ЕГЭ. Литература. Материал к заданию № 9. «Говорящие» имена и фамилии в художественной литературе

Меню статьи

Внешность Обломова

«Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное», с мягкими чертами. Эта мягкость «была господствующим и основным выражением не только лица, а всей души». Выглядит Обломов подобно всем людям, которые исключают из своей обычной жизни физический труд и какое-либо физическое действие. Он обладает полной комплекцией, окончательно располнеть ему мешает только отсутствие финансов и невозможность пересилить лень, чтобы завтракать, обедать и ужинать. У него красивые, белые руки, но, к сожалению, все, что может удачно дополнить его образ , заключается в умении красиво сидеть. Он напрочь лишен пластики и грациозности движений, и больше похож на неуклюжего слона в посудной лавке.

Кто такой Обломов

Илья Ильич Обломов – «дворянин родом», проведший детские годы в деревне – родовом поместье родителей. На момент повествования родителей уже нет в живых, а сам обломов, несмотря на привязанность и теплые воспоминания о своем детстве так ни разу и не приехал к свое родовое поместье. С собой у Ильи Ильича есть один слуга « Захар и еще триста Захаров» – остальные «Захары» находятся в родовом поместье. Другими словами, Обломов владеет 300 крестьянами.

Прототипы и значение имени Обломова

Вопрос о прототипах героя всегда волнительный. В образах некоторых персонажей мы легко можем прочитать его реального прототипа, в случае с Обломовым таких прототипов можно отыскать множество. Фактически каждый из окружения Гончарова отмечал наличие у себя каких-либо отличительных качеств, роднящих его с главным героем романа. Пожалуй, это связано с тем, что у каждого человека бывают приступы хандры и лени. Сам же автор во время беседы с М.О. Вольфом – его издателем, признался, что срисовал Обломова с самого себя.

Детство и юношество

Родился Илья Ильич в родовом поместье, Обломовка. «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал».

Родители окружили чрезмерной опекой своего единственного сына. Они несколько дней отогревали его, после игры в снежки с деревенским ребятами, хотя мальчик не был простужен. Родителям казалось, что их ребенок все время усталый, поэтому они не поощряли в нем активности и любознательности. Да и само состояние активности было чуждо родителям – «все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью».

I.-Goncharov-Roman-Oblomov-1.jpg Ни отца, ни мать Ильи не волновало, сможет ли их чадо реализоваться в жизни, они не заботились о том, чтобы дать необходимые знания мальчику, приспособить его в сложностям реальности – «главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом».

Родители Обломова ленились заниматься домашними делами, вести хозяйство. Мать «сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку» – это было для нее естественно. Отец мало чем отличался от матери, он «целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе».

Когда Илья подрос, его отдали учиться, но толку от этого было мало. Мальчик часто оставался дома безо всякой причины – чтобы не переутомлялся. В результате, у Ильи вместо переутомления образовалось множество белых пятен в знаниях, которые никто не то, чтобы стремился, но и даже не пытался искоренить.

Дальнейшая жизнь Обломова мало чем отличалась – он все так же бездельничал. Его попытка пойти на службу не увенчалась успехом. Работа коллежским секретарем для него показалась очень трудной и немыслимо замудреной.

Характеристика личностных качеств

Илья Ильич Обломов ведет аскетичный способ жизни – его утомляют гости, не находит утешение в посещении общественных мест. Его утомляет все, что отличается от лежания на диване.

Он очень рассеянный и безответственный человек, когда он работал секретарем, то часто мог сделать ошибку – этот факт ему казался абсолютно естественным и никак его не смущал: «Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или законы подведешь в записке, ничего: велит только другому переделать».

Такое халатное отношение стало причиной того, что «стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще». Этот факт его тоже никак не смущает. Любое проявление деятельности ему кажется пустой тратой времени и отвлеканием от созерцания и наслаждения жизнью.

Его дом мало похож на жилое помещение – пыль, грязь и паутина буквально везде. Хозяин мало уделяет внимания таким вещам, ведь в доме его родителей чистоте и гигиене тоже мало уделялось внимания, а его слуга так же ленив, как и его барин – он не стремиться наводить порядок, считая, что мусор все равно появляется «как ни мети», а жизнь без клопо, в общем, скучна и невозможна.

«Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день» – это реальность Обломова. Ему нравятся тишина и покой.

Любимым занятием Ильи Ильича было мечтание и погружение в грезы – «повалится на постель, да и будет ворочаться, как боров, да вздыхать – вот и все».

Обломов и Штольц

Расшевелить Обломова мог только один человек – Андрей Штольц – его друг детства и школьный товарищ. Узнав, как бесцельно проводит свои дни его товарищ, Андрей решает исцелить Обломова от лени.

Несмотря на то, что у Ильи Ильича «здоровье плохо, одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто- нибудь по голове или по спине, так что вскочишь», тут же были принесены и вычищены Захаром и сапоги, и костюм Ильи Ильича – друзья отправляются в высшее общество – Андрей всерьез считает, что все болезни Обломов «наспал».

Ivan-Goncharov-Oblomov.jpg

Ольга Ильинская и Обломов

Его беспечность была уже в прошлом – встреча с Ольгой стала роковой для его лени: «беззаботность отлетела от него с той минуты, как она в первый раз пела ему».

Обломов начинает читать книги, ведь Ольге нравится его слушать, он начинает следить за собой, часто бывает на людях – потому, что у него появляется возможность там увидеть свою возлюбленную.

Он даже начал принимать действия по отношению к руководству дел в своем имении, которое было «хорошее, но сильно запущено», что правда, надолго его пыла в делах поместья не хватило – это было слишком утомительно для него.

Дела с Ольгой обстояли иначе – новое, доселе не знаемое им чувство заставило не сдержать свое слово и не поехать заграницу со Штольцем, хотя все уже было готово и окончательно оторваться от дивана. Тот факт, что «Обломов был проще Штольца и добрее его», стало решающим фактором для молодой девушки, она много времени проводит с Ильей Ильичем и влюбляется в него.

В этой части романа мы узнаем новые качества героя. Он ласковый и воспитанный человек, романтичная натура.

Так как Обломов долгое время не бывал в обществе, он не знает как нужно правильно себя вести, часто робеет и трусит: «он прятался, как школьник, лишь только завидит Ольгу», но при этом не признает за собой чувство трусости. «Не трус, а осторожен» – утверждает он.

Новая любовь

Обломов не испытывает угрызений совести, за сложившуюся ситуацию с Ольгой – новая жизнь вносит свои коррективы. Сменив жилье – Илья Ильич наслаждается новыми порядками.

Владелица жилья оказалась необычайно умелой хозяйкой. «Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке» и это его умиляет. Постепенно он влюбляется в Агафью – она не требует он него никаких перемен и решительных действий, ей даже не нужно читать книги – она малообразованна и чтение ее не интересует.

Дела в Обломовке как и остались незавершенны и требовали срочного вмешательства. Обломов обращается за помощью к Тарантьеву, так как «имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что- нибудь путное».

Невежество в вопросах ведения хозяйства, лень и доверчивость позволили Тараньтьеву и брату Агафьи обворовывать Обломова. Илье не до этого – он наслаждается новой жизнью, в которой его любят таким, какой он всегда был – ленивым и безамбициозным. Штольц, который наносит визит Обломову и с ужасом узнает все подробности жизни Ильи Ильича, дает обещание взять на воспитание его сына от Агафьи, после смерти Обломова.

«Уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает» – его это никак не волнует. «Обломовщина» все разрушила – вот какой итог жизни оказался Ильи Ильича.

Таким образом, Гончаров изобразил в романе необычный, сложный по своей натуре образ. Илья Ильич Обломов не лишен положительных качеств характера, но его лень, безразличие и чувство жалости к себе погубило все добрые и перспективные начинания.

Илья Ильич Обломов — главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Его характер является типичным для некоторой части русского родового дворянства середины 19 века.

Внешность

Илья Ильич Обломов — человек лет 32–33. У него приятная внешность, рост средний. Лицо его всегда спокойно, его выражение показывает мягкость характера, отсутствие сосредоточенности. В тёмно-серых глазах Обломова, в улыбке и движениях светилось добродушие.

Он был изнежен, не по летам обрюзг, цвет лица имел не совсем свежий — всё это было следствием недостатка движения и свежего воздуха.

Даже когда Илья Ильич был встревожен, движения его были плавные, ленивые.

Он любил, чтобы одежда и обувь его не стесняла, поэтому дома носил широкий восточный халат и мягкие, широкие туфли.

Происхождение, воспитание, образование

Обломов — дворянин, собственник имения и трёхсот крепостных людей. Родители его были добродушными людьми. Они вели безмятежную жизнь в своём имении, не желая заниматься никакой деятельностью. Сыну отец и мать внушили, что ничего не делать — это естественно для барина, что утруждать себя чем-либо, трудиться — не барское дело.

Учился Обломов до 15 лет в пансионе Штольца, управляющего имением в Верхлёве, дружил с его сыном, Андреем, своим ровесником.

Родители старались, чтобы сын не измучился учёбой, часто оставляли его дома под любыми предлогами.

Затем они послали сына в Москву для продолжения образования, так как знали, что без просвещения не получить сейчас чинов и денег. Обломов учился и читал книги не очень охотно.

Закончив учёбу, он не мог применять на практике свои знания: не мог написать при надобности заявление, счета в имении сам не сводил, а поручил это делать старосте.

Карьера

Обломов был не привычен к труду. В канцелярии он прослужил года 2, выполняя мелкую работу, был коллежским секретарём. Когда Илья Ильич отправил по ошибке документ вместо Астрахани в Архангельск, то из-за страха перед начальством, подал в отставку. На этом его служба закончилась.

Отношение к жизни, обществу

Освободившись от службы, Обломов стал навещать своих друзей, посещать общество, но скоро ему надоело многолюдство и суета. Жизнь его стала однообразна, но возвращаться в общество он не хотел, так как видел там засилье сплетен, жадности, зависти, приверженность к карточной игре, отсутствие интересов ума и сердца.

Он поставил себе целью сделать улучшения в управлении имением, составив сначала план этих улучшений, а затем зажить в деревне, как его предки, беззаботной жизнью с семьёй. Картины такой жизни он так описал своему другу Андрею Штольцу, что тот сказал: «Да ты поэт, Илья!»

Но, к сожалению, Обломов оказался не пригоден к осуществлению своего идеала жизни. Причина этого была лень, к которой его приучили родители.

Любовь к женщине

Приехав в Петербург, Обломов иногда влюблялся в женщин, но влюблённость продолжалась недолго и не переходила в любовь. Он избегал сближения с женщинами, так как не желал хлопот. Но однажды Илья Ильич вообразил, что любит Мину, и платит ей больше половины своего дохода. Но скоро понял, что губит с ней силы своей души.

Воскресила душу Ильи Ильича любовь к прекрасной девушке Ольге Ильинской. У него появилось желание жить полной жизнью, а не существовать. Но, когда Ольга согласилась выйти за него замуж, у него начали появляться мысли о множестве обязанностей, о том, что до женитьбы нужно привести в порядок свои имущественные дела.

Первые шаги в этом направлении были так тяжелы для Ильи Ильича, что начали охлаждать его любовь. Ольга поняла, что она не смогла привлечь его к активной жизни. Она не могла жить так, как Обломов, и рассталась с ним. Илья Ильич долго переживал, но понимал, что недостоин Ольги.

Обломов снимал квартиру у вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной, доброй, простой, очень трудолюбивой женщины. Она всей душой полюбила своего жильца, заботилась о нём. Агафья Матвеевна вызвала в Обломове ответное чувство. Он женился на ней и нашёл счастье умиротворения.

Положительные и отрицательные черты Обломова

К положительным чертам личности Обломова относятся:

Его отрицательные черты:

Оценка образа Обломова литературными критиками

Образ Обломова не обошли вниманием ведущие литературные критики.

Н. А. Добролюбов считал, что это «коренной, народный наш тип», который с течением времени изменял свои формы, получал новое значение. Критик считал, что главная черта характера Обломова — совершенная инертность, которая появилась от безразличия к тому, что делается на свете.

Д. И. Писарев утверждал, что таким личностям сочувствовать нельзя, так как они «тяготят и себя, и общество». Но презирать их нельзя — ведь они сами страдают от своих недостатков.

Заключение

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», перенявший у своих родных привычку к праздному образу жизни и лености ума, не сумел из-за этого сохранить любовь умной, образованной девушки. Отсутствие силы воли и жажды деятельности стало причиной появления у него апатии и нравственной дремоты.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Обломов» — краткое содержание романа И. А. ГончароваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика княжны Мери — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Образ и характеристика Татьяны Лариной — героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

В романе В«ОбломовВ» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова В«одним из великанов русской литературыВ», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман В«ОбломовВ» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич – приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц – ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц – сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она В«не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде виноградаВ». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом… Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые – признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза – В«серовато-послушныеВ», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: В«Какая она… простаяВ». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: В«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его… На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…В» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь – это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома В«носило печать мысли и личного вкуса хозяевВ», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе В«ОбломовВ» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову В«обломокВ»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие В«сон-обломонВ», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого – В«гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходствоВ»).

Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, В«которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизниВ». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. В«Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как В«пшеничная булочкаВ»). Имя этой героини – Агафья – в переводе с греческого языка означает В«добрая, хорошаяВ». Агафья Матвеевна – тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого – В«исполнение, польза, завершениеВ») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально В«сражаласьВ» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская).

Фамилия В«другаВ» Обломова, Тарантьева, несет в себе намек на слово таран. В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый, которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом. В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля – все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. В«Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.

– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в креслеВ».

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова – бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: В«Не подходите, не подходите! Вы с холода!В»

На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов – Штольц, Ольга – Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов – пухлый, полный, В«с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лицаВ»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, В«он беспрестанно в движенииВ». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, В«голубиную нежность и внутреннюю чистотуВ». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

Два ключевых женских образа романа – Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына – также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга – сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна – добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во В«Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь – погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.

Восприятие мира Обломова сталкивается с восприятием мира Штольца. На всем протяжении романа Андрей не теряет надежды воскресить Обломова, и не может понять то положение, в котором оказался его друг: В«Погиб… навсегда погиб!В» Позднее он разочарованно говорит Ольге, что в доме, где живет Илья, царит «обломовщина». Вся жизнь Обломова, которая состояла из нравственных взлетов и падений, в итоге превращается в ничто. Трагичному финалу романа противопоставлен оптимистичный настрой Штольца. Его девиз: В«Теперь или никогда!В» открывает новые горизонты, в то время как позиция Обломова: В«Жизнь – ничто, нульВ» – разрушает все замыслы и мечты и приводит героя к гибели. Это итоговое противопоставление побуждает читателей задуматься над тем, что трясина апатии изуродовала личность героя, поглотила в нем все живое и чистое, породило такое дикое явление, как В«обломовщинаВ».

В 

в–єВ Материалы о творчестве писателя и романе В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«ОбломовВ» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

в–єВ Читайте также книгу Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев

Обломов.

Приём использования « говорящих» фамилий и имён часто используется авторами произведений. Особенно он был популярен в  первой половине 19 века, хотя во все времена он помогает писателям при создании их творений.

Известно, что на Руси вплоть до XVII-XVIII вв. бытовали имена, напоминающие современные прозвища; такие наименования служили одновременно и своеобразной характеристикой человека, основных качеств его характера: Балуй, Баламут, Бирюк, Грязнин, Лютой, Молчан, Несмеян, Плох, Плакса, и др.

А в литературе началось всё с  классицизма в литературе – методе, при котором герои чётко делятся на положительные и отрицательные. Поэтому писатели и  драматурги часто давали им фамилии, которые подчёркивали те или иные особенности характера.

Писатели 19 века продолжили эту традицию. Столько  «говорящих» фамилий было ими придумано! Многие стали нарицательными, так как их характеры были свойственны многим людям. Да и сегодня эти слова актуальны, так как есть, к сожалению, среди нас и обломовы, и  молчалины, и скотинины и многие другие.

Сами фамилии , их роль тоже менялись: от простого прозвища, которое ярко, выпукло давало  характеристику герою, до глубокого, порой завуалированного смысла, понятного лишь при изучении истории того или иного  имени или  фамилии.

 Типы «говорящих» фамилий:

  • Фамилии, по которым открыто можно понять отношение автора к героям, какие черты он выделяет в них (Скотинин, Скалозуб, Обломов, Собакевич и другие)
  • Фамилии и имена значение которых понимается по этимологии слова (Фамусов, Простакова, Митрофан. Софья, Лариса).
  • Фамилия может подсказать род деятельности героя: профессор Преображенский в «Собачьем сердце» М.Булгакова.
  • Некоторые придуманные авторами фамилии не прямо указывают на черты данного героя, а словно помогают понять целое социальное явление, которое раскрывается этим образом ( имя сына героя рассказа А.П.Чехова « Толстый и Тонкий» — Нафанаил, Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели Н.В.Гоголя, Лоханкин Васисуалий И.Ильфа и Е.Петрова из «Золотого телёнка»)
  • Фамилии героев могут создавать и своеобразную атмосферу произведения. Так в рассказе А.Чехова « Страшная ночь» есть Черепов, Челюстов, Панихидин, Трупов, Погостов. Они добавляют страха в рассказ.

С какой целью авторы используют в произведениях «говорящие» фамилии?

  • Самая главная цель – выразить отношение автора к герою. Писатели фамилиями персонажей уже нацеливают читателей на то, о каком характере будет идти речь.
  • Немаловажная цель подобных фамилий — подчеркнуть , сконцентрировать внимание на каком-то социальном явлении. Они являются своеобразной метафорой, например, Ляпкин –Тяпкин из «Ревизора».
  • Фамилии героев созвучны с фамилиями реальных лиц. В данном случае это всегда герои положительные ( Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, Добросклонов в «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, Кулигин  в «Грозе» А.Островского)

Таким образом, роль «говорящих» имён и фамилий в литературе велика. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста,  являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по теме «говорящие» фамилии:

  • Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Скотинин, Правдин, Милон и другие)
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( Молчалин, Чацкий, Фамусов)
  • Н.В.Гоголь «Мёртвые души» ( Манилов, Собакевич, Коробочка и другие), «Ревизор» (Держиморда, Земляника, Ляпкин-Тяпкин и др.)
  • Н.А.Некрасов « Кому на Руси жить хорошо?» ( Алтынников, Грош, Добросклонов)
  • М.Е.Салтыков- Щедрин ( Прыщ из «Истории одного города» и др.)
  • М.Булгаков « Собачье сердце (Ф.Ф.Преображенский)
  • Герои пьес А.Н.Островского( Кабанова. Тихон, Лариса, Катерина и др.)
  • А.П.Чехов (смотритель училищ Хамов («Экзамен на чин»), дьячок Вонмигласов из «Хирургии», Невыразимов в «Мелюзге»). Героев А.Чехова можно даже разделить по типам « говорящих « фамилий: пища — Пивомёдов( «Экзамен на чин»), части тела — Желваков, Челюстин, Грязноруков, животные- Клещев, Гускин, Курятин («Хирургия»), Гнилорыбенков. А.Чехов был настоящим матсером придумывать фамилии.

Ещё герои А.Чехова : унтер Пришибеев в одноимённом рассказе, чиновник Червяков в « Смерти чиновника», актёр Унылов в « После бенефиса», надзиратель Очумелов  и золотых дел мастер Хрюкин  «Хамелеоне».

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Значение имени Ильи Ильича Обломова».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Гончаров И. А.» «Значение имени Ильи Ильича Обломова» Гончаров И. А. все сочиненияГончаров И. А. краткие содержания

Иван Александрович Гончаров выбрал такое имя для главного героя произведения «Обломов» не случайно. В нем он хотел отразить характер и образ жизни Ильи Ильича, его взгляд на себя и окружающий мир.

Фамилия Обломова происходит от слов «облом», «обломать», что может означать неудачу, разрушение надежд. Илья Ильич к тридцати двум годам устал от жизни, но не смог добиться в ней успеха: «Стукнуло 30 лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и всё еще стоял у порога своей арены, там же, где был 10 лет назад».

Например, его имение в Обломовке приходит в упадок; служба не привела ни к каким достижениям». Обломов не имеет желания и стремления ни к какой деятельности. Илья Ильич днями, неделями, годами лежит на диване в своей комнате, не выходя за её пределы, и мечтает о жизни, в которой все его проблемы перестанут существовать, но не предпринимает никаких действий, чтобы его мечты превратились в реальность.

Слово «обломать» также имеет смысл «помешать человеку выполнить задуманное; то, к чему он стремится». Присущие Обломову апатия, безмятежность и лень, а также нежелание предпринимать какие-либо действия не позволяют ему развиваться, двигаться вперёд и как результат, Обломов проводит бессмысленную жизнь, не пытаясь чего-либо достичь. Он завидует чужим успехам, но сам ничего не делает: «Эк ломит. – с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался».

Имя Обломов получил в честь отца, от которого унаследовал некоторые черты характера, такие как апатичность и страх перед жизнью. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В жизни Ильи Ильича они приобрели ещё более сильное влияние, чем у его отца. Он не любил принимать решения и действовать, потому что это нарушало его привычный образ жизни: «…неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой». И даже в ситуациях, в которых от Обломова требовалось быстрое принятие решения, он старался отложить его, чтобы не нарушить свой отдых: «Ну, так и теперь, разве нельзя до завтра?». Представление об образе отца Обломова мы получаем из главы «Сон Обломова». Она позволяет нам сделать вывод о том, что главный герой произведения Илья Ильич Обломов является «Ильей в квадрате», унаследовав и удвоив в себе многие качества своего отца.

Таким образом, имя Ильи Ильича Обломова говорит об его жизненной позиции ничегонеделания и прозябания жизни.

Полезный материал по теме: Скачать «Значение имени Ильи Ильича Обломова»

<legend>Tags</legend>«ЗначениеимениИльиИльичаОбломова»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://r-book.club/shkolnoe/sochinenija/oblomov.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-oblomova/
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/50-_oblomov__ia_goncharova_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2497-hudozhestvennye_osobennosti.html
  • http://literatura-ege.ru/егэ-задание-№-9-рекомендации-по-подгот/егэ-литература-материал-к-заданию-№-9-2/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/znachenie-imeni-ili-ilicha-oblomova

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт