Базаров и русский народ (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

«Отцы и дети» в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева поднимает на обсуждение читателя ряд вечных проблем, центральной из которых становится противостояние поколений. Помимо этого, внимание писатель уделяет и конфликту в системе «личность — общество». Здесь характерен пример взаимодействия Базарова с народом.

Базаров — нигилист, как определяет сам автор. Это человек, который признает только научные знания, отрицает наличие любви или способности, необходимости личности сострадать. Евгений сторонник следующего мнения: прежде, чем что-либо построить, важно снести уже имеющееся. Его негативное отношение к изжившему себя аристократизму не встречает отклик в сердцах дворян, которых представляет глава семейства Кирсановых.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

По отношению к народу герой оказывается ближе всех остальных участников картины. Он в полной мере не только замечает, но и делегирует необходимость отмены крепостной зависимости. Близость к простому человеку подчеркивает сам Базаров в диалоге с Павлом Петровичем:

«Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

Евгений относится к русскому крестьянину без нарочитой сладости, что также подчеркивает и Максим Горький в комментарии к произведению «Отцы и дети». Так, несмотря на прогрессивность взглядов и общее отторжение слуги уже привыкли к нигилисту, так как увидели в нем «своего» человека: «Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».

Таким образом, Базаров подмечает бедственное положение крестьян, честно хочет помочь им: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Однако в обществе принимают его как человека, который и сам не был никогда барином, а взгляды на науку все же вызывают отторжение, что объясняется неграмотностью простого населения и нежеланием изменять что-либо, неготовность к действиям.

Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.

Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами… Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.

Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет…

М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек  крайне  самолюбивый  и  глупый…   —  и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».

Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».

Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).

Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»

Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.

Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен Рос­сии… Нет, видно, не нужен…»

Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя — еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Тургенев, сочинение | Распечатать 05.31.2011 / 12:48 — Сочинения (1)

Наблюдательный Базаров, живя в деревне Кирсановых, а затем у своих родителей, чаще начал встречаться с мужиками. На них он обратил внимание в Марьине. Заинтересовал его крестьянин, гнавший спутанных лошадей в утро перед дуэлью. В деревне у отца Евгений имел возможность чаще общаться с народом. С одной стороны, из сел к Василию Ивановичу привозили больных, и этих людей, несомненно, видел Базаров. С другой, он, как беспокойная и деятельная натура, сам уходил в деревню и лично знакомился с крепостными.

Базаров, конечно, знал, что передовые люди видели в народе главную историческую силу. «Ну, — говорил Базаров, обращаясь к мужику,- излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы нам дадите и язык настоящий и законы». Нельзя не видеть в самой постановке вопроса иронического отношения Евгения к мужику. Крестьянин либо молчал и не отвечал на него, либо говорил весьма неохотно, только для того, чтобы что-нибудь сказать: «А мы могим … тоже, потому значит … какой положен у нас, примерно предел». Не удовлетворяясь подобным «ответом», Евгений, нисколько не меняя тона беседы, шел далее. «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир?.. — спрашивал он, — и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?». И крестьянин «растолковывал» его: «Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах … а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику».

Диалог этот весьма примечательный и имеет глубокий смысл. Заканчивается он авторским замечанием о том, что Базаров однажды, после разговора с крестьянином, «презрительно пожал плечами и отвернулся». Он не только не услышал живой народной мудрости, но почувствовал какую-то патриархальную дичь, возмутившую его.

Базаров не понял своего собеседника. Но разве только такие мужики, с которыми он говорил, представляли суть народной жизни? К сожалению, других типов крестьян, подобных тем, которых изображал Некрасов, в романе Тургенева мы не находим. Правда, Тургенев отмечал, что мужики разговаривали с Базаровым, как с барином, с трепетом, робостью и волнением, как школьник перед строгим и требовательным учителем. Между собой же они говорили по-иному, запросто, обнаруживая здравый ум.

Так, на вопрос соседа-крестьянина «О чем толковал? .. О недоимке, что ль ?», — мужик весьма спокойно, с небрежной суровостью, но деловито отвечал: «Какое о недоимке, братец ты мой! .. так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?». В представлении этих крестьян ученый Базаров оказался «чем-то вроде шута горохового».

Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Каковы у базарова взаимоотношения с простым народом …» по предмету 📙 Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеАвтор с большой симпатией относится к?Ответы (1)Подготовить сочинение на тему «Чем меня научила повесть В. Г Распутин Век живи-век люби»Ответы (1)Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» описание в 1-2 предложениях и моральОтветы (1)Наиболее яркие моменты поэмы А. Твардовского — » Василий Тёркин «Ответы (1)Что одровременно удивила девочку? Повесть слепой музикантОтветы (1)Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/12/sochinenie-na-temu-bazarov-i-russkij-narod.html
  • http://5litra.ru/soch/142-bazarov-i-russkiy-narod-po-romanu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti.html
  • https://info-shkola.ru/bazarov-i-narod/
  • https://urokam.net/literatura/2254742.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт