К. Ф. Рылеев. Понятие о думе. Думы («Смерть Ермака»)

ДУМЃМА — 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: «Димитрий Донской», «Смерть Ермака», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А.В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье…») М.Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы». Цикл стихотворений «Думы» есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э.Г. Багрицкого.

2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV–начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648–1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

Перейти к ПРЕДМЕТНОМУ УКАЗАТЕЛЮ

Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни. 

Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках». 

Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения. 

Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога. 

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя. 

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого. 

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Стихотворный размер

В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.

Средства художественной выразительности

Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.

Эпитеты«презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.

Метафоры«чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».

Сравнение«жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.

Заключение

Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов. 

Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

В 9 классе на уроках литературы изучается стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума”. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Дума” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.

История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – лирическая исповедь с философским и гражданским пафосом, имеет сходство с элегией, сатирой, эпиграммой.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “добросовестный, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия“богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение“жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон“добросовестный, ребяческий разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что неверящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать его в поэтической форме, родилось великолепное сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости.

Тема

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь ведётся от второго лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.

Жанр

Жанр “Думы” можно определить как философско-гражданское лирическое стихотворение, оно близко к философской элегии или лирической исповеди гражданского характера. Есть в стихотворении и черты эпиграммы и сатиры. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Средства выразительности

Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году написано стихотворение «Дума»?</h3>

    • <label>В 1833 г.</label>
    • <label>В 1838 г.</label>
    • <label>В 1839 г.</label>
    • <label>В 1840 г.</label>

(новая вкладка)

14 декабря 1825г. на Сенатской площади Санкт-Петербурга произошло восстание декабристов. Одним из руководителей его был Кондратий Фёдорович Рылеев.

Это имя навеки занесено в летопись русской истории. Кто это такой? А ведь он занимался не только политикой, но и литературой. И широкому обществу своего времени известен был именно как поэт.

Кондратий Фёдорович Рылеев родился 18 сентября 1795 года в селе Батово (сейчас это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева и Анастасии Матвеевны Эссен (1758—1824).

Отец будущего поэта служил в должности управляющего делами генерала Сергея Фёдоровича Голицына. Мать Рылеева занималась домашним воспитанием ребёнка.

Шести лет Кондратий был отдан на обучение в кадетский корпус, где проявил сильный характер и талант к сочинительству. Годы учёбы приучили его стойко выносить все тяготы армейского воспитания, не плакать под розгами и много читать. Здесь же впервые проявляется его поэтический дар.

Поразившая Рылеева весть о смерти Михаила Илларионовича Кутузова заставила молодого поэта взяться за перо, под которым рождается ода «Любовь к отчизне».

Послушайте, с какой гордостью Рылеев отзывается о русских!

Так русские всегда любили

 И так Отечество хранили

 От всяких бед и от врага.

Тот здравого ума лишился,

Кто росса покорить решился, —

Он ломит гордому рога!..

Выпущенный в начале 1814 года из корпуса прапорщиком, Рылеев получает звание офицера конной роты резервной бригады артиллерии и участвует в заграничных походах русской армии, освобождавшей Западную Европу от Наполеона.

Благодаря участию в заграничных походах, Рылеев имеет возможность познакомиться с новыми странами, познать другие нравы и другую жизнь.

По окончании войны Рылеев несколько лет несёт службу в Острогожске в Воронежской губернии. Он знакомится с украинскими обычаями, украинским фольклором.

Поэт все чаще задумывается о тяжёлой жизни простых людей. В это время поэтический талант Рылеева продолжает развиваться. До конца формируются его устремления, политические и патриотические взгляды.

В 1818 г., спрашивая  у матери (отец к этому времени умер), разрешение на брак и на уход с военной службы, Рылеев выражает надежду на новой службе «доплатить» Отечеству то, «чего не додал в военной». В одном из писем к своей матери он намекает на внутренние мотивы своего отказа от военной службы: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть».

Рылеев переезжает в Петербург во второй половине 1820 года. Он становится свидетелем восстания солдат Семёновского полка и жестокой расправы над ними. За нежелание терпеть издевательства нового командира, солдат после заточения в Петропавловскую крепость, сослали на каторжные работы или на службу в сибирские гарнизоны.

Одним из виновников восстания был граф Алексей Аракчеев.

Человек жестокий и безжалостный, он был приверженцем грубой военщины, которую позже назовут «аракчеевщиной». Именно ему адресовано первое произведение поэта, напечатанное в журнале «Невский зритель». Ода «К временщику» обвиняла Аракчеева в жестокости.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!

Это было очень смело, но, представьте себе, молодой автор бесстрашно подписался под этой одой настоящим именем! Общественность Петербурга была поражена безумной смелостью поэта.

Поселившись в Петербурге, Рылеевс 1821 года служит заседателем Петербургской уголовной палаты, что даёт ему возможность отстаивать интересы несправедливо обиженных и угнетённых.

Осенью 1823 годаРылеев становится душой Северного общества декабристов. Он обладал свойствами, необходимыми для общественного деятеля, трибуна: энтузиазмом, даром пропагандиста, умением привлекать сердца. Вокруг Рылеева объединились наиболее радикально настроенные члены Северного общества декабристов: Евгений Петрович Оболенский, Пётр Григорьевич Каховский, братья Бестужевы – Николай Александрович, Александр Александрович и Михаил Александрович, Александр Иванович Одоевский, Александр Осипович Корнилович, Вильгельм Карлович Кюхельбекер.  Квартира Рылеева стала своего рода штабом петербургских революционеров.

Начало декабря принесло для участников Северного общества неожиданное событие – умер Александр I.

Декабристы планировали приурочить своё выступление к моменту смерти царя, но не думали, что это произойдёт так скоро. Рылеев и руководители других декабристских организаций срочно стали готовить выступление. Оно было назначено на 14 декабря 1825 года – день коронации нового царя Николая I.

Руководителем был избран Трубецкой, которому Рылеев полностью доверял.

Сам Кондратий Фёдорович, как лицо гражданское, мог только прийти на Сенатскую площадь и поддержать восставших. И он там был, хоть и страдал жестокой ангиной.

К площади были стянуты правительственные войска, которых было вчетверо больше, чем восставших. Николай I отдал приказ стрелять «по мятежникам». Декабристы дрались до последнего, не веря в обещанное помилование. Вокруг площади была огромная толпа народа, которая сочувствовала восставшим и по первому зову могла встать в их ряды, но декабристы не поняли этого и умирали в одиночестве. Восстание было подавлено.

Этой же ночью Рылеев был арестован. После допроса в Зимнем дворце его отправили в Петропавловскую крепость, где уже находились другие заговорщики.

В течение нескольких месяцев проходили допросы. Рылеев брал на себя все возможные «грехи», называл только тех декабристов, об аресте которых уже точно знал, всячески старался выгородить товарищей, говорил о своей непримиримой ненависти к царствующей фамилии.

Благодаря такой «правдивости» Кондратий Фёдорович оказался в числе пяти главных зачинщиков восстания, которых решено  было повесить.

12 июля 1826 г. приговорённые к казни были повешены.

Во время казни оборвались петли Рылеева, Муравьева-Апостола и Каховского. По старинному обычаю, сорвавшихся не вешали вторично, но генерал-адъютант Чернышев приказал поднять упавших и повесить опять.

«Подлый опричник тирана! – крикнул Рылеев, — Дай палачу твои аксельбанты, чтобы нам не умирать в третий раз!..»

Пятеро декабристов, руководивших восстанием на Сенатской площади и казнённых по приказу императора Николая, похоронены на острове Голодай. Через 100 лет после их казни остров был переименован в остров Декабристов, а на месте их захоронения установлен памятный обелиск.

Кондратий Фёдорович Рылеев прожил всего 30 лет. Его жизненный и творческий пути оборвались в самом начале, но даже за малый срок он успел создать произведения, многие из которых стали поистине народными.

В марте 1825 года Пушкин писал Александру Бестужеву о Рылееве: » Он в душе поэт… Ради Христа! чтоб он писал, да более, более!»*.

Прежде чем выступить со стихами в печати, Рылеев писал «для себя» на протяжении целых восьми лет. Это были в основном подражания стихам Константина Николаевича Батюшкова и  Николая Михайловича Карамзина.

Пробовал начинающий поэт выйти из узко-личных тем («На погибель врагов», «Победная песнь воинам», «Любовь к отчизне»), но и тут его не выпускала из своих цепких лап литературная рутина, условные образы и напыщенные фразы.

Его талант стремился проявиться, метался от образца к образцу, а своей идеи, которая зажгла бы его, у поэта не было. Спасение пришло вместе с переездом в Петербург.

Рылеев и Александр Александрович Бестужев начинают издавать литературный альманах «Поля́рная звезда́» По словам Бестужева, целью нового издания было «ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями». В «Полярной звезде» приняли участие практически все лучшие русские писатели этого времени.

С 1821 г. в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы. Это были произведения, сходные с балладой, основанные на реальных исторических событиях, преданиях, лишённые, однако, фантастики. Рылеев особенно подчёркивал, что дума – изобретение славянской поэзии, что думы пели ещё кобзари в старину. В предисловии к своему сборнику “Думы” он писал: “Дума – старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли её от нас”.

Героев рылеевскихдум мы видим обычно в какой-то очень важный для них, часто трагический, момент. Поэт стремится показать внутреннее состояние человека, объяснить его выбор.

И не жизнеописание героя, а чувства, когда он делает выбор между корыстью, выгодой, мирным покоем и борьбой за лучшую долю всего народа волнует автора. «Иван Сусанин»:

Дума «Смерть Ермака» написана Рылеевым по следам действительно происходивших исторических событий.

В эпоху Ивана Грозного казацкое войско под предводительством атамана Ермака освободило от сибирского хана и присоединило к России территорию Сибири. Известно, что хан бежал в степи, собрал силы и ночью внезапно атаковал лагерь Ермака. Спасаясь, казаки должны были переправиться через реку Иртыш вплавь.

Дума начинается описанием страшной ночной бури:

Воины Ермака отдыхают после трудного дня, а он сам сидит на берегу Иртыша, размышляет о своей жизни и о жизни своих товарищей. Многие из них ранее были преступниками, но, поступив на службу к русскому царю, они тем искупили свою вину.

Своей и вражьей кровью смыв

Все преступленья буйной жизни

И за победы заслужив

Благословения отчизны,

Нам смерть не может быть страшна;

Своё мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы — не праздно в мире жили!

Ермаку ещё неведомо, какая участь уготовлена его товарищам и ему самому. Подлое нападение хана на спящих воинов и гибель безоружных людей. Собственная судьба – злой рок.

Мечи сверкнули в их руках —

И окровавилась долина,

И пала грозная в боях,

Не обнажив мечей, дружина…

Тяжёлый панцирь – дар царя

Стал гибели его виною.

Дума «Смерть Ермака» выходит в литературном альманахе «Полярная звезда» и пользуется огромной популярностью. Скоро она начинает звучать как песня со сцен в концертах и в гостиных покоях русской аристократии.

Песня «Смерть Ермака» стала настоящей народной песней. Отважный, гордый, Ермак противопоставлен коварному, подлому Кучуму, не посмевшему напасть на войско казаков открыто.

Николай Михайлович Языков писал о Рылееве:

Рылеев умер, как злодей!

О, помяни о нем, Россия,

Когда восстанешь от цепей

И силы двинешь громовые

На самовластие царей.

И Россия не забыла и не забудет поэта и революционера Кондратия Фёдоровича Рылеева.

Думы

С 1821 г. в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишенных, однако, фантастики. Рылеев особенно обращал внимание своих читателей на то, что дума – изобретение славянской поэзии, что в качестве фольклорного жанра она существовала давно на Украине и в Польше. В предисловии к своему сборнику «Думы» он писал: «Дума – старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли ее от нас. Еще до сих пор украинцы поют думы о героях своих: Дорошенке, Нечае, Сагайдачном, Палее, и самому Мазепе приписывается сочинение одной из них»[54]. В начале XIX в. этот жанр народной поэзии получил распространение в литературе. Его ввел в литературу польский поэт Немцевич, на которого Рылеев сослался в том же предисловии. Однако не только фольклор стал единственной традицией, повлиявшей на литературный жанр думы. В думе можно различить признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды, гимна и др.

Первую думу – «Курбский» (1821) поэт опубликовал с подзаголовком «элегия», и лишь начиная с «Артемона Матвеева» появляется новое жанровое определение – дума. Сходство с элегией видели в произведениях Рылеева многие его современники. Так, Белинский писал, что «дума есть тризна историческому событию или просто песня исторического содержания. Дума почти то же, что эпическая элегия»[55]. Критик П.А. Плетнев определил новый жанр как «лирический рассказ какого-нибудь события»[56]. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе: поэт сосредоточен на выражении внутреннего состояния исторической личности, как правило, в какой-либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание в нравственный урок, который следует из этого жизнеописания. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агиографическое и агитационное. Из них главное – лирическое, агитационное, а жизнеописание (агиография) играет подчиненную роль.

Почти все думы, как отметил Пушкин, строятся по одному плану: сначала дается пейзаж, местный или исторический, который подготавливает появление героя; затем с помощью портрета выводится герой и тут же произносит речь; из нее становится известной предыстория героя и нынешнее его душевное состояние; далее следует урок-обобщение. Так как композиция почти всех дум одинакова, то Пушкин назвал Рылеева «планщиком»[57], имея в виду рациональность и слабость художественного изобретения. По мнению Пушкина, все думы происходят от немецкого слова dumm (глупый).

В задачу Рылеева входило дать широкую панораму исторической жизни и создать монументальные образы исторических героев, но поэт решал ее в субъективно-психологическом, лирическом плане. Цель его – возбудить высоким героическим примером патриотизм и вольнолюбие современников. Достоверное изображение истории и жизни героев отходило при этом на второй план.

Для того чтобы рассказать о жизни героя, Рылеев обращался к возвышенному языку гражданской поэзии XVIII – начала XIX в., а для передачи чувств героя – к поэтической стилистике Жуковского (см., например, в думе «Наталья Долгорукая»: «Судьба отраду мне дала В моем изгнании унылом…», «И в душу, сжатую тоской, Невольно проливала сладость»).

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, почти всегда одинаково: герой изображен не иначе, как с думой на челе, у него одни и те же позы и жесты. Герои Рылеева чаще всего сидят, и даже когда их приводят на казнь, они тут же садятся. Обстановка, в которой находится герой, – подземелье или темница.

Поскольку в думах поэт изображал исторических личностей, то перед ним встала проблема воплощения национально-исторического характера – одна из центральных и в романтизме, и в литературе того времени вообще. Субъективно Рылеев вовсе не собирался покушаться на точность исторических фактов и «подправлять» дух истории. Больше того, он стремился к соблюдению исторической правды и опирался на «Историю государства Российского» Карамзина. Для исторической убедительности он привлек историка П.М. Строева, который написал большинство предисловий-комментариев к думам. И все-таки это не спасло Рылеева от слишком вольного взгляда на историю, от своеобразного, хотя и ненамеренного, романтически-декабристского антиисторизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/60-slovar_literaturovedcheskih_terminov/stages/3204-duma.html
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/analiz-duma.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/duma.html
  • video/8-k-f-ryleev-ponyatie-o-dume-dumy-smert-ermaka.html
  • https://history.wikireading.ru/144688

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт