Краткое содержание «12»

Меню статьи:

Текст стихотворения

История написания поэмы

Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».

Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.

Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.

А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.

Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.

Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.

Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.

Тема стиха

Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.

Poema-dvenadcat-Aleksandr-Blok.jpg

В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.

Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.

Тема стихотворения Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.

Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.

Poema-dvenadcat-Blok.jpg

Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.

Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.

Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.

Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»

Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.

И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.

Композиция

Поэма имеет двенадцать глав. В каждой главе отдельный фрагмент мозаики, составляющей картину революции.

  • Экспозиция воплощена в первой главе. После вводной части убийство уже не удивляет читателя. Прежний режим умирает, бросая упреки, проклятия и пророчество погибели большевикам. Но здесь же мы видим патруль, который держит в страхе всех, кто встречается по дороге. Новая власть держится на страхе, выстрелах ружей, грабежах и поджогах.
  • Завязка, в которой появляется Ванька, бывший друг, и Катька – бывшая любовница одного из двенадцати патрульных, которая его бросила. Красноармейцы вспоминают неблаговидные поступки этой пары, вспоминая об их связи. Новая власть дала им право отомстить старым знакомым.
  • Развитие события. Читателю рассказывают историю тех, кто жаждет мщения и этим заранее оправдывает все их поступки. Эти люди уверены, что имеют полное право мстить своим обидчикам и жаждут мщения.
  • Кульминацию мы наблюдаем в шестой главе, когда отряд наткнулся на Ваньку и Катьку и открывают настоящую охоту на них. Ваньке удается скрыться, но Катька погибает.
  • Развязку читатель видит в последующих главах, когда у бывшего ухажера просыпается совесть, и он сожалеет о том, что сделал, но товарищи убеждают его «не расклеиваться».

Его убеждают, что он действовал в интересах революции и парень поднимает голову, отбрасывая и забывая угрызения совести.

  • Образ буржуя на перекрестке и за ним голодного пса. Разбои и гульба бывших босяков, а в перерывах им просто скучно… Караульные идут, ко всему готовые и им ничего не жаль. Они выжгли не только город, но и собственные души.
  • Эпилог читатель видит в 12 главе. Караульные идут мерным шагом по всей стране, выслеживая и убивая всех, кого пожелают, за ними голодный и больной пес, как образ старого мира. Но во главу убийц, невидимым для глаз автор ставит Иисуса Христа – странное и противоречивое решение, если знать, что исторически Христа всегда ставят во главу страдающего человечества. История свидетельствует, что Христос пострадал за людей. Но в поэме он вдруг превращается в главаря убийц – революция все поставила с ног на голову, все смешала и исказила.

Главные герои

В поэме несколько героев. Но все они не просто люди. Это образы эпохи.

  • Двенадцать – отряд красноармейцев, скорее всего бывших каторжников, которых выпустили из заключения, снабдили оружием и властью. Они полностью обезличены в поэме, лишены индивидуальности. Это, скорее, слепая ярость и сила, чем разум или личности. Возможно у них трудная жизнь в прошлом, но в поэме ничего об этом не говорится. Только о результате. Они обозлены, мечтают о мести и легко, без сожаления убивают.
  • Петруха (автор называет парня именем ученика Иисуса – Петра). Парень, потерявший любовь и отомстивший за это. Совесть в нем еще не до конца умерла, но товарищи помогают ему заглушить остатки ее угрызений. Здесь Блок показывает, как легко подмять человека, у которого отняли Бога и веру. Как просто заставить его оправдать даже убийство любимой – достаточно высмеять и сказать, что он отрывается от коллектива.
  • Ванька – переметнувшийся ради денег красноармеец, ставший жандармом. Блок показывает образ Иуды, который в поэме избежал наказания, бросив Катьку на растерзание.
  • Катька – девушка легкого поведения. Раньше она была возлюбленной одного из двенадцати патрульных. Она «пошла по рукам» ради красивой жизни. Сейчас она встречается с жандармом. Блок и здесь дает аллюзию на Библейскую историю, в которой Христос не осудил блудницу и дал ей новую жизнь в праведности и чистоте. Но в революционном будущем пощады не жди. Ее убивают, и товарищи Петьки делают все, чтобы он не сожалел о ней.

Второстепенные герои

  • Старуха – появляется в первой главе. Она видит большой лоскут ткани на котором написаны слова, не до конца понятные ей: «вся власть учредительному собранию». Но старухе знакома реальность, что «всякий раздет и разут». Она сетует на то, что вместо транспарантов можно было согреть много парней, сделав из этой ткани портянки.
  • Буржуй – Человек на перекрестке, прячущийся в воротник своего пальто, за которым увязался голодный пес. Образ старого времени, которое находится на перекрестке, не зная, куда податься и что будет дальше? Имение богатея разграблено, он одинок и всеми покинут.
  • Бродячий пес – как образ прошлого. Потерянный мир, не знающий, что делать. Он тоже на перекрестке, растерянный и не знает, куда идти.
  • Иисус Христос – появляется в самых последних строках произведения. Его образ нередко воспринимают как революционера, изменившего старый режим, пренебрегая Его словами, о том, что Его Царство не от мира сего. В учении Христа дается возможность внутренних перемен и советуется не менять ничего во внешнем мире, пока нет изменений внутри. Но многие создают ложный образ Христа, такой, какой им был бы выгоден. Поэт в данном произведении делает это.

Главная идея поэмы

В поэме прослеживается несколько тем.

  • Первая из них – тема революции. Революция раскрывается образом морозного ветра, безудержной стихии, от которого невозможно спрятаться. Люди старой эпохи разбросаны не только по городам, но и по всему миру. Они нищие. Все их имение разграблено. Они одиноки и как безродный пес плетутся сначала за буржуем. В конце поэмы тот же образ безродного пса мы встречаем, плетущегося за двенадцатью. Им некуда податься и поэтому люди старой эпохи вынуждены идти за новой властью.
  • Вторая тема – отказ от Бога и церкви. Рефреном через все произведение слова «Эх, эх, без креста». Несмотря на то, что новая власть отказывается от Бога и церкви, время от времени, делая что-то, даже то, что грубо нарушает Заповеди, по привычке произносят: «Господи, благослови». И в конце автор показывает, что, несмотря на все отрицание, невидимым впереди идет Иисус Христос. Отвергнув попа, церковь и Заповеди, новая власть не смогла избавиться от веры.
  • Третья тема – невежество, просматривается сквозь всю поэму, вобравшую в себя не только части народного фольклора, а также блатные выражения, вульгарные слова, уличные песни и жаргон.
  • Четвертая тема – смена нравственных ориентиров. Словно призыв звучат слова: «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» Убийство становится нормой, блуд – закономерным. Люди не хотят меняться под библейские стандарты. Они создают новые и ждут счастья.
  • Пятая тема – месть. Новая власть, вооружив бывших каторжан, дает им право творить суд. Они мстят за обиду, убивают девушку и уверены, что имеют на это право. Двенадцать – образ новой власти. Они уверены, что могут мстить за личные обиды, грабить и убивать – и останутся правыми.

В Петрограде, изуродованном войной, безнаказанным грабежом и бессмысленными убийствами под красным знаменем цвета крови, черные люди с «бубновым тузом на спине» проливают кровь, творят «свое красное правосудие»

Жанр

Средства выразительности

Поэму «Двенадцать» невозможно анализировать без понимания символизма как литературного направления. А. А. Блок использовал в своем произведении массу символов. Метель, вьюга, ураган, ветер – образы революции. Новый мир он показал символами красноармейцев, плакатами, лозунгами. Старый мир – образ буржуя, паршивого голодного пса.

Автор использует принцип контраста. Буржуй, раньше руководивший страной и поп, который «брюхом шел вперед», теперь прячутся, отступают перед красногвардейцами, как ветер или вьюга бросающимися от одного дома к другому.

Проститутки, которые раньше были вне закона, теперь имеют право провести собственное собрание и установить общие расценки.

Особенности поэмы

Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.

Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.

Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.

В стихотворении Александра Блока «Незнакомка» мечта сталкивается с грубой реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Чтобы узнать о сюжете произведения подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием

Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы. Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств.

Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.

Критики

«Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»…

А. Блок 1909 год

Поэт не был уверен, что никогда не раскается в том, что написал данное произведение. Так и случилось. В эмиграции он получал сведения о терроре, гражданской войне и тысячах смертей и пожалел о том, что в начале поддерживал советскую власть, хотя видел ее жестокость и грубую правду. Перед смертью он попросил жену сжечь все варианты написания поэмы.

Его друзья из интеллигенции не поддержали поэта. Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».

Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

Но не все осуждали поэта. Андрей Белый написал строки:

Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.

Андрей Белый

Здесь даны основные сведения о поэме А. А. Блока «Двенадцать», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэму «Двенадцать» Александр Александрович Блок написал в январе 1918 года, опубликована она была в том же году. Поэма большинством представителей русской интеллигенции принята была в штыки, поддержали поэта единицы (и среди них — Есенин).

Поэма делится на 12 глав и имеет зеркальную композицию. В этом произведении объединены в художественное целое почти самостоятельные стихи.

В поэме автор показал революционный Петербург. Время действия — зима 1917–1918 года.

Главные герои поэмы

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Завязкой сюжета служит первая глава — поэт описывает улицы Петербурга зимой 1917–1918 годов и даёт несколько кратких и ёмких портретов прохожих — представителей старого мира.

По заснеженным улицам идёт патруль — отряд красногвардейцев. Их 12 человек. Они обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил дело революции ради разгульной жизни и сошёлся с проституткой Катькой.

Красногвардейцы увидели сани, на которых едут Ванька и Катька и нападают на них. Один из патрульных, Петруха, стреляет в Ваньку. Извозчик и Ванька спасаются, а Катька погибает. Петруха печалится, что нечаянно убил девушку, но товарищи по отряду осуждают его за эти переживания.

Держа революционный шаг, патруль идёт дальше. За красногвардейцами увязывается бездомный пёс и плетётся сзади них.

Патруль вдали заметил неясную фигуру — впереди него шёл Иисус Христос.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Поэма начинается с резкого противопоставления: «Чёрный вечер. Белый снег». Далее все действие поэмы развёртываются на фоне разгулявшейся природной стихии: ветра, метели.

На улицах революционного города — ветер, от которого «на ногах не стоит человек».

Увидев огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», старушка горюет, что ребята разуты, раздеты, что лучше бы из такого лоскута материи наделать для них портянки.

На перекрёстке стоит буржуй, спрятавший от мороза нос в воротник.

Идёт кто-то и говорит вполголоса, что погибла Россия — это, наверно, писатель-вития.

Далее идёт сторонкой поп, он невесел, так как для него настало тяжёлое время.

«Барыня в каракуле» говорит другой: «Уж мы плакали, плакали…» — затем поскользнулась и упала.

Ветер доносит отдельные фразы прохожих о собраниях. Улица опустела, виден один ссутулившийся бродяга да слышен свист ветра.

Глава 2

В этой главе на фоне разгулявшегося ветра и порхающего снега представлен коллективный образ красногвардейцев — защитников новой жизни.

Участники красногвардейского патруля разговаривают о том, что их бывший товарищ Ванька разбогател и сейчас пирует в кабаке с Катькой.

Из уст красногвардейцев слышатся революционные лозунги:

«Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!»

Глава 3

Эта глава отличается интонацией разбитной частушки. Она о том, что ребята, вступившие в Красную гвардию, хотят устроить «мировой пожар» революции «на горе всем буржуям».

Глава 4

На лихаче едут Ванька и Катька. Молодцеватый Ванька одет в солдатскую шинель. Он обнимает Катьку и развлекает её разговором.

Глава 5

Здесь рассказывается о развратной жизни Катьки. Раньше она гуляла с юнкерами, а сейчас стала гулять с солдатами.

Глава 6

Лихач снова несётся навстречу патрулю. Один из красногвардейцев командует другим, чтобы остановили сани, и стреляет в Ваньку. Но лихачу с Ванькой удалось уехать, а Катька — убита, ей пуля попала в голову. Катька остаётся лежать на снегу, а патруль идёт дальше.

Глава 7

Красногвардеец Петруха, нечаянно убивший Катьку, никак не может успокоиться. Петруха признаётся товарищам, что он любил Катьку и горюет, что она попала под пулю. Товарищи говорят ему, чтобы держал свои чувства под контролем, так как впереди предстоит борьба и тяжёлые испытания. Петруха немного успокаивается.

Заканчивается глава словами о том, что не грех голытьбе позабавиться грабежами квартир.

Глава 8

После убийства Катьки появилась у Петрухи скука смертная, и Петруха угрожает за свою зазнобу расправиться с буржуем Ванькой.

Эта глава написана в стиле разгульной народной песни и заканчивается обращением к господу, чтобы он упокоил душу рабы его.

Глава 9

Здесь звучат интонации городского романса и показан старый мир в образе буржуя, стоящего на перекрёстке и упрятавшего в воротник нос. Рядом с ним — паршивый пёс, поджавший хвост.

Глава 10

Вьюга так разгулялась, что не видно ничего за 4 шага.

Петруха восклицает: «Ох, пурга какая, спасе!» Товарищ ему говорит, что золотой иконостас не спас его от убийства, стыдит Петруху, что он бессознательный, коли призывает бога. Товарищи напоминают Петрухе:

«— Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!»

Глава 11

Все 12 красногвардейцев идут вдаль навстречу вьюге, готовые к отпору лютому врагу.

Заканчивается глава призывом:

«Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!»

Глава 12

Патруль идёт вдаль державным шагом. За ним ковыляет голодный безродный пёс. Его отгоняют, он скалит зубы, но не отстаёт.

Красногвардейцы переговариваются. Им кажется, что кто-то впереди машет красным флагом и «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома».

Красногвардейцы кричат, чтобы тот, кто прячется, выходил, предупреждая, что иначе начнут стрелять. Они стреляют, но только эхо от выстрела откликается да заливается в снегах долгим смехом вьюга.

Патруль идёт державным шагом, позади него плетётся голодный пёс. А впереди двенадцати красногвардейцев идёт невидимый за вьюгой Иисус Христос «в белом венчике из роз». Его фигура едва различима на фоне жемчужной снежной россыпи.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) поэмы «Двенадцать»: в начале революции могут присутствовать стихийность и жестокость, но есть надежда, что в дальнейшем она осуществит идеалы справедливости. Это символически показал Блок, поставив во главе красногвардейского патруля Христа.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского«Живые мощи» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«Чёрная курица, или Подземные жители» — краткое содержание и пересказ сказочной повести А. Погорельс…«Медный всадник» — краткое содержание поэмы А. С. Пушкина

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Это произведение является одним из самых ярких в русской литературе эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «12». Для проверки знания сюжета рекомендуем пройти тест, составленный по пересказу поэмы.

Главные герои

Отряд из двенадцатикрасногвардейцы.

Ванька бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

Краткое содержание

1

«Черный вечер. Белый снег. Ветер». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах», перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!».

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб».

На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба «сторонкой» проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг».

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови», заручаясь помощью высших сил: «Господи, благослови!».

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает», называя ее «толстоморденькой».

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами». Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души».

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Они налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу».

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы Петрухи «не видать совсем лица». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба» и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!».

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться».

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно», он хочет разогнать ее новыми убийствами: «Уж я ножичком полосну, полосну!»

9

В городе не слышно шума, на перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй», упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи усмехаются и спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: «От чего тебя упас золотой иконостас?». Они называют Петьку «бессознательным», ведь у него уже все равно «руки в крови», а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный».

11

В глаза ветром «бьется красный флаг». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг». Вьюга «пылит им в очи», но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир». Но «волк голодный», «пес безродный»«хвост поджал – не отстает».

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».

Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира». Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XX века.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написана поэма Блока «Двенадцать»?</h3>

    • <label>1916;</label>
    • <label>1917;</label>
    • <label>1918;</label>
    • <label>1919.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-blok/dvenadcat.html
  • https://blmb.ru/dvenadcat-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovaka.ru/books/blok/dvenadcat

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт