Доброта и жестокость — как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)

Тема жестокости в литературе имеет большое значение. Почти в каждом произведении можно найти пример жестокого отношения, однако в следующих произведениях жестокость не имеет границ: повесть Н. В. Гоголя «Шинель», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», роман А. С. Пушкина «Дубровский».

+

План

  1. «Шинель»
  2. «Матренин двор»
  3. «Чудесный доктор»
  4. «Дубровский»

«Шинель»

Среди литературных произведений повесть Н. В. Гоголя «Шинель» явилась одним из первых произведений, посвященных теме жестокости. Автор показывает, что окружающие Башмачкина люди очень злы и жестоки. Сослуживцы всегда издевались над главным героем, подшучивали над ним. Когда Акакий Акакиевич купил себе шинель, ее в тот же день украли. Но самым главным жестоким поступком стало то, что ему никто не стал помогать в поисках дорогой ему вещи. Жестокость людей приводит к тому, что Башмачкин заболевает и умирает.

«Матренин двор»

В художественной литературе рассказ А. И. Солженицына является одним из самых ярких произведений, посвященных теме жестокости. Матрена – добрая и милосердная женщина, которая привыкла помогать каждому. Однако окружающие ее люди только пользовались ее добром. Жестоко с Матреной поступил Фаддей, ее бывший жених. Вернувшись после войны, он узнал, что Матрена вышла замуж за его брата. Фаддей даже не стал слушать про то, что все считали его погибшим.

Он навсегда затаил на Матрену обиду и всю жизнь старался сделать ее жизнь трудной и невыносимой. Герой отдал свою дочь ей на воспитание, а когда та повзрослела – поспособствовал тому, что Матрена отдала ей свое жилье. Главная героиня умерла, когда старалась помочь перевезти свою горницу через рельсы. Так, жестокость односельчан и особенно Фаддея привела к трагичным последствиям.

«Чудесный доктор»

Жестокими показаны и люди в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». Писатель показывает, в каких ужасных условиях приходится выживать семье Мерцаловых. Однако окружающим людям все равно на проблемы других. Емельяна выгоняют с работы, не задумываясь о том, как он будет кормить свою многодетную семью. Из всего общество только доктор Пирогов позаботился о семье Мерцаловых. Он стал искрой доброты в мире жестокости.

«Дубровский»

Примеры жестокости в произведениях А. С. Пушкина являются одними из самих ярких. В романе «Дубровский» писатель показал жестокость Троекурова по отношению к своему бывшему другу Дубровскому-старшему. Кирила Петрович добился того, что у Дубровского отобрали его имение. Отец Владимира не мог этого вынести, поэтому вскоре умирает. А. С. Пушкин показывает, к чему приводит человеческая жестокость.

Троекуров поступил жестоко и по отношению к собственной дочери. Он стал инициатором ее свадьбы с князем Верейским, хотя сама Мария просила Кирилу Петровича не делать этого, так как она не могла полюбить этого человека.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема жестокости в литературе», рассмотрит произведения русской литературы, в которых поднимается проблема жестокого отношения.

Автор: · Опубликовано 25.11.2018 · Обновлено 28.11.2018

Самое простое направление подчас подкидывает весьма сложные темы, и к этому нужно быть готовым, особенно если вы рассчитываете только на «доброту и жестокость». Классические и давно всем известные примеры могут не подойти для раскрытия заковыристой формулировки. А потому держите при себе и раздавайте друзьям свежие и оригинальные аргументы из рассказов, повестей и романов русских авторов. Если чего-то не хватает, сигнализируйте об этом в комментариях.

Доброта

  1. А. И. Солженицын, «Матренин двор». В рассказе Солженицына раскрываются черты доброго человека на примере главной героини. Матрёна — трудолюбивая личность, но среди остальных жителей деревни ее отличают такие ценные качества человеческого характера, как бескорыстие, честность, доброта. Она никогда не брала денег за свою работу, выполняла её доброкачественно, не жаловалась на трудности жизни. Матрёна всегда приходит на помощь окружающим людям, при чем не требуя платы. Она безвозмездно готова выполнить любую необходимую работу. Героиня не ожесточилась по отношению к людям, она сохранила сердечную доброту и способность радоваться каждому моменту жизни. Именно такого человека можно назвать добрым.
  2. И.С. Тургенев, «Два богача». В таком небольшом по объёму произведении Тургенев затронул важные темы для человечества. Автор пишет о том, какие действия отличают великодушного, доброго человека. Писатель сравнивает богача и бедняка. В то время, пока Ротшильд «уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», бедная крестьянская семья приняла сироту-племянницу в «свой разоренный домишко». Крестьяне готовы отдать свои последние гроши для Катьки, они не могут оставить девочку одну. Они жертвуют своим благополучием ради доброго поступка, ради помощи нуждающимся. Именно поэтому богачу «далеко до этого мужика»: Ротшильд никогда не станет отдавать все до последней копейки. Бескорыстные, честные, самоотверженные поступки говорят о доброте человеческой.
  3. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина». Сильную личность легко можно отличить от слабой. Прежде всего, она способна на добрый поступок. Ведь только сильный человек может перебороть себя и пойти навстречу другому: простить его, поспешить на помощь, иногда даже пренебрегая собой. Пример такой личности читатель найдёт в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Муж главной героини совершил благородный поступок: он простил ей измену, закрыл глаза на страшное деяние. Каренин даже принял новорождённую дочь Анны на воспитание. Безусловно, необходимо иметь внутренний стержень, быть сильным духом, чтобы поступить благородно по отношению к другим людям. Поэтому, нельзя утверждать, что доброта — это проявление слабости.
  4. А. Н. Островский «Гроза». Родителям необходимо проявлять к своим детям доброту и заботу, чтобы их ребёнок вырос честным и великодушным человеком. Так, в пьесе Островского «Гроза» Катерина выделялась среди многих жителей Калинова тем, что сохранила с годами свою искренность, не ожесточилась по отношению к людям, не научилась обманывать, как Варвара. Девушка с детства росла в любви, понимании, доброте. Именно поэтому она чувствует себя чужой в этом «темном царстве», она не может смириться с ложью, с жестокостью. Катерина — глубоко верующий человек, совершение греха приносит ей мучения. Так, благодаря своим родителям героиня выросла чуткой, мечтательной, великодушной. Именно поэтому так важно проявлять доброту и уважение к своим детям.
  5. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Доброта и отзывчивость одного человека могут спасти другому жизнь. Литература позволяет привести немало аргументов, подтверждающих это. В романе А.С. Пушкина благодаря понимаю и великодушию императрицы Пётр Гринёв был освобожден от наказания, ему сохранили жизнь. Маша Миронова отправилась к Екатерине Второй просить помощи. Императрица пожалела честную девушку и проявила к ней милосердие: она велела освободить возлюбленного героини. Петр Гринёв сохранил и своё честное имя, и жизнь. Так, доброта и чуткость человека могут избавить его от гибели другого, поэтому так важно воспитывать в себе эти качества и ценить их.

Жестокость

  1. А. Н. Островский, «Бесприданница». Жестокий человек — это тот, кто неуважительно относится к людям, играет с их искренними чувствами. Такой тип персонажа встречается в произведении Островского «Бесприданница». Паратов — беспринципный, холодный, ветреный человек. Он дважды обманывает честную девушку — Ларису. Когда героиня встретилась с ним спустя год разлуки, она поверила его признаниям в любви, полностью отдала себя Паратову. Но Сергей скрыл от неё, что он был помолвлен с богатой невестой. Это был сильный удар для чувствительной барышни. Ее надежды были обмануты, её честь потеряна. Но для героя это было обычным событием, он равнодушен к страданиям других людей. Паратов жестоко поступил с Ларисой, обманув и предав её.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Почему люди поступают жестоко по отношению друг к другу, ни во что не ставят чувства человека? Причиной бездушного поведения иногда становится плохое воспитание. Об этой истине писали ещё классицисты. Так, в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин раскрыл последствия дурного воспитания на примере семьи Простаковых. Митрофан с детства наблюдал, как жестоко обращается его мать с крепостными. Простакова считает, что она вправе грубить своим слугам, избивать их. Поэтому Митрофан вырос малодушным эгоистом, как и его мать. Его жестокость проявилась в последнем акте пьесы — он оттолкнул самого родного человека, оставил Простакову одну.
  3. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Проявление равнодушия — это наивысшая степень жестокости. В романе-эпопее «Тихий Дон» безразличие Григория приносит Наталье много страданий. Она всю жизнь хранила верность своему мужу, всегда с трепетом ждала его дома. Но Мелехов на протяжении всего произведения мечется между ней и Аксиньей, заставляя Наталью страдать. Он не раз изменял своей жене, проявлял холодность по отношению к героине. Когда Григорий осознал, что семья — это высшая ценность в жизни, было уже поздно — Натальи не было в живых. Так, равнодушие Мелехова принесло много несчастья его жене, он поступал жестоко, «по-зверски».
  4. А. П. Платонов, «Юшка». Жестокость людей — истинное зло. Последствия беспечного поведения могут быть самыми трагическими. В рассказе Платонова «Юшка» честный, трудолюбивый человек погиб из-за людской жестокости. Над главным героем всегда издевались не только дети, но и взрослые. Юшка безмолвно терпел все унижения, ни разу не проявлял злобу. Он думал, что его любят, а люди просто пользовались его беспомощностью. С годами здоровье человека ухудшалось, его мучила грудная болезнь. Один жестокий удар незнакомца стал роковым для Юшки. Долго он лежал на земле, и никто не помог ему. Герой умер от безразличия и людской злобы. Так, жестокость может принести в мир только несчастье и боль, сделав жизнь всех людей только хуже.
  5. В. В. Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям». Человеку необходимо гуманно поступать не только по отношению друг к другу, но и к животным. Эту тему раскрыл Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Лирический герой оказывается свидетелем жестокого обращения с живым существом. Он видит равнодушных «зевак», которых не волнует то, что происходит вокруг них. Они не способны к милосердию и состраданию. В его произведении даже лошадь более чувствительна, чем люди: «За каплищей каплища по морде катится». Мы живем бок о бок с природой, поэтому нам следует внимательно относиться к любому существу, не быть безразличными. Проявление жестокости, злобы может привести к самым печальным последствиям.
  6. Н. С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Львовна жила в атмосфере жестокости и непонимания. Муж и свёкр не любили ее, постоянно обвиняли в бесплодии, хотя молодая женщина, в отличие от тучного и старого купца, проблем со здоровьем не имела. Подобная несправедливость очень огорчала ее, поэтому она искала любовь в объятиях приказчика. Но пару застал свёкр, и героиня предпочла позору преступление: отравила старика. Позже ее невозможно было остановить: она убила мужа и даже его родственника из-за жажды освободиться и присвоить наследство. Конечно, Катерину Львовну нельзя оправдать, но все же ее жестокость началась с неуважения и хамства в семейном кругу. Упреки и плохое отношение мужчин довели ее до необходимости искать счастья в другом месте. Значит, причиной появления жестокости у человека часто выступает пережитое им унижение.

Автор: Анастасия Сметанова

20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и жестокость (что это?)». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, написав эссе хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы:

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный тезис (что это?).

Для связи предложений используйте выражения, построенные на основе принятия аргумента:

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого о доброте станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба» рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать Родину (что это?) в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне» рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений, допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

При написании сочинения постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль, проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план: «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

» alt=»»>

Для примера возьмём третью тему: « Почему добрые люди становятся жестокими». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, месть происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию (это как?), жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует баллада (что это такое?) о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и добро (что это?), на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Сильно увлекаться цитатами не стоит, всегда ценятся свои мысли. Могу посоветовать еще копнуть с другой стороны. Доброта и жестокость — это не черное и белое. Бывает ли так, что доброта может быть жестокой, а жестокость доброй? На самом деле бывает и это частое явление. Этим понятия взаимосвязаны. Я бы лично попробовал написать сочинение именно на эту тему. Это интересно.

%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5+%D0%B2+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B52.jpgЖестокость в литературе — 2Когда, сколько, в каком виде?Александр Николаевич БирюковПервая часть статьи здесьКогда описывается насилие, характерное для определённого места (концлагерь, тюрьма),  времени (средневековье, военное время, постапокалипсис) или общества (сатанисты, фашисты, дикари-людоеды), то подобные описания, если они претендуют на реалистичность, всегда содержат некоторую долю документальности. Вымышленный злодей может убивать жертв бензопилой, сжигать их заживо, бросать умирать в пустыне или арктических снегах. Однако с местом, временем или обществом нужно быть гораздо аккуратнее. Скажем, если автор напишет, что фашисты Третьего Рейха приносили пленных солдат в жертву Кетцалькоатлю или распинали их на кресте, то никто этому не поверит, и книга вызовет только снисходительную улыбку. Альтернативную историю, мистику и фэнтези, конечно, в расчёт не берём (хотя и там наравне с выдумкой должна быть доля реализма, коль скоро автор касается реально существовавшего общества). Исключение – полностью вымышленное общество (как и полностью вымышленный персонаж).Начнём с полностью вымышленного места (и одновременно героя). Вот как описывает Стивен Кинг страдания главного героя-писателя Пола Шелдона, попавшего в «плен» к садистке Энни:Топор со свистом опустился и погрузился в плоть Пола Шелдона над его левой щиколоткой. Боль разлилась по всему телу, как будто в него вонзилось гигантское копье. Ее лицо, забрызганное темно-красной кровью, походило на лицо индейца в боевой раскраске. Брызги крови попали и на стену. Пол услышал, как лезвие со скрипом рассекло кость. Не понимая до конца, что происходит, он посмотрел на нижнюю часть своего тела. Простыня быстро краснела. Пальцы его ног дергались. Затем он увидел, как она вновь поднимает топор. Волосы ее выбились из-под заколок, и беспорядочные локоны обрамляли пустое лицоНесмотря на боль. Пол попытался убрать ногу и увидел, что голень сдвинулась, а стопа осталась на прежнем месте. Его усилие привело лишь к тому, что трещина в ноге стала шире, раскрылась, как большой рот. Он еще успел осознать, что его стопа теперь соединена с верхней частью ноги лишь тонким слоем плоти, и топор тут же опустился снова, точно в свежую рану, и застрял в матрасе. Звякнули пружины.Энни извлекла топор и отложила его в сторону. Мгновение она с отрешенным видом смотрела на хлещущую из обрубка кровь, затем взяла коробок, зажгла спичку, взяла паяльную лампу с гравировкой Bemz-0-matiC и повернула вентиль. Послышалось шипение. На том месте, где еще недавно находилась часть Пола, хлестала кровь. Энни осторожно поднесла спичку к соплу Bemz-0-matiC. Раздалось «пах!», и возникла длинная желтая струя пламени. Энни подкрутила вентиль, и пламя стало голубоватым.– Зашивать не могу, – сказала она. – Мало времени. Жгут не поможет. Мне надо(прополоскать)Прижечь.Она наклонилась. Пламя паяльной лампы коснулось кровоточащего обрубка, и Пол закричал.Струйка дыма взвилась вверх. Сладковатый дымок. Они с первой женой проводили медовый месяц на Мауи. Устроили луау. Сейчас сладковатый залах дыма напомнил ему запах поросенка, которого достали из ямы, где он коптился на палке целый день. Поросенок весь почернел и буквально распадался на части.В его теле вопила боль. Он вопил.– Почти все, – сказала Энни и повернула вентиль: нижняя простыня загорелась около обрубка его ноги, уже не кровоточащего, зато черного, как тот поросенок, когда его вытащили из ямы: Эйлин отвернулась, но Пол завороженно смотрел, как с него стаскивали шкуру – легко, как снимали бы с человека футболку.– Почти все…Она выключила паяльную лампу. Нога Пола лежала среди пляшущих язычков пламени, а дальше валялась отрубленная ступня. Энни наклонилась и выпрямилась. В руках у нее оказался старинный знакомец Пола – желтое пластмассовое ведро. Энни залила огонь.Стивен Кинг. «Мизери».Описание весьма натуралистично, а некоторые сцены вызывают отвращение. Это характерно для литературы ужасов. Однако в этой книге Кинг пугает не только и даже не столько натуралистичными экзекуциями. Жестокость Энни и положение Пола гораздо более выразительно показаны в образе женщины и в обречённости, беспомощности писателя. Здесь приведён только один отрывок с физическим насилием, но на протяжении всей книги над Полом совершается психологическое насилие: он находится в ожидании чего-то ужасного и неотвратимого, он полностью во власти садистки. Её агрессия по отношению к писателю нарастает, и физическая расправа здесь является лишь апофеозом, закономерным исходом происходящего.В качестве вымышленного мира, где натуралистичность насилия не играет большой роли, а весь упор делается на беззащитность человека перед чужой агрессией, можно привести мир, описанный в романе «Дорога» Кормака Маккарти. Сами по себе акты насилия там короткие, редкие и не отличаются натурализмом. Однако роль играет совсем другое, а именно то, что эти акты резонируют в образах героев: беззащитного, слабого мальчика и отца, который больше смерти боится потерять сына и бессилен против любой угрозы со стороны других людей. Даже появление на дороге чужих следов уже – безо всякого садизма – вызывает страх и чувство обречённости в мальчике и тревогу за сына в отце. Ставка в романе сделана на страх перед возможным насилием, а не на насилие как таковое. Цитат не привожу, потому что образы отца и сына строятся в сознании читателя на протяжении всей книги, а вне этих образов акты насилия ни о чём не скажут.Теперь перейдём к реальным временам, местам и обществам. Напомню, что здесь документальность описаний играет очень большую роль.Вот как описывает Анатолий Кузнецов в романе «Бабий яр» лагерь для пленных:Тогда немцы в Дарнице обнесли колючей проволокой громадную территорию, загнали туда первые 60.000 пленных и потом каждый день пригоняли многотысячные партии.Василий был в числе первых. Их прогнали через ворота и предоставили самим себе.При входе, однако, отобрали командиров, политруков и евреев, каких удалось выявить, и поместили за отдельной загородкой, образовав как бы лагерь в лагере. Многие из них были тяжелораненые, их заносили и клали на землю. Эта загородка была под усиленной охраной.Огромные массы людей сидели, спали, бродили, ожидая чего-то. Есть ничего не давали.Постепенно они стали рвать траву, добывать корешки, а воду пили из луж. Через несколько дней травы не осталось, лагерь превратился в голый выбитый плац.По ночам было холодно. Все более теряющие облик люди, замерзая, сбивались в кучи: один клал голову на колени другому, ему на колени клал голову следующий и так далее, пока не получался тесный клубок. Утром, когда он начинал шевелиться и расползаться, на месте оставались несколько умерших за ночь.Но вот немцы устроили котлы и стали варить свеклу — ее брали прямо за оградой, вокруг были большие колхозные поля с неубранной свеклой и картошкой, и если бы кого-нибудь это интересовало, пленных можно было бы кормить доотвала. Но, видимо, мор голодом был запланирован.Каждому пленному полагался на день один черпак свекольной баланды. Ослабевших от голода пленных палками и криками заставляли становиться в очередь, и затем к котлу надо было ползти на локтях и коленках. Это было придумано, чтобы «контролировать подход к котлам».Командирам, политрукам и евреям, находившимся во внутренней загородке, не давали ничего. Они перепахали всю землю и съели всё, что можно. На пятый — шестой день они грызли свои ремни и обувь. К восьмому — девятому дню часть их умирала, а остальные были, как полупомешанные. Дню к двенадцатому оставались единицы, безумные, с мутными, глазами, они обгрызали и жевали ногти, искали в рубахах вшей и клали их в рот. Наиболее живучими оказывались евреи, иные и через две недели еще шевелились, а командиры и политруки умирали раньше, и страшна была их смерть.— А мы тут же рядом ходим, — говорил Василий, — смотрим, голодные, озверевшие сами, смотреть невозможно, как они там за проволокой сидят, ничего уже не соображают, и часовой с автоматом стоит — следит, чтоб ничего им не бросили.Другое описание лагерных реалий – теперь из романа «Искра жизни» Ремарка:На обратную дорогу в этот раз ушло больше времени, и вечерняя поверка началась позже обычного. Убитых и раненых, как всегда, разложили в строгом порядке, по-военному, так, чтобы и они были в строю, каждый со своим блоком. Даже тяжелораненых не отправляли в лазарет и не перевязывали: поверка была важнее.— Еще раз сначала! Шевелись! Если и на этот раз не получится, пеняйте на себя!Лагерфюрер Вебер сидел верхом на стуле, который специально для него поставили на плацу. Тридцати пяти лет от роду, среднего роста, он обладал недюжинной силой. Широкое, загорелое лицо его было отмечено глубоким шрамом, от правого угла рта вниз к подбородку — память об одном из рукопашных сражений с боевиками «Железного фронта». Положив руки на спинку стула, Вебер смотрел со скучающей миной на заключенных, среди которых с криком и руганью носились, как угорелые, эсэсовцы, старосты блоков и капо, щедро раздавая направо и налево удары и пинки.Взмыленные старосты блоков приступили к повторной проверке. Вновь раздалось монотонное «один, два, три…»Причиной возникших недоразумений были те, кого во время бомбежки на заводе разорвало в клочья. Заключенные, правда, изо всех сил старались разложить найденные головы, руки и ноги так, чтобы получился «комплект», но всего найти не удалось. Несмотря на все усилия, двух человек не хватало.В темноте дело дошло даже до скандала: команды никак не могли поделить некоторые находки, прежде всего, конечно, головы. Каждому блоку хотелось предстать на поверке по возможности в полном составе, чтобы избежать суровых наказаний, полагавшихся за отсутствующих по неуважительным причинам. Поэтому они толкались и рвали друг у друга из рук окровавленные обрубки, пока не раздалась команда «смирно». Старосты блоков не сумели в спешке ничего придумать, и вот теперь не хватало двух тел. Вероятно, бомба разорвала их на мелкие куски, и они — либо улетели за заводскую стену, либо валяются где-нибудь на крышах.К Веберу подошел рапортфюрер.— Не хватает уже не двух, а одного с половиной: у русских оказалась лишняя нога, у поляков — рука.Вебер зевнул.— Дайте команду провести поименную перекличку и выяснить, кого не хватает.Ряды заключенных едва заметно покачнулись. Поименная перекличка означала, что придется простоять еще час или два, если не больше — у русских и поляков, которые не знали немецкого, постоянно возникали какие-нибудь недоразумения с именами.Перекличка началась. Один за другим затрепетали на ветру голоса. Вскоре послышались ругань и удары. Раздраженные эсэсовцы лупили направо и налево, потому что пропадало их личное время. Старосты и капо делали то же самое из страха. То тут, то там валились наземь обессилевшие или сбитые ударом люди; под ранеными все ширились черные лужи крови. Пепельно-серые лица заострились и, казалось, слабо мерцали в густой тьме каким-то могильным блеском. Истекая кровью, они покорно смотрели вверх, на своих товарищей, которые, вытянув руки по швам, не смели помочь им. Непроходимый лес грязных полосатых штанин — для некоторых из них это было последнее, что они видели в этом мире.Жестокость фашистов без документальных подробностей (но при этом не менее реалистично) показана в творчестве Василя Быкова («Карьер», «Сотников»).Насилие в лагерях – но уже советских – мастерски описывал Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». И агрессию в среде заключённых, и жестокость со стороны лагерной администрации. Особенность мастерства Шаламова в том, что он не заострял на актах жестокости внимание. Убивают и калечат людей в его рассказах походя. Насилие в его книгах – повседневность, будничные реалии, как вечерняя поверка или вши в тюремной робе. Что касается ошибок в описании насилия, то это, как уже было сказано, несоответствие вида экзекуций тем реалиям, которые описываются в книге. Ещё могу привести в пример неоправданное смакование жестокости. Например, подробные, натуралистичные сцены убийств в романе «Дорога» смотрелись бы вычурными и ненужными. Мало того, на их фоне беззащитность главных героев терялась бы, а именно ей положено оказывать основное эмоциональное воздействие на читателя (наряду с атмосферой погибшего мира и  нагнетанием безысходности для всех, кто ещё остался в живых). Ещё одно явление, несомненно негативно влияющее на произведение – когда автор начинает изощряться в придумывании разновидностей насилия. В фэнтезийном романе одного начинающего автора столько разнообразных сцен насилия и все они настолько подробные, что фактически кроме них в книге больше ничего и нет. Они заслоняют собой всё остальное, что есть в книге. В одном эпизоде жертву разрывают крючьями, в другом – заживо съедает какой-то монстр – ручной зверь антагониста, в третьем – жертву варят в масле, в четвёртом – постепенно отрубают части тела, в пятом – до смерти насилуют и так далее. Всё это в мельчайших подробностях. Всего я насчитал 11 таких расправ на 14 авторских листах романа. Понимаю, что роман ужасов, но избыток и предельная натуралистичность собственно «ужасов», к тому же зацикленность только на «мясе», вначале вызывает отвращение, а затем просто приедается и вообще перестаёт как-то восприниматься. Создаётся ощущение, что автор беспомощен в выбранном жанре и не способен напугать читателя ничем, кроме километров кишок и кубометров крови. Да и то преподнесено так, что страха не вызывает.Осталась функция развлекательно-эмоциональная. Однако, прочитав обе части, я увидел, что описал эту функцию, просто не заострял на ней внимание. Действительно, разве ужасы фашистских пыток лишь воспитывают ненависть к фашизму или информируют о реалиях того времени? Конечно, развлекательным это не назовёшь (хотя – кого-то, возможно, и развлечёт), однако эмоциональное воздействие такие эпизоды оказывают однозначно. Собственно, это их основная роль – через негативные эмоции реализовать воспитательную функцию.Однако уверенность в том, что эмоционально-развлекательная роль уже достаточно полно показана в статьях – это лишь моё субъективное мнение. Поэтому если вы видите, что ей нужно посвятить отдельную статью – пишите в комментариях. Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/tema-zhestokosti-primery.html
  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/argumenty-primery-itogovogo-sochineniya-dobrote-zhestokosti.html
  • https://peroman.blogspot.com/2013/09/zhestokost2.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт