Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

illjustracija-Gore-ot-uma-Famusov-Chackij-M-Bashilov.jpg

Монолог «Вкус, батюшка, отменная манера…» является одним из ярких эпизодов знаменитой пьесы «Горе от ума» Грибоедова. Ниже представлен монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок). Текст монолога можно найти в действии II явлении 5 пьесы.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии «Горе от ума», текст эпизода, фрагмент, отрывок

(действие II, явление 5)Вкус, батюшка, отменная манера; На всё свои законы есть:Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством. Да это ли одно? возьмите вы хлеб‑соль: Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнёхонько, про всех готов обед. Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток. Извольте посмотреть на нашу молодежь, На юношей – сынков и вну́чат, Журим мы их, а, если разберешь, – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички?? – Как их возьмет задор, Засудят об делах, что слово – приговор, – Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, – никогда, Спаси нас боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся. Прямые канцлеры в отставке – по уму! Я вам скажу, знать, время не приспело, Но что без них не обойдется дело. – А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей; Судьи́ всему, везде, над ними нет судей; За картами когда восстанут общим бунтом, Дай бог терпение, – ведь сам я был женат. Скомандовать велите перед фрунтом! Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! А дочек кто видал, – всяк голову повесь… Его величество король был прусский здесь, Дивился не путем московским он девицам, Их благонравью, а не лицам; И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица как Москва.Конец монолога. Это был монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» из комедии «Горе от ума» Грибоедова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).Также смотрите другие монологи Фамусова из комедии «Горе от ума» — «Все вы гордецы…» и «Петрушка, вечно ты с обновкой…».Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Меню статьи:

Павел Афанасьевич Фамусов. Портрет.

Чтобы нам правильно понять этот монолог, надо сначала понять, а кто есть сам этот Фамусов и какую роль он играет во всей комедии А.С. Грибоедова? Сам себя он характеризует следующим образом: что он де «бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…» И еще добавил «Монашеским известен поведеньем!..» Нельзя сказать, что прямо так и есть… Но, во всяком случае, он хотел бы таким представляться. Однако его дочь Софья о нём другого мнения: «Брюзглив, неугомонен, скор» Однако в обществе он принят и мнением его дорожат. А еще скорее, это он дорожит мнением общества. И причём, очень дорожит!

Famusov.-Griboedova-Gore-ot-uma-2.jpg Будучи дворянином средней руки, он служит в каком-то неназванном казённом месте. Автор комедии намеренно не говорит о многих деталях, касающихся жизни его героев. Причина этому следующая: цель произведения показать общее состояние дворянской знати, от которой в то время зависели судьбы России. В лице Павла Афанасьевича писатель показал каждого представителя дворянства тех дней. И взят он был не с самого “верху” и не с самого “низу”, а как бы “посередине”. Вдовец, имеющий единственную дочь, воспитанием которой он себя не утруждал, доверивши ее няньке-француженке, ходил с одной заботой: лишь бы мнение было хорошее о нём И особенно “наверху”! Поэтому к делам у него было отношение такое: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их».

А к родственникам вот такое отношение: “Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки». И это считалось нормальным и правильным, и достохвальным.

Всё дело в том, что дочь Фамусова Софья, как ему кажется, девица на выданье. И папенька ее создает в доме своем такую атмосферу, что женихи стали виться вокруг Софьюшки, как мотыльки вокруг свечки… И вот одного «мотылька» Павлу Афанасьевичу рассудилось зацепить. Делает он это по своему выбору и исходя из своих интересов.

Похвала Московскому дворянству

Начало речи Фамусова совершенно не удачно: верный себе, он начинает хвалить московское дворянство.

А что именно он выделяет в этой похвале? Передачу дворянской знатности из семьи в семью! А по какому принципу? По принципу обеспеченности.

Московское гостеприимство

Московские девицы предпочтительнее всех остальных!

Тем временем Фамусов, увлекшись угождением обоим собеседникам, далеко ушел от цели своего путешествия по человеческим душам и их страстям.

Здесь называются известные, как видно, имена!:

Представьте сами, как слушать было современнику Грибоедова о себе или даме, о которой знали, что она любому даст отпор! Тут поистине не знаешь, плакать или смеяться.

Чтоб окончательно завоевать вояку Скалозуба, он велит московским дамам командовать перед фрунтом…

Гимн Москве

Устав под конец от своего хитроумного лавирования, Фамусов разражается заключительным аккордом, который превращает его вдохновенную речь в гимн Москве!

Перед тем, как начать свою двойственную речь, страстный почитатель столицы и всего столичного, Павел Афанасьевич уже начинал восхищаться Москвой.

Фамусов.21 век

Когда говорят о ком-то, что он, как живой, то это в любом случае означает, что он либо никогда не жил, либо умер. А об этом замечательном персонаже грибоедовской комедии можно сказать, что он не только живой, но и умирать, похоже, не собирается. Фамусов означает человека, который ищет повод быть известным. “Грех не беда, молва нехороша.” Это не его слова. Но это о нём. Именно молва и суть его души – это одно слово! От начала комедии и до самого конца его заботит только мнение людское. Причём богатых в веке сём!

Это есть самая большая движущая сила и самый скрытый мотив всех человеческих поступков на земле. Что обо мне люди скажут?..” Вкусы, манеры, законы.

Эти ценности кроются не в воздухе, который нас окружает, а внутри человеческого сердца («famоus»(англ.) знаменитый, известный, пресловутый).

Если бы по всей земле у всех людей была одна фамилия, происходящая от этого слова, то паспортные службы всех стран просто бы сломали себе голову от такой неразберихи… Поэтому фамилии у нас разные! Но они подчас не отражают суть и цель жизни каждого из нас. И недаром Александр Грибоедов с самого начала этого вдохновенного монолога вкладывает в уста Фамусова слова о создании семьи. И это первый закон для тех, с кого начинается всякое общество: муж и жена.

Этот закон настолько буквален, что даже приводится статистика, необходимая для вступления в брак.

«Будь плохинький, да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених».

Всё просто! Посчитай, сколько у тебя “родовых”, и узнаешь, подходишь ты или нет. Ну, а если ты хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат…” Вот так! «На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством».

Хотелось бы ненадолго задержаться на литературной особенности слога писателя. Заверение Фамусова “На нас не подиви” означает не что иное, как то, что его удивить невозможно. Ни его, ни круг людей, которых он здесь представляет и защищает. Дело в том, что во времена Грибоедова, равно как и в наше время человек не боялся играть словом – и в литературных целях, и хотя бы из желания показаться оригинальным. Но в данном случае автор рискует оказаться быть вообще непонятым! Он дошел, так сказать, до границы, которую уже переступать нельзя… И не переступил! Совершив такой словесный кульбит Грибоедов изловчился остаться в рамках стиля, слога и смысла комедии. И надо сказать, что он делал это не раз на протяжении всего произведения своего. Так, например, недалекому Скалозубу, он даёт возможность сказать необычное слово “ирритация”, но не дает ему возможности казаться изысканным, оставляя его тем не менее, глупцом.

А, может быть, такие слова были в ходу тогда у таких людей?.. И, может быть, они вовсе и не были тогда признаком изысканности, а как раз наоборот? Как я сегодня бы сказал: актуальное событие», что, несомненно, должно было бы значить, что оно, это событие, важное. Но если то же самое слово применить, например, к гусю, который тоже может быть очень важным, то станет ли он от этого действительно актуальным ?

Но Скалозуб Скалозубом, а нас сегодня интересует совсем другая личность, фамилия которой происходит от слова молва, известность, популярность. Наш досточтимый герой не останавливается на первом законе, законе создания семьи, как единственном. Он выводит на свет второй по значению закон: закон гостеприимства. Именно так этот закон не звучит. Нет закона под таким названием. Но вдохновенная фамусовская речь придает ему такое значение, которое имеет основная человеческая вера, вера в гуманизм!

Вообще проблему сосредоточенности на себе, которую писатель сконцентрировал в Фамусове, надо искать не в нём одном, а в глубинах человеческой души вообще! И, таким образом, перед нами вовсе даже и не комедия, а как раз даже самая настоящая трагедия… Во всех этих захватывающих событиях кто больше всего интересует Фамусова? Да кто! Так он же сам и есть! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Эти слова направлены не только к дочери, а ко всему окружающему миру… Что есть скучнее жизни для себя?!.. И сколько же людей это понимают?.. Мы ходим вокруг себя, как вокруг неприступной горы! И если даже и сделаем что-либо хорошее, так это только для того, чтобы продолжать это хождение. С каждым поколением фамусовщина захватывает человеческое сердце всё сильнее! Да это ли одно проблема?

Широта русской души удивительнейшим образом соседствует с беспробудным эгоизмом! Может быть, иностранным гостям есть исключение, как в нашей речи говорится? Да, есть!.. Для того, чтобы еще больше утвердиться в своем эгоизме! А.С. Грибоедову удалось в своём герое показать все тонкости и хитросплетения русского эгоизма. И особенно ярко в данном монологе! А может ли себялюбие носить чисто национальный характер? Да! Этим Фамусовым в определенных ситуациях может быть любой человек.

Важное сообщение для 9-классников!Пополнился  Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе: добавились монологи героев из комедии Грибоедова «Горе от ума».  Наизусть необходимо выучить только один из трёх монологов. Так как в учебники текст комедии отсутствует, размещаю монологи на блоге.Монолог ФамусоваПетрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь;Читай не так, как пономарь, *А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. — На листе черкни на записном,Противу будущей недели:К Прасковье Федоровне в домВо вторник зван я на форели.Куда как чуден создан свет!Пофилософствуй — ум вскружится;То бережешься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.Но память по себе намерен кто оставитьЖитьем похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался; все о нем прискорбно поминают.Кузьма Петрович! Мир ему! —А может в пятницу, а может и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.Она не родила, но по расчетуПо моему: должна родить…Монолог ФамусоваВот то-то, все вы гордецы!Спросили бы, как делали отцы?Учились бы на старших глядя:Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,Век при дворе, да при каком дворе!Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся — тупеем * не кивнут.Вельможа в случае * — тем паче,Не как другой, и пил и ел иначе.А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб:На куртаге * ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;Старик заохал, голос хрипкой;Был высочайшею пожалован улыбкой;Упал вдругорядь — уж нарочно,А хохот пуще, он и в третий так же точно.А? как по вашему? по нашему — смышлен.Упал он больно, встал здорово.Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович! Шутка!В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!Монолог ЧацкогоА судьи кто? — За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:Что старее, то хуже.Где, укажите нам, отечества отцы, *Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцы *Прошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали ртыОбеды, ужины и танцы?Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,Для замыслов каких-то непонятных,Дитей возили на поклон?Тот Нестор * негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников * не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!!Вот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи!Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высоким и прекрасным, —Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!! —Мундир! один мундир! он в прежнем их бытуКогда-то укрывал, расшитый и красивый,Их слабодушие, рассудка нищету;И нам за ними в путь счастливый!И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!Теперь уж в это мне ребячество не впасть;Но кто б тогда за всеми не повлекся?Когда из гвардии, иные от двораСюда на время приезжали, —Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали!Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/monolog-famusova-tekst-gore-ot-uma.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-monolog-famusova.html
  • http://yaplusti.blogspot.com/2010/10/blog-post_13.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт