Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Содержание

Содержание:

В данной статье приведен анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение имеет серьезный философский подтекст и изучается в 6 классе общеобразовательной школы. 

Ученикам будет полезно и интересно ознакомиться с проведенным исследованием, чтобы использовать полученную информацию для подготовки к уроку.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать очень рано. Образы природы характерны для его ранней лирики.

Стихотворение «Парус» автор написал будучи совсем юным – в 17 лет (в 1832 г.). Четырьмя годами ранее мир увидел поэму Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Оттуда и было позаимствовано предложение «белеет парус одинокий».

В то время юный Лермонтов бросил учебу в Московском университете, поступив в Петербургский. В том же году в письме к Лопухиной был написан стих, передающий унылое настроение поэта. Гуляя по набережной р. Невы, он заметил в голубом море парусник. Неизвестность будущего и унылое настроение нашли свое отображение в данном творении. 

Интересно, что текст своего произведения не был включен в первый сборник произведений поэта, так как поэт посчитал его несерьезным. У Лермонтова есть и акварельная работа, которая является превосходной иллюстрацией к стиху.

На тему стиха Михаила Лермонтова есть романс. Самая известная мелодия принадлежит Александру Варламову. В 1848 г. он был напечатан у Грессера – известного в те времена издателя.

Тема стихотворения

Центральной в произведении является тема поиска себя, загадочности и неопределенности. Парус – это внутренний мир поэта. 

Прочтение стиха приводит к мысли, что человеку свойственен поиск себя, а также страсть, желание и, как ни странно, одиночество. Одиночество, широкий простор не избавляют от тяжелых вопросов. Буря же не избавляет парус от мрачной жизни, но она же предпочтительнее мятежного внутреннего мира лирического героя.

Автор как раз показывает внутренний мир и его одиночество. Лирический герой ищет своё место в мире. Отчаявшись, он склонен к риску. И человек не может знать, что в такие моменты для него хорошо, а что – плохо.

Жанр, направление и композиция

Это лирическая новелла, сочетающая описание природы и философские размышления. Является образцом романтической поэзии.

Стихотворение имеет 3 строфы. Все они объединены внутренними переживаниями русского поэта. Строфа построена так, что в начальных двух строчках рисуется картина, в последующих – переход к внутреннему миру. Стих имеет в конце риторическое восклицание.

Стихотворный размер

Стих написан четырехстопным ямбом с перекрестным рифмованием. Наличие ассонансов придает стиху сходство со звуками ветра, морских волн.

Средства художественной выразительности

Они дают возможность полностью проникнуть во внутренний мир поэта, понять его эмоциональное состояние.

Эпитеты

Среди эпитетов выделяются «луч золотой», «парус одинокий», «тумане голубом». Они превращают описание в запоминающееся и яркое.

Метафоры

К ним относятся словосочетания «парус бежит», «волны играют», «ветер свищет». Они придают повествованию яркость, движение и красоту.

Анафора

Она характерна для всей лирики Лермонтова. За счет анафоры просматривается своеобразная пафосность произведения: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..».

Антитеза

В произведении есть и антитеза (противопоставление): «страна далёкая – край родной», «струя светлей лазури, луч солнца – буря». Оно творит яркие образы, подчеркивает их противоположность. 

Лермонтов с помощью антитезы хотел сказать, что он покинул отчий край – Москву и приехал в чужой ему Петербург. Поэтому будущее кажется поэту таким туманным.

Сравнения

В третьей строке имеется авторское восклицание: «Как будто в бурях есть покой!». Этим Лермонтов показывает возмущение и недоумение из-за сложившейся ситуации. Он подталкивает читателя к выводу, что мрачные эмоции не являются выходом из обстоятельств, в которых ему пришлось побывать.

Стихотворение проникнуто глубиной внутреннего мира героя. Его можно охарактеризовать эпитетами «одинокий» и «мятежный». В этой борьбе противоположностей и заключается глубокий философский смысл произведения.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Делая полный анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова стоит вспомнить о том, что написано оно было в не самый простой период жизни автора. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ, благодаря которому будет возможность намного лучше познакомиться с этим произведением.

Содержание

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Парус» будучи семнадцатилетним юношей. Период жизни, когда данное произведение появилось на свет, было очень непростым для юного поэта. Юношу очень огорчало то, что ему не удалось поступить в высшее учебное заведение в Петербурге. Ведь университет в Москве ему пришлось покинуть.

Причиной написания стихотворения послужил парус, который увидел Михаил Юрьевич на реке Неве. Именно его и решил взять в основу творец. Но по какой-то причине автор не включает данное стихотворение в свой сборник, который вышел за год до гибели поэта. Хотя стихотворение было закончено и даже имело рисунок, который сделал сам автор.

Жанр, размер

Для написания стихотворения «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов выбирает четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Данное стихотворение относится к лирической новелле. Что же касается направления, то это романтизм. Подтверждением этого является тема одиночества, а так же своего рода бунта против сложившейся ситуации. Стихотворение имеет достаточно грустное настроение, которое чувствуется практически в каждой строке.

Немаловажная роль отводится описанию пейзажа, который символизирует мысли и переживания лирического героя.

Композиция

Композиционно стихотворение «Парус» состоит из трех строф.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

В первой строфе автор задается риторическими вопросами, на которые, к сожалению, кроме него самого никто не сможет ответить.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Во второй строфе все же мы получаем ответы на лирические вопросы. На них нам отвечает сам лирический герой. Но ответ его нельзя назвать точным или понятным, поскольку он не дает никакой конкретики.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В третьей строфе ответ мы так и не получаем, на вопрос, что же ищет парус? Он пытается найти покой, там, где найти его не представляется возможным. Он хочет найти спокойствие в буре, надеясь там найти покой.

Образы и символы произведения

Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус. Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него. Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг.

Буря – символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на  протяжении всей жизни.

Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы. Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными.

Темы и проблемы

Одной из проблем можно выделить проблему одиночества. Лермонтов достаточно часто поднимает эту тему в своем творчестве. Здесь одиночество он показывает в образе паруса, который одиноко находится в открытом море. Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда. Так же парус сталкивается с проблемой того, что он не знает, куда и зачем плывет. Он не знает, что именно он хочет найти? Он просто плывет, повинуясь стихии.

Второй темой можно отметить тему внутренней неопределенности. Парус, точно так же как и лирический герой, продолжает искать себя. Здесь звучат вопросы, которые никогда не потеряют свою актуальность. Куда мы держим путь и что хотим найти в его конце? Нас не устраивает тот мир, который нас окружает, поэтому мы продолжаем двигаться против него.

Так же была затронута тема счастья. Лирический герой показывает то, что никогда не был счастлив в жизни, но и не планирует его искать. Он сомнительно относится к данному чувству, поэтому не особо верит, что счастье ждет его в будущем.

Тема мятежности и бунта. И здесь не обошлось без неё. С данной темой мы встречаемся практически в каждом лирическом произведении, где душа лирического героя постоянно бунтует и требует перемен.  Здесь эти чувства автор так же передает через парус, который вынужден отправиться в открытое море, чтобы испытать свои силы и показать на что он способен.

Так же представлена тема природы, благодаря которой автор умело передает настроение стихотворения. Спокойный пейзаж постепенно изменяется, но автор об этом не пишет прямо. Он как-бы намекает, что надвигается шторм и гроза, которую так ищет парус, чтобы обрести долгожданный покой.

Средства выразительности

В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения.

Использование риторических вопросов так же встречается в данном тексте. Это придает ему определенной интриги и наталкивает на размышления о собственном смысле жизни.

Метафоры помогают стихотворению стать более динамичным. А использование оксюморона в последней строке, заставляет читателя так же задуматься о своей жизни.

Основная мысль произведения

В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они очень похожи. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте.

Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача.

Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.

Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти – это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье.

Стихотворение «Парус» написано Лермонтовым в 1932 году в Петербурге. Предположительно, не раньше начала августа и не позднее 2 сентября. Известно, что этим числом датировано письмо к Марии Александровне Лопухиной, в котором поэт отправил девушке автограф стихотворения.

История создания произведения

Созданию этого стихотворения предшествовал разговор с руководством Петербуржского университета, куда Лермонтов хотел перевестись из Москвы. Но ему предложили начать учебу с первого курса. Перспектива стать «вечным студентом» Лермонтова не вдохновляла. Он бродил по городу и не видел выхода в сложившейся ситуации. О том, в какой части Петербурга его размышления воплотились в столь чудесные романтические строки, существует 2 точки зрения:

  1. Академик Дмитрий Лихачев, опираясь на городские легенды, полагал, что Лермонтов сочинил это стихотворение на террасе Монплезира;
  2. Анна Ахматова писала, что на создание стихотворения «Парус» Лермонтова вдохновила «Маркизова лужа».

В тот момент Лермонтов не видел выхода. Но позднее он придет к решению поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная стезя обещала столь желаемую бурю и невзгоды.

Анализ стихотворения

Сам Лермонтов не относился всерьез к этому произведению. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий…» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Отчасти потому что оно было сочинено спонтанно, под влиянием настроения. Но поклонники поэта рассудили по-своему. В 1942 году это миниатюрное произведение было опубликовано в «Отечественных записках».

На первый взгляд это произведение относится к жанру пейзажной лирики, но литературные критики предпочитают относить его к философскому творчеству, справедливо полагая, что пейзаж служит лишь фоном для более четкого и выпуклого отображения главной мысли поэта.

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 12 строк. Его структуру можно рассматривать и как три катрена, и как 2 шестистишия, настолько цельными они получились. В этом произведении Лермонтов применил стихотворный размер четырехстопный ямб. Рифма перекрестная. Женские рифмы сочетаются с мужскими.

Композиционно — это произведение состоит из двух частей. Но эти части не идут последовательно, а переплетаются между собой. В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом. А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя.

Тема и идея стихотворения

Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения – это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно. Идея заложена в строке «А он, мятежный, просит бури». Восемнадцатилетний Лермонтов жаждет жизни, борьбы, стремится плыть против ветра и против течения. Впрочем, Лермонтов всегда плыл против течения, не особо считаясь с общественным мнением. От того был так неудобен и неугоден многим.

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на антитезах. На море спокойно, под ним струя светлей лазури, а он жаждет бури. Из речевых фигур в стихотворении использованы:

  • Антонимы — ищет-кинул, далекий- родной,
  • Риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
  • Оксюморон, то есть соединение противоречий автор применил в конце произведения: как будто в бурях есть покой.

Из тропов автор применил:

  • Эпитеты – голубом, далекой, родном,
  • Метафоры – одинокий (парус), золотой (луч) мятежный (он, парус);
  • Олицетворения – ищет, не ищет, кинул, бежит, просит.

В этом стихотворении молодой Лермонтов подразумевает себя, говорит о себе. Он всегда чувствовал себя одиноким, хотя рядом были близкие друзья, родственники. Но в юноше, выросшем без родительского внимания, говорит максимализм. Он впервые, может быть, споткнулся и растерялся. Он не знает, как жить дальше. Может быть, от этой растерянности, в нем заговорил бунтарский дух, а душа взалкала бури.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

+

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон “как будто в бурях есть покой”.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза:“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    На берегу какой реки Лермонтов написал «Парус»?</h3>

    • <label>Нева</label>
    • <label>Москва-река</label>
    • <label>Дон</label>
    • <label>Днепр</label>

(новая вкладка)

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/stikhi/parus-lermontova.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-parus-m-yu-lermontov.html
  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/parus-lermontov
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/parus.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-parus-po-planu/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт