Черты классицизма в комедии «Недоросль» Фонвизина (признаки классицизма и реализма)

b-v-vlasov-nedorosl.jpgКомедия «Недоросль» была создана в конце XVIII века, когда основным направлением в русской литературе являлся классицизм. Однако в данной пьесе можно найти признаки и классицизма, и реализма.Ниже представлен анализ черт и признаков классицизма и реализма в «Недоросле» Фонвизина. Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»

Черты и признаки классицизма в комедии «Недоросль» Фонвизина

Г. А. Гуковский о классицизме и реализма в комедии «»Недоросль»:«В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого … установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции. Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в «Недоросле» выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток («единство времени») и в одном и том же месте («единство места»); выдержано и «единство действия», то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента — замужества Софьи. Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица. Так, Скотинин — скотоподобен и скотолюбив; Простаков — прост, глуп; его жена — сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин — стоит за правду; Милон — милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман — лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин — обучает цифрам; Кутейкин — попович и семинарист (эта фамилия — также «значащая», потому что людей «духовного» звания в XVIII веке презрительно называли «кутейниками». «Кутья» — это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество). Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София — «мудрость» (Софья — разумная девушка), а Митрофан — «похожий на свою мать» (Митрофан с матушку пошел). Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, «издевкой», исправлять нравы. В «Недоросле» же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. «Недоросль» — полукомедия, полудрама. В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии… <…> Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию «резонеров», положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, — все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции. <…> …политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные элементы реалистического искусства(Г. А. Гуковский, статья в книге «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)Д. Д. Благой о реализме в «Недоросле»: «Самый смех комедии «Недоросль»… не та… колючая и веселая насмешливость умного человека… <…> Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.» (Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)«Литературная энциклопедия» о чертах классицизма и реализма в «Недоросле»: «В комедии «Недоросль» Фонвизин в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин)…»(А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», том 11, 1939 г.)Это были материалы о чертах и признаках классицизма и реализма в комедии «Недоросль» Фонвизина. Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

«Недоросль»: черты классицизма 

«Недоросль» написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Пьеса «Недоросль» имеет такие черты классицизма:

  • воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  
  • четкое разделение героев на положительных и отрицательных,
  • «говорящие фамилии» героев «Недоросль» (Правдин, Скотинин, Вральман)
  • комедия носит поучающий характер (в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков.
  • пьеса проповедует гражданский долг

Комедия «Недоросль» написана в строгих рамках классицизма (Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени): состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.

 Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. 

Положительные герои «Недоросль» : Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные герои «Недоросль» : Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.

Опубликовано 28.09.2017 — 2:33 —

Данный сценарий урока «Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»  может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: «Русский классицизм», «Комедия Д.Фонвизина «Недоросль», «Реализм и классицизм в комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Материал удобен тем, что в нем приведена сравнительная таблица.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngЧерты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема урока:

Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Класс:

8

Подготовила: учитель русского языка и литературы Суворова Наталья Валентиновна

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа с классом.

Предварительные вопросы классу:

  1. Что такое классицизм. каковы его истоки?
  2. Когда в России появился этот метод литературы?
  3. Кто из русских писателей использовал метод классицизма?
  4. Какие черты классицизма вы знаете?
  5. Какие черты классицизма воплощены в комедии Д. И. Фонвизина?
  6. Какие черты реализма можно найти в комедии «Недоросль»?
  1. Комментированное чтение эпизодов из пьесы Д. И. Фонвизина. (Обучение Митрофана, разговор госпожи Простаковой и портного, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи, финальная сцена пьесы).
  2. Составление таблицы по результатам обсуждения.

Черты классицизма

Черты реализма

1

Единство места (дом Простаковых)

1

2

Единство времени (24 часа)

2

3

Единство действия (интрига вокруг наследства Софьи)

3

Появление второго конфликта- противостояние в пьесе невежественных помещиков и просвещенных людей.

 Появление второй интриги-  конфликта между сестрой и братом из-за Софьи и ее наследства.

4

Наличие «любовного треугольника» — Софья- Милон- Митрофан

4

Появление еще одного претендента на руку Софьи- Скотинина.

5

Наличие говорящих фамилий (Скотинины, Простаковы, Вральман, Цыфиркин, Стародум и т.д.)

5

6

Типизация персонажей пьесы (схематизм, обрисовка одной главной черты)

6

Многогранность характеров некоторых персонажей. Простакова – «злонравная помещица», грубая со слугами, соседями, братом, но мать, слепо любящая своего сына.

Простаков- простой, доверяющий жене хозяин, не имеющий своего мнения, но в то же время несчастный, страдающий от деспотизма жены человек.

7

Классическая развязка конфликта: порок наказан, добродетель торжествует.

7

Неоднозначная развязка. Комедия переходит в драму и даже в трагедию: сын-эгоист отвечает черной неблагодарностью на любовь матери и оставляет ее в одиночестве.«Да отвяжись, матушка, как навязалась…

8

Жанр комедии с соответствующими признаками (лексика, деление на положительных и отрицательных персонажей, столкновение героев…)

8

Изображение характеров в связи с обстоятельствами. Показана зависимость характеров персонажей от воспитания и среды.

9

Тематика пьесы. Российское воспитания и образование. Бытовая комедия. Фонвизин поднимает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, распространенные в помещичьей среде.

9

По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»

  1. Выводы:

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Значит, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), Д. И. Фонвизин стремится к подробному описанию явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург доказывает зависимость характеров персонажей и их поведения от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Примечание для учащихся:

Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Многие черты классицизма можно найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (19 век)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Классицизм»

Данная презентация может быть использована при изучении темы «Классицизм» на уроке литературы в 9 классе…

Урок литературы (с использованием ИКТ) «Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового мат…

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ….

Методическая разработка по предмету Литература на тему: «Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Характеристики литературных приёмов Д.И. Фонвизина в комедии «Недоросль»….

Презентация по литературе для 9 класса «Классицизм»

Презентация  «Классицизм»  предназначена для использования на уроках литературы в 9 классе….

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль»

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство….

Олимпиада по музыкальной литературе «От барокко к классицизму»

Повторение пройденного материала по предмету музыкальная литература в форме проведения школьной теоретической олимпиады….

  • Мне нравится

 

Классицизм — это художественный метод в искусстве, от лат. «classicus» — образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма — Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои — носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях — трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров — это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма — чаще всего своего рода «шаблоны». Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые «типические образы». В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин.

1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. 2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). 3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире»).4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»). 5. Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения.

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <…> Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Фонвизин, сочинение | Распечатать 05.20.2010 / 18:45 — СочиненияИспользуемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/06/klassicizm-komedija-nedorosl-fonvizin.html
  • https://kratkoe.com/nedorosl-chertyi-klassitsizma/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/09/28/urok-obobshchenie-po-literature-na-temu-cherty-klassitsizma-i
  • https://studwood.ru/985308/literatura/cherty_klassitsizma_komedii_fonvizina_nedorosl
  • http://5litra.ru/soch/40-cherty-klassicizma-v-komedii-di-fonvizina-nedorosl.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт