Ключи тайн. Русские поэты-символисты

Поэты-символисты.jpg

В конце XIX — начале XX века в России появились новые поэты, не похожие на тех, что писали стихи в 60-80-е годы. Брюсов и Бальмонт, Блок и Белый, Гиппиус и Анненский, — всех их причисляют к символизму, первому литературному направлению серебряного века. Многие современники, а потом и советские критики будут упрекать их за уход от действительности, равнодушие к социальным проблемам. В самом деле, они мало писали о страданиях народа, не призывали свергать и разрушать. Им было интереснее выразить неясные, тонкие, причудливые движения души. Они искали духовные основы бытия, пытались в жизни и творчестве проникнуть в суть жизни мира, полного тайн и передать свои ощущения от этого опыта. Но как? Не зря мудрый Тютчев сказал когда-то «мысль изреченная есть ложь».  Как рассказать о чем-то очень хрупком, едва уловимом и не разрушить его? Словами этого не передать, но можно намекнуть неясными символами, музыкой стиха, всеми художественными средствами, которыми владеет поэзия, но они во 2-й половине XIX века были почти не востребованы.

Ведь большинство поэтов писало о вполне конкретных вещах. Один Фет будет исключением из этого правила. Он будет сочинять стихи, звучащие, как музыка о разных несерьезных предметах: рассветах, вьюгах, соловьях. И как его ругали! Эти страшные слова про «искусство для искусства» вошли потом во все школьные учебники. Но именно Фета символисты будут считать своим учителем.

Надо сказать, стихи на злобу дня, которые многие писали тогда, забылись, а символисты интересны и сегодня, потому что людей всегда будет волновать поэзия, которая прикасается к тайнам мира и души. Как и во времена «золотого» пушкинского века, серебряный век был не просто богат талантливыми авторами — важно, что была литературная среда. Литераторы собирались вместе, спорили о литературе, театре, живописи, читали стихи. Поражает высокий уровень интеллекта символистов, серьезность тем, которые их интересовали.

Одним из мест их сборов была легендарная «Башня» Вячеслава Иванова, интеллектуала, недавно вернувшегося из Италии. Он поселился в доме на углу Тверской и Таврической улицы, правда, похожем на башню.

aa87469093348972a4b864baf016290d.jpg

Здесь бывали и известные поэты, и новички. На крыше башни однажды ночью Блок впервые прочел «Незнакомку». Собирались по средам, но расходились уже утром, так среды перетекали в четверги. «Кто только не сиживал у нас за столом! – вспоминала дочь Иванова Лидия. – Крупные писатели, поэты, философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты, начинающие поэты, окулисты; люди полусумасшедшие на самом деле и другие, выкидывающие что-то для оригинальности; декаденты, экзальтированные дамы». Но там все было очень серьезно: готовились доклады, поэты читали стихи, а потом их тщательно разбирали. Для молодых это был настоящий университет.

Другим литературным салоном Петербурга была квартира известного романиста — Дмитрия Мережковского и его жены, поэтессы Зинаиды Гиппиус, которые жили в доме Мурузи на пересечении Литейного и Пантелеймоновского.

Они были совершенно разные, что не мешало им создать на редкость крепкую и дружную семью. Мережковский — изысканный, утонченный, вовсе не богемный. Чрезвычайно эрудированный, он, в пылу спора, мог выскочить на минуту в соседний кабинет, и там безошибочно находил нужную страницу для доказательства своей правоты. Блок писал: «Когда Мережковский говорит, хочется подойти и поцеловать ему руку». Ночами Дмитрий Сергеевич, как положено, спал, а если их молодые гости слишком шумели, выходил и говорил укоризненно: «Зиночка!» Рано утром садился за работу, и вставал из-за стола ровно в 12 часов дня, когда на Петропавловской крепости стреляла пушка. Тогда он закрывал тетрадь и шел гулять. И современники, встречая его в Летнем саду, думали о том, что этот человек — живая связь с великой русской литературой. Еще бы, свои первые литературные опыты Мережковский показывал самому Достоевскому! Он уже был известным автором серии исторических романов «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».  Как раз Мережковский выступил в 1892 году с манифестом символизма, заявив, что литература со времен Некрасова и Чернышевского слишком увлеклась социальными проблемами.  Им он противопоставил вопросы философии и религии. Кстати именно Мережковский в 1901 году организовал религиозно-философские собрания, объединившие творческую интеллигенцию, представителей церкви. На них собирался весь культурный Петербург. Там говорили о роли религии в возрождении России. Вообще одной из основных мыслей русских символистов была идея о том, что будущее России будет определяться не политикой и экономикой, а духовностью.

Зинаида Николаевна Гиппиус в ту пору спала в своей ледяной комнате, опасаясь развития туберкулеза. Но это не мешало ей быть яркой представительницей богемы. Экстравагантная, с рыжей косой, которую любила распускать, она носила еще тогда вовсе не распространенные брюки, которые ей, впрочем, шли. Она была хозяйкой одного из самых престижных петербургских литературных салонов, куда допускались лишь те, кто соответствовал высоким требованиям хозяйки. После нее остались литературные воспоминания, где много ума и проницательности, хотя немало язвительности. И талантливые стихи, конторе она почему-то часто писала от имени мужчины.

В гостиной

       Днем.

У Мережковских собирались поэты — юные или маститые, но обязательно талантливые. Здесь бывал Валерий Брюсов, когда наезжал в Петербург из Москвы. Надо сказать, русский символизм начался как раз с Брюсова. Это он, увлеченный поэзией французских поэтов Верлена и Малларме, объявил себя главой русского символизма. Многие считали его холодным и бесчувственным. Хотя, возможно, это была просто защитная реакция ранимого человека. Он первым из символистов принял на себя град насмешек и издевательств, издав отдельной книгой одностишье: «О, закрой свои бледные ноги». Конечно, это вызвало скандал. Надо сказать, многие представители серебряного века вели себя вызывающе. Возможно, им хотелось таким образом противопоставить себя заурядной публике, которая привыкла к реалистической литературе с привычными образами. По натуре Брюсов вовсе не был скандалистом. Это был человек исключительного трудолюбия, один из самых тонких знатоков поэзии за всю историю литературы, этакой ходячей энциклопедией поэтических стилей, жанров. Брюсов сочинял стихи, прозу, собрание его сочинений составило 25 томов.  Он много будет писать о поэтах и поэзии, считая творчество высокой миссией, доступной лишь избранным.

     Поэту

Ты должен быть гордым, как знамя;Ты должен быть острым, как меч;Как Данту, подземное пламяДолжно тебе щеки обжечь.Всего будь холодный свидетель,На все устремляя свой взор.Да будет твоя добродетель —Готовность войти на костер.Быть может, всё в жизни лишь средствоДля ярко-певучих стихов,И ты с беспечального детстваИщи сочетания слов.В минуты любовных объятийК бесстрастью себя приневоль,И в час беспощадных распятийПрославь исступленную боль.В снах утра и в бездне вечернейЛови, что шепнет тебе Рок,И помни: от века из тернийПоэта заветный венок!

Женщины в него влюблялись безумно. В его романах был некий надрыв, что-то трагическое. Молодая поэтесса Надежда Львова застрелилась от любви к нему. И Гиппиус вспоминала: «В тот день мы видели Брюсова человеческого и страдающего, и чувствовали близость его, и старались помочь ему, как умели, он был пронзен своей виной, смертью этой девушки… может быть, пронзен смертью вообще, в первый раз. Драма воистину любовная: она любила, верила в его любовь. Когда убедилась, что Брюсов если любит, то не ее — умерла».

Но злые языки утверждали, что он наблюдает и описывает страдания своих возлюбленных очередном произведении. Подлинно же любил одну поэзию.

Ощущая себя мэтром и учителем, Брюсов мало ценил современных ему поэтов. Высоко ставил лишь Константина Бальмонта, называл его братом в поэзии хотя они были очень разные. В Брюсове было много рассудка, Бальмонт же был поэт и только поэт. К нему не приставала ни крупица быта. Однажды, взволнованный отблеском месяца, он предложил ринуться за месяцем в волны. И сам подал пример: пошел по щиколотку, по колено, по грудь — в пальто, в шляпе.  Его звали с берега назад. Он вернулся, конечно, без месяца, мокрый.  Но не обескураженный. Начал же свою поэтическую жизнь с того, что бросился с 4 этажа на камни тротуар. Какой-то Бог его хранил. От падения осталась лишь легкая хромота. Но с тех пор стали писаться стихи. Поэты «серебряного века» уделяли большое внимание музыкальному звучанию стихов, но даже на их фоне стихи Бальмонта поражают своей, может даже нарочитой музыкальностью.  Они льются, струятся, завораживают. Он писал об этом:

Я — изысканность русской медлительной речи,Предо мною другие поэты — предтечи,Я впервые открыл в этой речи уклоны,Перепевные, гневные, нежные звоны.Я — внезапный излом,Я — играющий гром,Я — прозрачный ручей,Я — для всех и ничей.Переплеск многопенный, разорванно-слитный,Самоцветные камни земли самобытной,Переклички лесные зеленого мая —Все пойму, все возьму, у других отнимая.Вечно юный, как сон,Сильный тем, что влюбленИ в себя и в других,Я — изысканный стих.

Безглагольность.

Есть в русской природе усталая нежность,Безмолвная боль затаенной печали,Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,Холодная высь, уходящие дали.Приди на рассвете на склон косогора,-Над зябкой рекою дымится прохлада,Чернеет громада застывшего бора,И сердцу так больно, и сердце не радо.Недвижный камыш. Не трепещет осока.Глубокая тишь. Безглагольность покоя.Луга убегают далёко-далёко.Во всем утомленье — глухое, немое.Войди на закате, как в свежие волны,В прохладную глушь деревенского сада,-Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,И сердцу так грустно, и сердце не радо.Как будто душа о желанном просила,И сделали ей незаслуженно больно.И сердце простило, но сердце застыло,И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Появлялись у Мережковских и молодые, талантливые.  Зашел однажды Гумилев, стал говорить, волнуясь, о том, что он хочет изменить мир, над ним посмеялись, и больше он туда не ходил. А вот юный Боря Бугаев пришелся ко двору. Впрочем, к тому времени он уже выпустил сборник стихов под псевдонимом Андрей Белый. Его считали гением, от него много ждали. Златокудрый голубоглазый, очень обаятельный и чрезвычайно пластичный. Он двигался так, словно исполнял красивый диковинный танец. Марина Цветаева в своих воспоминаниях о нем, названных «Пленный дух» писала, как уже немолодой он танцевал в берлинских кафе. Это было дико, болезненно, но талантливо.  А в юности он был — весь полет, впрочем, уже тогда сложный, нервный. Тому были причины.

Сын первой красавицы Москвы и профессора математики, декана естественнонаучного факультета Московского университета, очень некрасивого профессора Бугаева, он с детства был между враждующими родителями. Мать очень боялась, что мальчик станет умным, как отец, и Боря боялся показать, как сильно на него действует музыка матери- перестанет играть, он скрывал свое пристрастие к книгам, и в тайне от родителей, пропуская уроки, просиживал в читалке. Он закончит два факультета университета, станет признанным лидером московских поэтов-символистов. Первые стихи принесут ему оглушительный успех у молодежи, а коллеги отца, старые профессора, будут шокированы тем, что Боренька, которого они качали на коленях, стал скандальным символистом Андреем Белым. Если в стихах Бальмонта запоминается мелодия, то у Белого — цвет. Он звучит со всей силой уже в название его первой книги: «Золото в лазури».

Жизнь как сон — один из частых мотивов символизма. И еще —  трагическое предчувствие  грядущих трагедий.  Все это мы видим и у Андрея Белого, хрупкого, очень сложного и ранимого.

Поймали, свалили; на лоб положили компресс.

А это стихотворение, написанное совсем молодым поэтом, оказалось пророческим.

Друзьям.

Андрей Белый, правда, умер от солнечных стрел — от последствий солнечного удара.

Так жили поэты. Проводили ночи в спорах, читали стихи, влюблялись, какие любовные драмы, какие сложные треугольники образовывались! Достаточно вспомнить о дружбе Андрея Белого и Александра Блока, которая едва не закончилась дуэлью. Или случай с Ниной Петровской, которая однажды пыталась выстрелить в Брюсова из револьвера. Об этом писали в газетах, судачили обыватели. Богемная жизнь поэтов начала века шокировала. Они жили не как все, словно делая из своей жизни произведение искусства в духе декаданса. Но было в ней и другое: они были творцами, и это было самым главным. Об этом у Блока есть такие стихи:

О самом значительном символисте Александре Блоке вы можете почитать и посмотреть ролик, пройдя по ссылке: Александр Блок — рыцарь серебряного века

Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.

В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.

Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.

Оглавление:

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» — так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту

Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.

Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:

  1. Цветаева Марина.
  2. Ахматова Анна.
  3. Блок Александр.
  4. Бунин Иван.
  5. Пастернак Борис.
  6. Есенин Сергей.
  7. Маяковский Владимир.
  8. Брюсов Валерий.

Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.

Литературные направления Серебряного века

Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.

Основные направления следующие:

  • символизм;
  • футуризм;
  • акмеизм;
  • имажинизм.

Символизм и его основные черты

Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:

  • старшие символисты;
  • младшие символисты.

Поэты-символисты в русской литературе

К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.

Футуризм и его признаки

Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.

Русские поэты-футуристы

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:

  1. Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
    • Гуро;
    • Маяковский;
    • Лившиц;
    • Каменский;
    • Крученых.
  2. Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
    • Северянин;
    • Шершеневич;
    • Ивнев.

Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.

Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Основные представители:

  • Клюев;
  • Есенин;
  • Клычков;
  • Орешин.

Акмеизм и его основные принципы

Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».

Акмеисты серебряного века

Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.

Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.

Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.

Имажинизм и его главные признаки

Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.

Имажинисты серебряного века и их произведения

Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.

В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.

Самые популярные деятели:

  • Шершеневич — начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления;
  • Мариенгорф;
  • Ивнев;
  • Эрдман.

Заключение

Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.

Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.

Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.

Рубрики Это интересно Используемые источники:

  • http://natalya-telezhinskaya.ru/2020/02/29/ключи-тайн-русские-поэты-символисты/
  • https://101student.ru/literatura/poehty-serebryanogo-veka.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт