Анализ стихотворения “Реквием” (Анна Ахматова)

Автор: · 30.06.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственногонарода. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

История создания

Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием». Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.

История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение,состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простоялагероиня и тысячи таких, как она.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

образ характеристика
лирическая героиня мать, сына которой осудили на ссылку. переживая свое горе совершенно одна, она остается сильной и самоотверженной ради своего сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, чьи семьи пострадали в годы репрессий. конечно, прототипом лирической героини стала сама анна ахматова. однако лирическая героиня в горе настолько отстраняется от самой себя, что невозможно представить «реквием» как одноголосие.
сын образ сына обозначен лишь вскользь, несколькими фразами. тем не менее, эти редкие строки рисуют образ, который бьет в самое сердце. «страшные глаза» на встрече с матерью и образ другого обреченного на муку сына— христа. его словами говорит сын героини: «о, не рыдай мене…».
народ невозможно исключить из действующих лиц поэмы и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и ссылки сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов. горе матери – это наиболее сильное выражение той «смертельной тоски», которую испытала вся «безвинная русь».
«безвинная русь»

сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

Темы

Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

  1. Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
  2. Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
  3. Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
  4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
  5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
  6. Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана <…> Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

Автор: Екатерина Озаровская

Содержание:

История написания

Это произведение создавалось достаточно долго. Первые строки появились в 1934 году. Сначала Ахматова не собиралась писать поэму. Она задумывала цикл стихотворений, которые поднимали тему реакционного периода, при котором многие семьи затронули репрессии. Лично столкнувшись с беспощадностью сталинского режима, когда она лишилась мужа и практически потеряла сына, который был ни в чем не виноват, Анна меняет свои планы и пишет большую поэму. Большая часть произведения была написана в 1928-1940 гг.

Важно! Поэма “Реквием” была окончена, но публиковать ее было нельзя. Более того, автор долго не записывала строки и держала их в памяти, зачитывая только самым близким друзьям. Еще около 11-ти человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэтессу. Ахматова записала его на бумаге лишь в 1950-м году.

Рис. 1. Анна Ахматова. Портрет работы З. Е. Серебряковой. 1922 год</figcaption>В 60-х гг., когда началась “оттепель”, некоторые части печатали в самиздате.

Важно! Полную версию напечатали только в 1987 году в начале периода “перестройки”.

Название и композиция

Название “Реквием” несет в себе глубокий и сильный посыл. Так называют церковную службу, которую проводят за упокой души. Ахматова посвятила свою поэму всем, кто стал жертвой жестокого режима: узникам, матерям, отцам, женам и дочерям, которые провожали своих близких на смерть. Так как произведение писалось частями, композиция его выглядит на первый взгляд несвязанной и хаотичной. Оно состоит из следующих частей:

  • “Посвящение”
  • “Вступление”
  • 10 глав — некоторые с названием (7 — “Приговор”, 8 — “К смерти”, 10 — “Распятие”)
  • Эпилог

Повествование идет от имени лирического героя, который является рупором поэтессы. Он помогает ярко и выразительно описать чувства и выразить конкретные мысли автора. Рис. 2. Анна Ахматова. Портрет работы художника Ю. П. Анненкова. 1921 год</figcaption>

Тема

В “Реквиеме”  поэтесса раскрыла множество тем:

  • Страдания народа — показаны через призму собственной драмы. При этом поэтесса проводит сравнение с матерями любых эпох, которые были вынуждены отправлять своих сыновей на смерть, даже если они ни в чем не виноваты. Она показывает, что их боль лишает рассудка, она существует вне времени, никуда не исчезая. Также Ахматова чувствует боль всего своего народа, который любит всей душой, и который теперь вынужден переживать столь страшное время.
  • Безграничная любовь — женщины не в силах помочь своим родным, но их любовь не имеет границ, стремится согреть и защитить близких, которые попали в беду.
  • Память — Ахматова говорит, что мы обязаны всегда помнить об этих людях, павших жертвами эпохи, о горе всей нации и каждой отдельной женщины. Наша задача не забыть об этих ужасах и не допустить их повторения.
  • Время

Проблематика

В этой поэме поднимается целый ряд серьезных злободневных проблем того времени:

  • несправедливости — большая часть людей в тюрьме были обвинены огульно, ни за что;
  • исторической памяти — автор боится, что следующие поколения забудут об этих ужасах и этих людях, которые пережили столько горя;
  • бесправия и беспомощности — матери не в силах изменить судьбы своих детей, они могут только ждать.

Жанр, художественные приемы, направление

“Реквием”, безусловно, относится к литературному жанру “поэма”, но в ней отмечают и некоторые черты эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении под названием акмеизм. Это одно из ответвлений модернизма. Ему присущи такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямота изложения, которые мы видим в строках поэмы. Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет работы Н. Альтмана. 1914 год</figcaption>Ахматова использует почти все размеры, меняет ритм, количество стоп. Эти приемы позволяют придать эффектность и разнообразить изложение, остро подчеркивая смысл слов. Ахматова использует всевозможные тропы:

  • эпитеты (смертельная тоска, смертный пот);
  • метафоры (опадают лица);
  • антитезы (упало каменное сердце на мою еще живую грудь);
  • сравнения (старуха выла, как раненый зверь).

Также она использует символику: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.

Содержание

Поэма описывает реальные события, произошедшие с Ахматовой, пропущенные через ее душу и выраженные в поэтической форме. В прологе она рассказывает о том, что ее сына сослали, она осталась одинока и бродит по городу, вспоминая, как два долгих года она провела в ожидании этого приговора в немыслимых очередях, в окружении сотен женщин. Вступление повествует об этом воспоминании глубже и полнее. Затем она описывает, как ее сына арестовали, как она постепенно привыкала к жуткой мысли, что его казнят. Приговор ему не выносили 17 месяцев, а затем она узнает, что его сослали в Сибирь. Этот миг для нее светел, ведь она думала, что его убьют. Затем было свидание с ним в тюрьме, она вспоминает, как ужасно было видеть “страшные глаза” сына. В эпилоге Ахматова пишет о том, как женщины буквально умирали в этом ожидании, как они старели и теряли надежду. Она просит, чтобы ее памятник поставили здесь — под тюрьмой, где сотни женщин годами стояли в абсолютной неизвестности. Он должен стать напоминанием о чудовищности этого режима. Поэма “Реквием” Анны Ахматовой — великое произведение, в котором ярко и живо отображены события страшных репрессий 30-х годов. Поэтесса создала настоящий “памятник” тому времени, как она того и хотела.Предлагаем также из видео ниже прослушать полное содержание поэмы “Реквием”.

Тест для закрепления материала

  1. 1Когда поэму “Реквием” впервые напечатали в России?
    • <label>В 1944 году</label>
    • <label>В 1950 году</label>
    • <label>В 1987 году</label>

    Вопрос 1 из 5

  2. 2В каком литературном направлении написана поэма?
    • <label>Акмеизм</label>
    • <label>Символизм</label>
    • <label>Имажинизм</label>

    Вопрос 2 из 5

  3. 3Сколько глав включает поэма?
    • <label>5</label>
    • <label>8</label>
    • <label>10</label>

    Вопрос 3 из 5

  4. 4Повествование построено по времени:
    • <label>Линейно</label>
    • <label>Отрывками из разных времен</label>
    • <label>В обратном порядке</label>

    Вопрос 4 из 5

  5. 5В поэме описываются события, которые произошли с:
    • <label>Мужем Ахматовой</label>
    • <label>Сыном Ахматовой</label>
    • <label>Братом Ахматовой</label>

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком жанре написано произведение «Реквием» Ахматовой?</h3>

    • <label>Ода</label>
    • <label>Поэма</label>
    • <label>Элегия</label>
    • <label>Философская лирика</label>

(новая вкладка)

В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы «Реквием» в 1963 году за рубежом: «Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”… Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах… Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?»

Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.

Но «Реквием» вЂ“ это не только личная трагедия, но трагедия народная.

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х вЂ“ Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).

Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.

Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года «Так не зря мы вместе бедовали…») вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:

Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был.  

Вместо Предисловия (1957) – часть, продолжающая тему «моего народа», переносит нас в «тогд໠– тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» в поэме выступает «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных» «мы»: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:

Перед этим горем гнутся горы,  Не течет великая река,  Но крепки тюремные затворы,  А за ними каторжные норы...

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течет великая река»). Жестко звучащие рифмы «горы» и «норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Дантова «Ада», с его кругами, уступами, злыми каменными щелями… И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого «Ада» Данте. Далее, во Вступлении, мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:

И ненужным привеском болтался  Возле тюрем своих Ленинград.  

Многочисленное варьирование сходных мотивов в поэме напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.

Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: «…траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды – в главе Распятие:

Хор ангелов великий час восславил,  И небеса расплавились в огне...  

Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»:

Магдалина билась и рыдала,  Ученик любимый каменел,  А туда, где молча Мать стояла,  Так никто взглянуть и не посмел.  

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина – мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн – тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.

Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшею стеною». Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

Опять поминальный приблизился час.  Я вижу, я слышу, я чувствую вас.  

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь  Забыть громыхание черных марусь.  Забыть, как постылая хлюпала дверь  И выла старуха, как раненый зверь.  

В 

в–єЧитайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:

в–єВ Анализ произведений поэтов XX века

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/rekviem-ahmatova/
  • https://nauka.club/literatura/rekviem-analiz-poemy.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/rekviem/analiz-poemy-ahmatovoy.html
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66-russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3073-analiz_poemy_rekviem.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт