Иешуа Га-Ноцри — биография героя романа «Мастер и Маргарита», образ, распятие — 24СМИ

Иешуа — Царь иудейский

История

45249398.jpg Изображение: www.lookingtojesus.ca Иешуа га-Ноцри. Иисус из Назарета. Кто же Он на самом деле? Основатель новой монотеистической религии? Один из пророков? Выдающийся учитель гуманизма? Или всё-таки Машиах Израиля? Споры об этом ведутся уже почти две тысячи лет, и было бы наивным пытаться разрешить их в рамках одной короткой статьи. Тем не менее, рассмотрим некоторые интересные тексты Библии и ряд исторических фактов и постараемся сделать из них выводы. Он рождён Царем иудеев (Матф. 2:2) и как Царь иудеев казнён (Матф. 27:37). Он был послан только к погибающим овцам дома Израилева (Матф. 15:24). Он пришёл для того, чтобы исполнить написанное в Торе и Пророках, а не нарушить это (Матф. 5:17). К Нему обращались «рабби» (Ин. 1:38). Каждый шаббат Он учил в синагоге (Лук. 4:16). Он носил цицийот (Матф. 9:20, 14:36), отмечал Хануку (Ин. 10:22-23), а Его знаменитая «тайная вечеря» вовсе не тайная — это традиционный еврейский пасхальный седер (Лук. 22:7-20). Он умер, исполнив мессианские пророчества Танаха (Пс. 21:17, Ис. 53, Дан. 9:26). И исполнив эти же пророчества, воскрес (Пс. 15:10). Он вознесся с Масличной горы в Иерусалиме и туда же обещал вернуться (Деян. 1:10-12). Не в Ватикан. Не на Афон. И даже не в Новый Иерусалим в Московской области. А в Эрец Исраэль, по зову жителей Иерушалаима — когда они закричат «Барух аба беШем Адонай!» (Матф. 23:39). Все Его талмидим (ученики) были евреями (Матф. 10:2-4). Они не ели нечистого (Деян. 10:14), не рисовали иконы, не поклонялись деве Марии, не строили церкви, не называли себя христианами — такое по сути прозвище им дали жители Антиохии (Деян. 11:26). Да и само понятие «Христос» это не греческая фамилия, а греческий перевод ивритского «Машиах», т.е. Помазанник (а помазывали в Израиле священников, царей и пророков). Ученики приходили молиться в иерусалимский храм (Деян. 3:1); а путешествуя по языческим провинциям Римской империи, каждый шаббат посещали синагогу (Деян. 17:1-3). Они осуждали тех, кто принимал весть о Иешуа слепо, и одобряли лишь тех, кто сравнивал её с написанным в Танахе (Деян. 17:11). Ученики никого не «крестили» — ритуальное погружение, которое они совершали, это являющаяся частью гиюра твила. Знаменитый апостол Павел (а на самом деле раввин Шауль) писал о том, что радостная весть о Машиахе Иешуа принадлежит, в первую очередь, иудеям, а потом всем остальным (Рим. 1:16). Он же сравнивал Израиль с садовой (культурной) маслиной, к которой привиты уверовавшие в единого Бога из язычников (Рим. 11:1-32). Другими словами, что ни Иешуа, ни Его талмидим не создавали новую религию; всё, что они делали, было в рамках иудаизма 1-го века, в котором на тот момент насчитывалось порядка 30 течений — «мессианские евреи» было одним из них. Они никогда не отделяли себя от Израиля, который и в Новом Завете остаётся для Бога первенцем из народов. Кстати само понятие Нового Завета взято из книги пророка Йирмиягу (Иеремии), и завет этот Господь заключил с домом Иуды и домом Израиля, а все остальные народы присоединились к нему (Иер. 31:31-34). «Но тогда почему же евреи не приняли Иисуса?» До боли знакомый вопрос. Приняли! Более того, если бы иудеи не приняли бы Его, как долгожданного Машиаха, – Его бы не распяли. Люди ходили за Ним тысячами, целыми городами (Матф. 4:25, Мк. 3:7-8, Лук. 6:17). Верующих в Иешуа иудеев было десятки тысяч в самом Иерусалиме (Деян. 5:14, 21:20) и огромное количество по всей Римской империи (Деян. 14:1, 17:4). Тех, кто не принял Его, было меньше, но это были люди, обременённые богатством и властью (1 Кор. 2:8). На службе у них стояли религиозные фанатики, которых всегда хватает и которые готовы на всё, лишь бы сохранить устоявшуюся форму, не вникая в содержание. В личности Иешуа они видели угрозу утраты своего положения (Матф. 27:18) и потому организовали Его казнь и позже преследовали Его последователей (Деян. 5:17). Другими словами, в лице религиозно-политической элиты мессианское движение имело сильное сопротивление. Однако это не отменяет того, что вплоть до 4-го века верующие и неверующие в Иешуа были частью одного еврейского народа, вместе ходили в синагоги и вместе праздновали установленные в Торе праздники Господни. Что же произошло потом и почему современный ортодоксальный иудаизм так яростно отвергает Иешуа? Всё началось, когда римский император Константин I Великий объявил «христианство» государственной религией. Константин не был прозелитом и никогда реально не отказывался от многобожия. Его решение было чисто политическим: ища средство для укрепления пошатнувшейся империи, в качестве оного Константин выбрал веру мессианских евреев, которые, несмотря на все гонения, не только не были уничтожены, но росли числом и отличались удивительной сплочённостью. Только «приняв» веру в еврейского Машиаха, император параллельно отказался от всего «еврейского» – антисемитизм существовал и тогда. Шаббат заменили на день Солнца (Sunday), Песах — на праздник богини Астарты (Easter), потерявшая в новых реалиях свою актуальность Ханука уступила место «Кристмасу» и т.д. По сути своей, новоиспечённое католичество было перелицованным язычеством, со всеми вытекающими из этого последствиями. Священное Писание как таковое стало не нужно, а евреи как основной его «носитель» превратились в опасный элемент общества. Дальше по нарастающей: Блаженный Августин писал, что евреи «виновны в крови Христа» и т.к. они «проклятые от земли», они также «прокляты церковью». Иоанн Златоуст, архиепископ Константинополя, в своих проповедях утверждал, что «Бог всегда ненавидел евреев» и что «на всех христиан наложена обязанность ненавидеть евреев». Через год после выхода этих проповедей в свет «христианами» была разрушена синагога в городе Калиникон. Так началась история еврейских погромов. Во время средневековых крестовых походов убийство евреев крестоносцами по дороге в Святую землю было рутинным делом. Когда эти заблудшие люди прибыли в Иерусалим в 1099 году, они согнали и заперли всех евреев в Большой синагоге и подожгли её. И пока здание полностью не сгорело, торжествующие крестоносцы маршировали вокруг и пели: «Христос, мы обожаем Тебя». Испанская инквизиция жестоко преследовала евреев, насильно обращая их в католичество, под страхом пыток и смерти заставляя отречься от законов Торы либо (в лучшем случае) предлагая оставить все имущество государству и позорно покинуть страну. Православная Русь не далеко ушла от Испании. На протяжении многих лет здесь действовал запрет евреям селиться в главных городах. А в местах, где селиться все же было можно, — постоянные погромы. В средние века на Руси христиан, соблюдавших шаббат (таковыми становились зачастую те, кто читал Библию, и их было немало), называли «жидовствующими», их пытали и жгли на кострах. Антисемитизм продолжался и во время протестантской Реформации церкви. Отец реформации, Мартин Лютер, в своём труде «Евреи и их ложь» изложил следующие идеи: Еврейские синагоги следует сжечь. Еврейские дома должны быть разрушены. Евреям следует давать работу слуг и лакеев. Еврейские деньги следует конфисковать. Евреев следует изгнать силой из их сообществ. Эти идеи заложили основание для событий Холокоста, случившегося 400 лет спустя, когда Гитлер, прикрываясь «заветами» Лютера, задался целью стереть еврейский народ с лица земли. Современное «христианское» общество в основной своей массе, так и не усвоив уроки истории, по-прежнему поражено антисемитизмом. Это доказывает хотя бы тот факт, что большинство «христианских» государств в арабо-израильском конфликте придерживается либо трусливого нейтралитета, либо поддерживают арабскую сторону — хотя знают, что она является агрессором и что Землю, за которую идет война, Бог, согласно Библии, отдал евреям. Так что же удивительного в том, что всё, с чем ассоциируется «Иисус Христос» у среднестатистического еврея, — это ненависть, боль, страх? Как исправить ситуацию? Восстановить установленный Богом порядок! Удалить из христианских домов молитвы идолов. Отвергнуть языческие праздники и начать отмечать праздники Господни. Убрать из церковных лавок обереги и талисманы. Восстановить авторитет Священного Писания. Всем миром попросить у евреев прощения за многие века жестокости. Вернуть Израилю его Землю. Просить мира Иерусалиму (Пс. 121:6). Утешать народ Его (Ис. 40:1). Тогда сердца евреев откроются, и мы увидим Того, Которого пронзили, и поймём, что это наш еврейский Машиах, и будем плакать о Нем как о единственном сыне (Зах. 12:10). Этот процесс уже начался и активно набирает силу. И это важнейший признак того, что мы стоим на пороге великих событий. Израиль, как и было обещано Творцом, воссоздан и расцветает как смоковница, ветви которой становятся мягкими и пускают листья, — а значит скоро лето (Матф. 24:32) и близко то время, когда «гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:1-4). Но всё это не произойдет само собой. Нам нужно приготовить путь Господу (Ис. 40:3): Как христианам, так и иудеям пересмотреть «учения старцев» и отказаться от всего, что противоречит Библии. Найти в себе силы, и ради Бога отказаться от многовековой вражды. Восстановить разрушенные мосты и стать наконец одной Семьёй в Боге. В заключение хочу привести цитату из книги Мишлей (притчи царя Соломона) 30:4-6: «Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни Свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? и какое имя Сыну Его? знаешь ли? Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом.» Вот так выглядит этот текст на иврите: 80731100.jpg Прямо по центру можно рассмотреть крест, состоящий из двух слов: «имя» (השם), являющееся частью фразы «какое имя Сыну Его», и «Иешуа» (ישוע). Основанием креста служит фраза «Не прибавляй к словам Его», которая фактически является цитатой из книги Дварим (Второзаконие) 12:32, т.е. из Торы. Говоря образно, это место показывает нам, что идея распятого Машиаха не является «христианским новоделом», а основана на Торе. Сверху крест как бы накрывает слово «руах» (רוח); в данном случае оно переведено как «ветер», но также может быть переведено как «дух». И это отсылает нас к ещё одному мессианскому пророчеству: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его…» (Ис. 61). Дух Господа помазал Иешуа, чтобы… утешить сетующих на Сионе. Услышь это, Израиль! Автор: Михаил Негрич, Московская еврейская мессианская община, для IsraLoveПриглашаем на наш Телеграм-канал.

Рекомендуем почитать

История персонажа

Образ путешествующего философа, цитаты которого затрагивают струны души, является ключевым в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Наравне с главными героями классического произведения Иешуа Га-Ноцри учит читателя мудрости, терпению и пониманию того, что злых людей не бывает, а дьявол – вовсе не квинтэссенция порока.

История создания

Имя колоритного персонажа, как и большинство деталей романа, имеет определенное значение. Иешуа – один из вариантов произношения имени Иисус. Га-Ноцри же переводится как «из Назарета».

Михаил Булгаков

Все это намекает, что перед читателем стоит узнаваемый герой Библии. Но исследователи нашли подтверждения, что в лице философа Булгаков изобразил Христа только частично. В задачу автора романа не входило воспроизвести события, связанные с сыном Божьим.

Одним из прототипов Иешуа стал граф Мышкин из романа «Идиот». Характеристика героя совпадает с персонажем Булгакова. Мышкин – спокойный и нравственный мужчина, который кажется окружающим чудаковатым. Исследователи творчества Достоевского называют героя «олицетворением христианской добродетели».

Роман «Мастер и Маргарита»

По мнению биографов Булгакова, именно от этого видения Христа отталкивался писатель, создавая образ Га-Ноцри. Библия преподносит Иисуса как сына Божьего, способного творить чудеса. В свою очередь оба писателя (Булгаков и Достоевский) хотели показать в романах, что Иисус существовал на свете и нес свет людям, не используя при этом мистические способности. Далекому от христианства Булгакову такой образ казался ближе и реалистичнее.

Детальный разбор биографии Иешуа подтверждает мысль, что если Иисус и был использован писателем как прототип Га-Ноцри, то только в общих вехах истории. Философия странствующего мудреца отличается от догматов Христа.

Прототип Иешуа – Иисус Христос

К примеру, Иешуа отвергает мысль, что человек может содержать в себе зло. Такое же отношение к ближнему встречается у Дон Кихота. Это еще один повод утверждать, что образ Иешуа – собирательный. Библейский же персонаж утверждает, что общество в целом (и каждый человек в частности) может быть злым или добрым.

Иешуа не ставил себе цель распространить собственную философию, путешественник не призывает людей к себе в ученики. Мужчина приходит в ужас, когда находит свитки, записанные соратником. Такое поведение в корне отличается от поведения Христа, старающегося распространить учение на всех встречаемых людей.

Образ и сюжет

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.

У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.

Воланд

Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…»

Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:

«Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что малодушно помышляешь о смерти».

Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:

«Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть».

Иешуа Га-Ноцри

Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.

В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.

Суд Пилата

Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.

«…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Тело учителя снимает с креста Левий Матвей. Мужчина проклинает бога и Понтия Пилата за смерть друга, но сделанного не воротишь. Префект Иудеи отдает приказ захоронить тело философа, воздав тем самым по заслугам мудрому отшельнику.

Казнь Иешуа Га-Ноцри

Но смерть – вовсе не конец для Иешуа. Философ навещает нового знакомого во снах, где прокуратор и Га-Ноцри беседуют о волнующем их и ищут смысл жизни. Последнее упоминание философа опять же связанно с Воландом. Га-Ноцри отправляет Левия Матвея к черному магу с распоряжением.

«Он прочитал сочинение Мастера и просит, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, взяли тоже».

Экранизации

В 1972 году режиссер из Польши Андрей Вайда представил зрителям кинокартину под названием «Пилат и другие». Вдохновленный произведением Булгакова, Вайда решил экранизировать часть сюжета, посвященную взаимоотношениям Понтия Пилата и Иешуа. Действия фильма перенесено в Германию 20-го века, роль бродячего философа досталась Войцеху Пшоняку.

Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа

Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.

Российская киноверсия «Мастера и Маргариты» вышла на экраны в 2005 году. Режиссер картины Владимир Бортко делал упор на мистическую составляющую фильма. Но и часть сюжета, посвященная Иешуа, занимает значимое место в кинокартине. Роль Га Ноцри досталась актеру Сергею Безрукову.

Сергей Безруков в образе Иешуа

В 2011 году состоялась премьера экранизации «Мастер и Маргарита», съемки которой закончились еще в 2004 году. Из-за разногласий об авторских правах премьеру фильма отложили на 6 лет. Долгожданный дебют оказался провальным. Актеры и роли выглядели, по современным меркам, наивными и ненатуральными. Роль Иешуа в картине досталась Николаю Бурляеву.

Недавно на классическое произведение обратили внимание голливудские кинорежиссеры. Большинство сцен американского фильма будут снимать в России. Планируемый бюджет экранизации – $100 миллионов.

Николай Бурляев в образе Иешуа

Цитаты

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые».

«Правду говорить легко и приятно».

«Прошлое не имеет значения, найди себя в настоящем и будешь править в будущем».

«Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

«Бог один. В него я верю».

ТолкованиеИЕШУА ГА-НОЦРИ</dt>        Персонаж романа «Мастер и Маргарита», восходящий к Иисусу Христу Евангелий. Имя «Иешуа Га-Ноцри» Булгаков встретил в пьесе Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины» (1922), а затем проверил его по трудам историков. В булгаковском архиве сохранились выписки из книги немецкого философа Артура Древса (1865-1935) «Миф о Христе», переведенной на русский в 1924 г., где утверждалось, что по-древнееврейски слово «нацар», или «нацер», означает «отрасль « или «ветвь», а «Иешуа» или «Иошуа» — «помощь Ягве» или «помощь божию». Правда, в другой своей работе, «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем», появившейся на русском в 1930 г., Древе отдавал предпочтение иной этимологии слова «нацер» (еще один вариант — «ноцер») — «страж», «пастух», присоединяясь к мнению британского историка библии Уильяма Смита (1846-1894) о том, что еще до нашей эры среди евреев существовала секта назореев, или назарян, почитавших культового бога Иисуса (Иошуа, Иешуа) «га-ноцри», т.е. «Иисуса-хранителя». В архиве писателя сохранились и выписки из книги английского историка и богослова епископа Фридерика В. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа» (1873). Если Древе и другие историки мифологической школы стремились доказать, что прозвище Иисуса Назарей (Га-Ноцри) не носит географического характера и никак не связано с городом Назаретом, который, по их мнению, еще не существовал в евангельские времена, то Фаррар, один из наиболее видных адептов исторической школы (см.: Христианство), отстаивал традиционную этимологию. Из его книги Булгаков узнал, что упоминаемое в Талмуде одно из имен Христа — Га-Ноцри означает Назарянин. Древнееврейское «Иешуа» Фаррар переводил несколько иначе, чем Древе, — «чье спасение есть Иегова». С Назаретом английский историк связывал город Эн-Сарид, который упоминал и Булгаков, заставляя Пилата во сне видеть «нищего из Эн-Сарида». Во время же допроса прокуратором И. Г.-Н. в качестве места рождения бродячего философа фигурировал город Гамала, упоминавшийся в книге французского писателя Анри Барбюса (1873-1935) «Иисус против Христа». Выписки из этой работы, вышедшей в СССР в 1928 г., также сохранились в булгаковском архиве. Поскольку существовали различные, противоречившие друг другу этимологии слов «Иешуа» и «Га-Ноцри», Булгаков не стал как-либо раскрывать значение этих имен в тексте «Мастера и Маргариты». Из-за незавершенности романа писатель так и не остановил свой окончательный выбор на одном из двух возможных мест рождения И. Г.-Н.         В портрете И. Г.-Н. Булгаков учел следующее сообщение Фаррара: «Церковь первых веков христианства, будучи знакома с изящной формой, в которую гений языческой культуры воплощал свои представления о юных богах Олимпа, но, сознавая также роковую испорченность в ней чувственного изображения, по-видимому с особенной настойчивостью старалась освободиться от этого боготворения телесных качеств и принимала за идеал Исаино изображение пораженного и униженного страдальца или восторженное описание Давидом презренного и поносимого людьми человека (Исх., LIII, 4; Пс., XXI, 7,8,16,18). Красота Его, говорит Климент Александрийский, была в его душе, по внешности же Он был худ. Иустин Философ описывает его как человека без красоты, без славы, без чести. Тело Его, говорит Ориген, было мало, худо сложено и неблагообразно. «Его тело, — говорит Тертуллиан, — не имело человеческой красоты, тем менее небесного великолепия». Английский историк приводит также мнение греческого философа II в. Цельса, который сделал предание о простоте и неблагообразии Христа основанием для отрицания Его божественного происхождения. Вместе с тем, Фаррар опроверг основанное на ошибке латинского перевода Библии — Вульгаты — утверждение, что Христос, исцеливший многих от проказы, сам был прокаженным. Автор «Мастера и Маргариты» счел ранние свидетельства о внешности Христа достоверными, и сделал своего И. Г.-Н. худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек «был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Булгаков, в отличие от Фаррара, всячески подчеркивает, что И. Г.-Н. — человек, а не Бог, поэтому он и наделен самой неблагообразной, не запоминающейся внешностью. Английский же историк был убежден, что Христос «не мог быть в своей внешности без личного величия пророка и первосвященника». Автор «Мастера и Маргариты» учел слова Фаррара о том, что до допроса у прокуратора Иисуса Христа дважды били. В одном из вариантов редакции 1929 г. И. Г.-Н. прямо просил Пилата: « — Только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня…» После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте у И. Г.-Н. в облике проступают довольно уродливые черты: «…Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо», а «глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты». Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей (а злых людей, по его убеждению, нет на свете), подобно тому как, по словам христианского теолога II-III вв. Климента Александрийского, духовная красота Христа противостоит его ординарной внешности.         В образе И. Г.-Н. отразились рассуждения еврейского публициста Аркадия Григорьевича (Авраама-Урии) Ковнера (1842-1909), чья полемика с Достоевским получила широкую известность. Вероятно, Булгаков был знаком с посвященной Ковнеру книгой Леонида Петровича Гроссмана (1888-1965) «Исповедь одного еврея» (М.-Л., 1924). Там, в частности, цитировалось письмо Ковнера, написанное в 1908 г. и критикующее рассуждения писателя Василия Васильевича Розанова (1856-1919) о сущности христианства. Ковнер утверждал, обращаясь к Розанову: «Бесспорно, что христианство играло и играет громадную роль в истории культуры, но мне кажется, что личность Христа тут почти ни при чем. Не говоря о том, что личность Христа более мифическая, чем реальная, что многие историки сомневаются в самом существовании его, что в еврейской истории и литературе о нем даже не упоминается, что сам Христос вовсе не основатель христианства, т. к. последнее сформировалось в религию и церковь лишь через несколько столетий после рождения Христа, — не говоря обо всем этом, ведь сам Христос не смотрел на себя, как на спасителя рода человеческого. Почему же Вы и Ваши присные (Мережковский, Бердяев и др.) ставите Христа центром мира, богочеловеком, святою плотью, моноцветком и т. п.? Нельзя же допустить, чтобы Вы и Ваши присные искренно верили во все чудеса, о которых рассказывается в Евангелиях, в реальное, конкретное воскресение Христа. А если все в Евангелии о чудесах иносказательно, то откуда у Вас обожествление хорошего, идеально чистого человека, каких, однако, всемирная история знает множество? Мало ли хороших людей умирало за свои идеи и убеждения? Мало ли их претерпело всевозможные муки в Египте, Индии, Иудее, Греции? Чем же Христос выше, святее всех мучеников? Почему он стал богочеловеком?         Что касается сущности идей Христа, насколько они выражены Евангелием, его смирения, его благодушия, то среди пророков, среди браминов, среди стоиков найдете не одного такого благодушного мученика. Почему же, опять-таки, один Христос спаситель человечества и мира?         Затем никто из вас не объясняет: что же было с миром до Христа? Жило же чем-нибудь человечество сколько тысячелетий без Христа, живут же четыре пятых человечества вне христианства, стало быть, и без Христа, без его искупления, т. е. нисколько в нем не нуждаясь. Неужели все бесчисленные миллиарды людей погибли и обречены на погибель потому только, что они явились на свет до Спасителя-Христа, или за то, что они, имея свою религию, своих пророков, свою этику, не признают божественность Христа?         Наконец, ведь девяносто девять сотых христиан до сего времени понятия не имеют об истинном, идеальном христианстве, источником которого считаете Христа. Ведь отлично же знаете, что все христиане в Европе и Америке скорее поклонники Ваала и Молоха, чем моноцветка Христа; что в Париже, Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Петербурге и в настоящее время живут, как жили раньше язычники в Вавилоне, Ниневии, Риме и даже Содоме… Какие результаты дали святость, свет, богочеловечность, искупление Христа, если его поклонники остаются язычниками до сих пор?         Имейте мужество и отвечайте ясно и категорично на все эти вопросы, которые мучат непросвещенных и сомневающихся скептиков, а не прячьтесь под ничего не выражающие и непонятные восклицания: божественный космос, богочеловек, спаситель мира, искупитель человечества, моноцветок и т. п. Подумайте о нас, алчущих и жаждущих правды, и говорите с нами человеческим языком».         И. Г.-Н. у Булгакова говорит с Пилатом вполне человеческим языком, и выступает только в своей человеческой, а не божественной ипостаси. За пределами романа остаются все евангельские чудеса и воскресение. И. Г.-Н. не выступает в качестве создателя новой религии. Эта роль уготована Левию Матвею, который «неправильно записывает» за своим учителем. И девятнадцать веков спустя в язычестве продолжают пребывать даже многие из тех, кто считает себя христианами. Неслучайно в ранних редакциях «Мастера и Маргариты» один из православных священников устраивал распродажу церковных ценностей прямо в храме, а другой, отец Аркадий Элладов, убеждал Никанора Ивановича Босого и других арестованных сдавать валюту. В последующем эти эпизоды из романа ушли из-за своей явной нецензурности. И. Г.-Н. — это Христос, очищенный от мифологических наслоений, хороший, чистый человек, погибший за свое убеждение, что все люди — добрые. А церковь по силам основать лишь Левию Матвею, человеку жестокому, каким и называет его Понтий Пилат, и знающему, что «крови еще будет».</dd>

Булгаковская энциклопедия. — Академик. 2009.

</dl>

Смотреть что такое «ИЕШУА ГА-НОЦРИ» в других словарях:

  • Иешуа Га-Ноцри — Иешуа Га Ноцри: Иешуа hа Ноцри (ישוע הנוצרי), Иешуа из Назарета  реконструируемая исходная форма (обратный перевод) евангельского прозвища Иисуса Христа (греч. Ἰησους Ναζαρηνος, Иисус Назарянин). Йешу (hа Ноцри)[1]  персонаж Толедот… …   Википедия

  • ИЕШУА ГА-НОЦРИ — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). Образ Иисуса Христа возникает на первых страницах романа в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах, один из которых, молодой поэт Иван Бездомный, сочинил… …   Литературные герои

  • Иешуа Га-Ноцри (персонаж Булгакова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иешуа Га Ноцри. Иешуа, по прозвищу Га Ноцри (ивр. ישוע הנוצרי) …   Википедия

  • Иешуа — Га Ноцри один из героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Является аналогом Иисуса Христа в альтернативной священному писанию трактовке. В нецензурированной версии Вавилонского Талмуда упоминается проповедник по имени ивр. ‎יש ו‎… …   Википедия

  • Шуа Га-Ноцри — Иешуа Га Ноцри один из героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Является аналогом Иисуса Христа в альтернативной священному писанию трактовке. В нецензурированной версии Вавилонского Талмуда упоминается проповедник по имени ивр. ‎יש… …   Википедия

  • ХРИСТИАНСТВО —         Мировая религия, объединяющая последователей учения Иисуса Христа, изложенного в Новом завете четырех Евангелиях (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяниях апостолов и некоторых других священных текстах. Священной книгой X. признается… …   Энциклопедия Булгакова

  • «МАСТЕР И МАРГАРИТА» —         Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… …   Энциклопедия Булгакова

  • Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита …   Википедия

  • ВОЛАНД —         Персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил. В. это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). В. во многом ориентирован на Мефистофеля… …   Энциклопедия Булгакова

  • МАСТЕР —         Персонаж романа «Мастер и Маргарита», историк, сделавшийся писателем. М. во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) это в… …   Энциклопедия Булгакова

Книги

  • Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты», Борис Соколов. Когда казнили Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? А когда происходит действие московских сцен «Мастера и Маргариты»? Оказывается, все расписано писателем до года, дняи часа. Прототипом, каких… Подробнее  Купить за 1100 руб
  • Мастер и Маргарита (аудиокнига MP3 на 2 CD), М. Булгаков. Издательский Дом «Союз» представляет в серии аудиокниг «Современная литература» новый суперпроект — аудиоверсию романа Михаила Булгакова — «Мастер и Маргарита» . Максим Суханов, Дарья Мороз и… Подробнее  Купить за 493 рубаудиокнига
  • Евангелие от Мастера (аудиокнига МР 3), Михаил Козаков. «То, что вы, надеюсь, прослушаете, — это аудио-альбом ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАСТЕРА, мой моноспектакль по «роману в романе» «Мастер и Маргарита» — одна из важнейших для меня работв жизни. Почему? Для… Подробнее  Купить за 476 рубаудиокнига

Другие книги по запросу «ИЕШУА ГА-НОЦРИ» >>

Роман Мастера, главного героя произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», повествует о временах Ершалаима. В этой истории особое место занимает образ Иешуа Га-Ноцри, философа-бродяги, которого можно назвать идеальным персонажем.

Место героя в романе

Иешуа Га-Ноцри есть почти во всех сюжетных линиях романа «Мастер и Маргарита». Этот образ появляется в самом начале повествования и действует на протяжении всего сюжета, в том числе – в финале романа. После того как Иешуа фактически заканчивает свое существование, герой получает вечную жизнь, которую может проводить, беседуя с Понтием Пилатом.

Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей. Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.

В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата. Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.

Характеристика образа

Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость. Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.

Значение образа

Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.

Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.

Несмотря на то что образ Иешуа не имеет божественного начала, он идеален, показывает каждому читателю необходимость добра в мире. Только благодаря добрым поступкам человек может управлять целым миром. Не зря автор показывает то, что другие люди за ним «ходили по пятам». Даже то, что Иешуа смог избавить прокуратора от головной боли, говорит о силе этого человека.

Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение “Иешуа Га-Ноцри в “Мастере и Маргарите”, рассматривает место и значение образа Иешуа в романе М. А. Булгакова.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?</h3>

    • <label>1927 – 1939;</label>
    • <label>1928 – 1940;</label>
    • <label>1930 – 1948;</label>
    • <label>1931 – 1949.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://isralove.org/load/2-1-0-2523
  • https://24smi.org/person/3068-ieshua-ga-notsri.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bulgakov/60/иешуа
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/ieshua-ga-nocri-harakteristika.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт