Конфликт, сюжет и композиция «Горе от ума»

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Анализ   /   Грибоедов А.С.   /   Горе от ума

Смотрите также по произведению «Горе от ума»

И я чего хочу, когда всё решено?Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную несостоятельность.Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории — только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).

Просмотров: 114764Михайлов Иван

Экспозицией или вступительной частью комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» считается начало произведения, когда автор знакомит читателей с  местом  действия и его героями.

Завязка — это появления Чацкого. Ведь именно после этого завязываются одновременно сразу две сюжетные линии: любовная и социальная. Их Грибоедов смог ловко объединить  в своей комедии. 

Причём, любовная линия выдвигается, её кульминацией является объяснение Софьи и Чацкого перед балом.

Социальная тема развивается в комедии параллельно с любовной линией и ещё больше обостряется после завершения любовной тематики.

Наивысший момент социального конфликта наступает во время бала, когда Чацкий в одиночку противостоит фамусовскому обществу, и произносит свой яркий монолог.

Развязкой всего произведения считается отъезд Чацкого.

Пожаловаться

Конфликт в пьесе Грибоедова

Два конфликта лежат в основе сюжета комедии «Горе от ума». (Конфликт –  это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов, положенных в основу действия.)

В пьесе Грибоедова это:

  1. Любовный конфликт
  • интрига построена на любовном треугольнике (Чацкий – Софья — Молчалин)
  • в пьесе не один любовный треугольник (Чацкий- Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза – Фамусов, Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша)

2. Общественный конфликт

  • столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
  • Чацкий и Фамусов – основные антагонисты общественного конфликта
  • столкновение двух веков выражено в отношении к:

а) службе

б) свободе суждений

в) богатству и чинам

г) протекции «родным людям»

д) раболепию и чинопочитанию

е) образованию

ж) крепостному праву

з) подражанию всему иностранному

и) московским нравам

Особенности разрешения конфликта

  • любовный конфликт специфически разрешен (Чацкий понимает, что не любим, но и Софья узнает о вероломном поведении Молчалина)
  • общественный конфликт не разрешен и не может быть разрешен. Это проблема времени и развития общества

Особенности сюжета комедии Грибоедова

Сюжет  – это ряд событий литературного произведения в той художественной последовательности, которая предусмотрена композицией художественного текста

1. Двойной конфликт «Горе от ума» связан с двумя переплетающимися сюжетными линиями:

  • любовная линия Чацкого, Софьи и Молчалина
  • общественно- политическая линия противостояния Чацкого и фамусовского общества

2. Сплетня о сумасшествии Чацкого как элемент связи сюжетных линий

Композиция «Горе от ума»

1. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме):

  • экспозиция (до появления Чацкого, действие I, явление 1-6)
  • завязка (приезд Чацкого, действие I, явление 7)
  • развитие действия (конец I действия, явления 8-10, II и III действия)
  • кульминация и развязка (IV действие)

Новаторство комедии заключается в наличии двух противоположных конфликтов, переплетения нескольких сюжетных линий, простоте композиции пьесы.

Некрасов Арсений

В комедии «Горе от Ума» две сюжетные линии, любовная (Чацкий и Софья) и социальная( Чацкий и фамусовское общество), каждая линия имеет свою кульминацию и развязку. Кульминация любовной линии происходит в III действии, 1 явлении, во время объяснения Чацкого и Софьи. Кульминация социальной линии свершается в IV действии, 7 явлении, когда среди гостей бала распространяется новость о безумии Чацкого. Развязка 2 линий происходит в этом же действии, в 14 явлении, когда  мы видим разрыв Чацкого с Софьей и слышим  речь героя об обществе.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://lit-helper.com/p_syujet_i_kompoziciya_komedii_gore_ot_uma_griboedova_a_s
  • https://vashurok.ru/questions/napishite-syuzhet-ekspozitsiyu-zavyazku-razvitie-deystviy-kulminatsiya-i-razvyazka-v-kome
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/konflikt-syuzhet-i-kompozitsiya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
  • https://vashurok.ru/questions/v-kakih-deystviyah-v-proizvedenie-gore-ot-uma-est-kulminatsiya-i-razvyazka

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт