Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького: описание, история жизни

illjustracija-staruha-izergil-gorkij-hudozhnik-b-dehterev-2.png

Старуха Изергиль является главной героиней одноименного рассказа М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Образ и характеристика старухи Изергиль, описание, история жизни в цитатах

Старуха Изергиль живет на берегу Черного моря под городом Аккерман в Бессарабии (сейчас Украина):

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.»

О внешности старухи Изергиль известно следующее:

«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.» 

«…куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами…» 

«…улыбаясь беззубым ртом.» 

«Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос, выбившихся из под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.» 

«…живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень.»

У Старухи Изергиль сухой, скрипучий голос:

«Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.» 

«Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века…» 

«Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом…» 

«Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой…»

Старуха Изергиль знает много сказок и легенд:

«…Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку.»

Изергиль любит рассказывать свои поучительные легенды молодым людям. Те с удовольствием слушают старую рассказчицу:

«Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все… И мне хорошо с ними.»

Изергиль прожила жадную жизнь. Она любит жить и петь:

«…хорошие минуты моей жадной жизни.»

«…Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

За свою долгую жизнь Изергиль много любила, у нее было много романов:

«А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..»

Старуха Изергиль — свободолюбивая личность. Она рвет цепи, которыми ее сковывает жизнь:

«…я порву цепи, как бы они крепки ни были…»

Изергиль никогда не была ничьей рабой:

«Он хотел сразу так себе взять меня, но я не далась. Я не была никогда рабой, ничьей.»

У Изергиль есть свои понятия о гордости и достоинстве. Она, например, прощает мужчинам побои, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощает побои гуцулу и продолжает встречаться с ним:

«Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»

При этом гордая Изергиль не прощает обидных слов. Так, она не простила поляку обидное слово и тут же рассталась с ним:

«…он сказал мне гордое, обидное слово. О! О!.. Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, – он был маленький, – подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. <…> Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним.» (о поляке)

Изергиль никогда не встречается со своими бывшими возлюбленными. Она разрывает отношения раз и навсегда:

«Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.»

Изергиль никогда не ползала за мужчинами, кроме одного — шляхтича Аркадэка:

«Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу.»

Изергиль родилась в городе Фальчи (сейчас город в Румынии) на берегу реки Бырлад:

«Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада…» 

«…я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлад…»

В молодости Изергиль много работала:

«Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти.»

Молодая Изергиль была живой, как солнечный луч:

«Я, как солнечный луч, живая была.»

В молодости Изергиль была красавицей:

«Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!..»

«Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.»

В 15 лет Изергиль встретила свою первую любовь — молдаванина-рыбака:

«…и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. <…> Он был рыбаком с Прута… <…> …только поет да целуется, ничего больше!»

Второй возлюбленный Изергиль был гуцулом (жителем Карпат):

«Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их… <…> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… <…> Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова.»

Затем Изергиль влюбилась в старого богатого турка в Бухаресте и прожила в его гaреме целую неделю:

«А то еще турка любила я. В гaреме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, – ничего… Но скyчно стало… – всё женщины, женщины… Восемь было их у него… <…> Он был уж немолодой, этот турок. <…> Богатый он был, этот турок.»

Из гарема Изергиль бежала в Болгарию с сыном турка. Этот 16-летний юноша вскоре умер. Самой Изергиль было 30 лет на этот момент:

«И сын у него уже был – черненький мальчик, гибкий такой… Ему лeт шeстнaдцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом Паланку… <…> Мальчик? Он умер, мальчик… <…> Вдвое старше его я была тогда уж.»

В Болгарии Изергиль встречалась с мужчиной, у которого была жена или невеста. Обиженная женщина однажды напала на Изергиль:

«Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню.»

После этого Изергиль залечивала раны в Польше в монастыре. Здесь она познакомилась с монахом-поляком, с которым ушла в Польшу:

«Хворала я долго в монастыре одном. Женский монастырь. Ухаживала за мной одна девушка, полька… и к ней из монастыря другого – около Арцер Паланки, помню, – ходил брат, тоже монашек… Такой… как червяк, всё извивался предо мной… И когда я выздоровела, то ушла с ним… в Польшу его. <…> Да… с тем, маленьким полячком. Он был смешной и подлый.»

Расставшись с монахом, Изергиль попала к одному еврею и работала на него:

«Дошла до города Бохнии. Ж*д один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. <…> И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня.»

Здесь же в Польше за Изергиль ухаживали богатые паны и дрались между собой из-за нее. Один пан буквально обсыпал ее золотом, но гордая Изергиль прогнала его, потому что любила другого:

«Это им дорого стоило. Дрались из за меня они, разорялись. Один добивался меня долго… <…>Да, выгнала я его, хоть он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом.»

В это время Изергиль любила одного хорошего, храброго поляка с изувеченным лицом, но тот вскоре погиб:

«Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Всё лицо было у него изрублено крест накрест саблями турок… <…> он любил подвиги… <…> О, этот, рубленый, был хороший человек! <…> Наверное, ваши убили его во время бунта.»

Также Изергиль встречалась с венгром, который был убит, судя по всему, другим ее поклонником:

«Знала также я и венгра одного. Он однажды ушел от меня, – зимой это было, – и только весной, когда стаял снег, нашли его в поле с простреленной головой. Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…»

Наконец Изергиль выкупила себя у своего хозяина и стала независима. Она жила в Кракове и была богата:

«А с ж*дом я уже кончила, много денег дала ему… И уже в Кракове жила. Тогда у меня всё было: и лошади, и золото, и слуги…»

Когда Изергиль было около 40 лет, она встретила свою последнюю любовь — красивого шляхтича Акадэка. Изергиль любила его, а он смеялся на ней:

«О Польше… Да, там я сыграла свою последнюю игру. Встретила одного шляхтича… Вот был красив! Как черт. Я же стара уж была, эх, стара! Было ли мне четыре десятка лет? Пожалуй, что и было… А он был еще и горд, и избалован нами, женщинами. Дорого он мне стал… да.» 

«И тот там же поет… Аркадэк мой.»

Чтобы спасти шляхтича Акадэка из плена, Изергиль совершила убийство. Освободив Аркадэка из плена, она рассталась с ним:

«…свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. <…> Он и задохнулся…»«Я посмотрела на них… Мне тогда стало – помню – только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!»»

Затем Изергиль уехала в Галицию, затем в Добруджу а после поселилась под Аккерманом в Бессарабии, где живет уже 30 лет:

«Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трех десятков лет живу здесь.»

40-летняя Изергиль вышла замуж за молдаванина, с которым прожила 30 лет. Ее муж умер за год до событий, описанных в рассказе:

«И вот уже около трех десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени.»

Старая одинокая Изергиль доживает своей век, рассказывая сказки молодежи:

«И живу я вот! Одна живу…»

Критика об образе старухи Изергиль

«Сколь разнообразные впечатления пережила старуха Изергиль, сколько у нее было привязанностей, и она, выросшая на лоне природы, всегда выходила победительницей, свободно и без сожаления порывая эти привязанности, когда замечала, что они посягают на ее свободу пользоваться жизнью.Многие ее любили и она многих любила, но особенной любовью она пылала к поляку Аркадэку. <…> 

Она угомонилась и уже третий десяток лет живет средь молдаван, под Аккерманом, в Бессарабии. Молдаванская молодежь напоминает ей ее молодость, и теперь, на пороге смерти, старуха Изергиль, окруженная молодой жизнью и чудной природой, молодо восклицает: «мы любим петь…». <…> 

Герои М. Горького… в союзе с могучей природой наслаждаются веселой свободой, подобно старухе Изергиль… до глубокой старости бодро проводящей жизнь с молодыми молдаванами под Аккеррманом, в Бессарабии, на морском берегу…»

(«Корифеи новейшей русской литературы. В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький» : критические очерки», Одесса, 1912 г.)

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Изергиль имела все возможности для реализации своего потенциала (воспользовалась она этим или нет – это уже другой вопрос), но женщина всегда делала выбор, руководствуясь исключительно своей, в некой мере, эгоцентрической позицией. Это не значит, что она должна была всю жизнь прожить с одним человеком и так же ткать с утра до ночи ковры – но резкость ее поступков непростительна. Вопрос выбора – это еще одна проблема рассказа. Какая жизненная позиция будет правильной? Всегда ли нужно поступать так, как поступают с тобой? Изергиль могла жить как угодно и остановится в любой момент, но желание любить и дарить любовь другим преобладало в ней до самой старости.

1539860115_191731.jpgСтаруха Изергиль образ и характеристика по плану

В 

1. Общая характеристика. Старуха Изергиль — главная героиня одноименного рассказа М. Горького. Эта женщина прожила очень долгую жизнь (около семидесяти лет), испытала множество радостей и бед. Богатый житейский опыт сделал старуху Изергиль очень мудрой. Она знает большое количество древних преданий и легенд, имеющих глубокий философский смысл.

В 

2. Внешний вид. Внешне старуха похожа на ведьму: «заостренный подбородок с седыми волосами» и «сморщенный нос», напоминающий «клюв совы», «на месте щек … черные ямы», «пепельно-седые волосы». Лицо и руки Изергиль покрыты сетью морщин. Отталкивающую картину дополняет скрипучий голос. Глядя на это старое, изможденное временем тело, невозможно представить, что когда-то старуха тоже была молодой красивой девушкой.

В 

3. История жизни. В молодости Изергиль была очень веселой и беззаботной. Переизбыток сил позволял ей с легкостью работать «с восхода по закат», а затем всю ночь петь и гулять с парнями. Изергиль впервые познала любовь к мужчине в возрасте пятнадцати лет. Ее избранником оказался простой рыбак. Но он быстро наскучил энергичной и свободолюбивой девушке. Ее душа тянулась к смелым и мужественным людям, живущим опасной жизнью.

Молодая молдаванка познакомилась с гуцулом (представитель этнической группы украинцев, проживающих на Карпатах). Изергиль понравился его неукротимый характер. Однако и этот роман был недолгим, так как гуцула вскоре казнили. Вероятно, Изергиль принимала участие в мести человеку, который предал ее любимого.

В поисках новых острых ощущений Изергиль довелось побывать даже в турецком гареме. Но и на этот раз она испытала скуку от богатой однообразной жизни. Девушка сбежала вместе с сыном хозяина гарема — совсем молодым мальчиком, который умер «от тоски по дому, или от любви».

Следующим любовником Изергиль был «маленький полячок», с которым она переехала в Польшу. Он быстро ей надоел. Во время ссоры женщина просто взяла и бросила «полячка» в реку. Оказавшись без мужской поддержки, Изергиль стала торговать собой. Но она все же не опустилась до положения женщины, готовой на все ради денег. Мужчины дрались и разорялись, чтобы добиться ее благосклонности.

Молодость Изергиль быстро прошла. Дожив до сорока лет, она поняла, что уже не может с легкостью покорять мужчин. В этом возрасте ее настигла последняя настоящая любовь к одному «шляхтичу». Постаревшая женщина впервые узнала, что значит быть брошенной любимым человеком. Чтобы вернуть любимого, она пошла на преступление: убила часового и освободила пленных поляков.

Изергиль в очередной раз доказала, что никому и никогда не покорится. Она отвергла благодарность любимого и рассталась с ним. Годы уже не позволяли женщине вести прежнюю вольную жизнь. Изергиль вернулась на родину и вышла замуж. Ее супруг умер год назад. Теперь Изергиль доживает свой век, глядя на счастье молодых людей и сравнивая с ними свою жизнь.

В 

4. Жизненная философия. Изергиль ни о чем не жалеет. Она уверена, что молодость и здоровье даны человеку для того, чтобы щедро растратить их. Любовь к яркой насыщенной жизни — вот что Изергиль считает главным. Лучшим утешением для старой женщины являются окружающие ее молодые здоровые люди, которые всецело отдаются любви и работе.

Она упрекает рассказчика (и русских в целом) за скучную и однообразную жизнь («мрачные все, как демоны»). Многочисленные романы и путешествия по разным краям позволили Изергиль сполна насладиться своими лучшими годами. Она не видит ничего позорного в своей жизни, ведь ее душа всегда оставалась независимой.

Изергиль никто не покорял, она сама выбирала мужчин, которые ненадолго привлекали ее внимание. Каждому периоду жизни Изергиль соответствует определенный тип любви: страсть к гуцулу, жалость к молоденькому турку, насмешка над поляком, готовность на смерть ради «шляхтича», искренняя привязанность к мужу.

Изергиль рассказывает собеседнику две сказки, выражающие две крайние точки зрения на смысл человеческой жизни. В предании о Ларре осуждается чрезмерная гордыня, обрекающая человека на вечное одиночество. История Данко — гимн самоотверженного служения всему человечеству ценой собственной гибели. Жизнь Изергиль — золотая середина между этими крайностями. Гордый характер женщины не отдаляет ее от людей, а позволяет сохранять собственное достоинство в любой ситуации. Изергиль тоже способна на бескорыстный подвиг, но пойдет на него только ради одного конкретного человека, а не из-за отвлеченной общей идеи.

Образ Изергиль в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горького очень сильный и глубокий. Эта женщина прожила яркую, насыщенную эмоциями жизнь, полную приключений и страстей. Поражает мудрость, любовь к жизни, удивительная память и своеобразная натура главной героини.

Внешность старухи Изергиль

Автор подробно описывает черты старухи Изергиль, в которых угадывается её былая красота.

“Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос…”.

Внешность героини создаёт резкий контраст с теми образами, которые рисует автор, изображая её жизнь в молодости. Завораживает, кажется нереальным то, что эта “сухая старуха”, “без крови, без желаний” когда-то была невероятно красивой женщиной. В повествовании много косвенных указаний на то, как красива была героиня в молодости: мужчины падали к её ногам, дарили дорогие подарки, отдавали все свои богатства за возможность осыпать её золотом.

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Образ старухи Изергиль

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве. Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

В статье дана подробная характеристика образа старухи Изергиль из одноимённого рассказа М. Горького.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

История персонажа

Старуха Изергиль — персонаж одноименного произведения, состоящего из трех, на первый взгляд, не взаимосвязанных частей. Женщина, пережившая много проблем и испытаний, через свои рассказы демонстрирует отношение к обществу, людям, моральным ценностям.

История создания персонажа

Идея рассказа пришла Горькому в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».

Работа над сочинением увлекала Горького. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» Максим Горький признавал лучшим творением. Создавая образ Данко, Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.

Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но при анализе сочинения просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.

Образ и судьба старухи Изергиль

Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и поучительные истории. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.

Первая история о Ларре гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном.

Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.

Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с событиями из насыщенной жизни пожилой женщины. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине.

В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои. Каждого мужчину женщина горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены героиня воспринимает простодушно, говоря, что главное — чтобы человек был открыт к ней.

Характеристика героини интересна тем, что она не забыла, каково это — быть юной и с интересом жить. А на пороге смерти пытается научить других любить, жаждать, ясно видеть и остро слышать. И глубоко сожалеет, что у молодого поколения нет того запала, что был у нее и других героев легенд.

История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.

Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Кто-о намеренно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Теперь огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко — это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть — важнейшая в повествовании.

Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.

Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастность. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.

Рассказ старухи полон специфичных оборотов, отличается от стилистики повествования, с которого начинается произведение. Разговорная манера берет верх над стройностью речи. От этого легенды звучат аутентично и захватывающе. Старуха воплощает собой жизненную энергию, а ее герои — человеческие пороки и добродетели. Через нее Горький транслирует идею полной жизни, в которой нет ограничений и рамок, безделья и пассивности.

Старуха Изергиль в фильмах

По мотивам предания о храбром и самоотверженном Данко в 1967 году «Киевнаучфильм» выпустил мультипликационную картину «Легенда о пламенном сердце». Рисованный мультфильм идентичен истории, рассказанной героиней произведения. Закадровый текст скрипучим голосом читала артиста Ольга Коваленко.

Еще одна экранизация, которая основана на рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра» — «Табор уходит в небо» 1976 года. Роль Изергиль в фильме сыграла советская артистка Мария Ростиславовна Капнист.

Цитаты

И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень.

Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.

И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!

Библиография

  • 1895 — «Старуха Изергиль»

Фильмография

  • 1967 — «Легенда о пламенном сердце»
  • 1976 — «Табор уходит в небо»

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/obraz-harakteristika-staruha-izergil-gorkij.html
  • https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/staruha-izergil.html
  • https://ote4estvo.ru/176825-staruha-izergil-obraz-i-harakteristika.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/obraz-izergil-v-rasskaze.html
  • https://24smi.org/person/6305-starukha-izergil.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт