Наверное, поэт хотел по большей части противопоставить нечто ощутимое и доступное к явному обладанию и неощутимое. К примеру, мы можем насладиться вином или женщиной и даже, если вино выращено не нами и даже украдено, а женщина в объятьях думает о другом, все равно факта обладания и наслаждения не отменить. Если речь о розовой заре, то этим не представляется возможным обладать, такое возможно только немного уловить.

Более того, для того чтобы ощутить красоту зари, человеку нужно с этой зарей слиться, равно как со всем великим и красивым, для того чтобы быть действительно причастным к этому, а чтобы слиться, нужно от себя избавиться и в этом раствориться. Как правило, такое доступно только на мгновенье, а потом человек снова возвращается к своей мелкой личности, раздумьям и волнениям. Поэтому людям суждено идти «мимо, мимо» этой красоты и величия.

Пожалуй, об этом говорит поэт. О тяге человека стать настоящим, фактическим обладателем чего-то действительно великого.

Анализ стихотворения Шестое чувство по плану

Чем можно насладиться в жизни с пониманием

Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.

Далее Гумилёв приводит пример того, что:

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.

Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.

Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение – “как мальчик”.

Шестое чувство

Какое наслаждение нам не дано понять

Мы в этом состоянии похожи на маленького мальчика, которому интересно подсматривать за девичьим купанием, но смысла любви он ещё не знает. Желание растёт внутри него, но он ещё не может его осознать, потому что не дорос до этого. Так и человек не дорос до понимания вечности, в нём горит таинственное желание её понять, но мал Homo sapiens разумом и часто скуден душой для этого.

В предпоследнем четверостишье Гумилёв сравнивает человека с первыми млекопитающими, которые только выбрались из воды, они стремятся к полёту, хотят быстрее побежать-полететь, уже чуют набухающие за спиной крылья, но малы для этого. Пройдут тысячи лет прежде чем вышедшая из воды тварь станет птицей, пройдёт ещё ни одна тысяча лет, прежде чем человек начнёт физически понимать вечные тайны мира.

Гумилёв в концовке стихотворения обращается к Господу с извечным вопросом – скоро ли человек вырастет из пелёнок детства и в нём родится шестое чувство для полного понимания окружающего мира. Скоро ли мы сможем видеть то, что есть, а не то, что нам сейчас дано видеть, скоро ли разорвём границы таинства, скоро ли появятся крылья?

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Ничего за 100 лет не изменилось

Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.

Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Слушать стихотворение Гумилева Шестое чувство

Текст

</h2>

1920 год

Читает Валерий Гаркалин

Неплохо прочитал стихотворение, как говорят с душой, Валерий Гаркалин.

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 17170Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:

  1. https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilev/shestoe-chuvstvo.html: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1688 (10%)
  2. https://goldlit.ru/gumilyov/1039-shestoe-chustvo-analiz: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4955 (29%)
  3. https://stihirus24.ru/nikolaj-gumiljov/317-shestoe-chuvstvo.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 4420 (26%)
  4. https://analiz-stihov.ru/gumilev/shestoe-chuvstvo: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 48 (0%)
  5. http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilev/stih-shestoe-chuvstvo: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2468 (14%)
  6. https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/gumileva/shestoe-chuvstvo: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3591 (21%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

История создания

Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.

В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.

Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.

Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

По произведению: «Шестое чувство»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике “Огненный столп” в 1921 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюбленного вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно “использовать” – съесть, выпить, поцеловать.

Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался еще в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие “эстетикос”, то есть “относящийся к чувству”, не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства.

Получается, что, по логике Гумилева, в античности шестое чувство уже рождалось, но еще не родилось.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят “мимо”. Это мучительно, это “осуждение”.

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвертая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идет о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нем уже начинает возникать.

Последняя строфа – вывод о том, что “орган для шестого чувства” рождается в муках прямо сейчас, но медленно, “век за веком”.

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилев допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен.

Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилева, это происходит в муках совместными усилиями “природы и искусства”, то есть эволюции биологической и культурной.

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами – и неподвластное им чувство эстетического. Влюбленное в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но.

Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчеркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи (“сперва измучившись”) – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадежность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения.

Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.

В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует ее необходимость.

Следующие два развернутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует свое будущее.

Так же и “тварь скользкая”, которая еще не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилева) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилев через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.

“Шестое чувство” анализ стихотворения Гумилева« Рецензия на пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад”Певец крестьянской Руси Сергей Есенин »Используемые источники:

  • https://r-book.club/shkolnoe/stihi/shestoe-chuvstvo.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilev/shestoe-chuvstvo.html
  • https://school1208.ru/raznoe/shestoe-chuvstvo.html
  • https://goldlit.ru/gumilyov/1039-shestoe-chustvo-analiz
  • https://lit.ukrtvory.ru/shestoe-chuvstvo-analiz-stixotvoreniya-gumileva/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт