Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина

Дорогие ученики, предлагаем вам в помощь при написании сочинения наше видение маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Тема маленького человека – очень популярная в классической русской литературе. Она не остается без внимания таких классиков, как Пушкин и Гоголь. Интересно, что они очень хорошо относились друг к другу. Гоголь считал Пушкина светилом русской литературы. Пушкин в свою очередь воспринимал Гоголя как интересного человека и хорошо отзывался о его «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Главными героями гоголевских произведений очень часто становились не богатые люди с высшего общества, а простые люди со сложными судьбами. Ставя в центр повествования маленького человека, он пытался обратить внимание на тяжесть их бытия. Критики часто обвиняли писателя в том, что его персонажи никому не интересные. Все они нищие, бедные и имеют много пороков. Но Гоголь упорствовал и стоял на своем. Он считал, что судьба таких людей не менее интересна.

Образ маленького человека очень глубоко раскрывается в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Главным героем этого произведения является Евгений. Это простой чиновник, который живет в Петербурге и мечтает о прекрасном будущем со своей возлюбленной Парашей. Но в один момент река Нева выходит со своих берегов, затапливает город и его мечты рушатся. Дом его возлюбленной оказывается охвачен водой, и девушка погибает. Для самого Евгения это становится большой трагедией. Отчаявшись, он сходит с ума и вскоре умирает.

Почти во всех произведениях Гоголя присутствует образ маленького человека. Но особое внимание уделяется ему в «Петербургских повестях». Ему понравилась идея Пушкина: показывать жизнь маленьких людей в большом городе. Именно поэтому центром событий становится большой и яркий город Петербург. О петербургской жизни Николай Гоголь знает почти все. Материалом для повестей стала его собственная жизнь. Он часто вспоминал, как попал в Петербург еще девятнадцатилетним юнцом. Тогда ему пришлось работать здесь обычным чиновником. Хотя ехал он туда, как и все провинциалы, с большими надеждами на тихий и мирный приют огромного, красивого и яркого города. Но Петербург встретил его не с распростертыми объятиями и не поздравил с новой городской жизнью, засветив ярко огни. Он буквально выталкивал его из себя. На фоне всех прекрасных дворцов и больших домов Гоголь смог рассмотреть крошечные дома, где жили те же люди, вот только с другими характерами, амбициями и судьбами. В произведениях Гоголя маленький человек всегда в конце умирал. Он считал, что это единственно возможный и логический конец повествования.

У Пушкина так же, как и в Гоголя, маленький человек существовал одновременно в двух мирах. Один из них был выдуман и назывался «мечтой», другой был реальностью. Так Евгений из поэмы «Медный всадник» был мечтателем. Пушкин несколько раз подчеркивает то, что он часто мечтал о спокойном и счастливом будущем. Но как только в его жизни произошла трагедия, мир мечты рухнул. Герой оказался к этому не готов: он остался ни с чем и сошел с ума. То же самое происходит и в повести Гоголя «Шинель», когда главный герой Акакий Акакиевич собирает по копейкам деньги на шинель, о которой мечтал всю свою сознательную жизнь. Он покупает ее, и его мечта становится реальностью, но ненадолго. Кто-то ворует эту ценную вещь прямо из-под носа у главного героя. Для Акакия Акакиевича это становится большой трагедией, он не выдерживает такого напряжения. Его мир мечты также утопает в реальности и растворяется. Коллеги по работе пытаются как-то помочь ему и собрать деньги на новую шинель, но возможности их ограничены. В конце концов, они собирают самую малость, этого не хватает, чтобы купить новую шинель или хотя бы вернуть покой главному герою. Таким образом, Акакий Акакиевич в конце повести по распределению Гоголя умирает. Но все же после смерти он пытается вернуть в этот город толику честности и справедливости. Акакий остается в городе и в виде привидения нападает на богатых и пытается забрать у них шинель.

Также Гоголь унаследовал од Пушкина сочувствие к своим героям. Так, например, Пушкин в поэме «Медный всадник» сочувствует Евгению. Он несколько раз использует слово «бедный», описывая героя, и речь идет не о материальном положении. Автору жаль своего маленького человека, но он скудо, бедно говорит об этом. Гоголь также в повести «Шинель» использует слово «бедный» по отношению к Акакию Акакиевичу. Великие классики русской литературы оказываются единственными, кому приходит в голову пожалеть этих бедняг. Потому что и в пушкинских произведениях, и в гоголевских окружение героев не понимает их. Люди не испытывают сочувствия. Когда пушкинский Евгений сошел с ума от горя и скитался по улицам, некоторые сторонились его, а некоторые и вовсе насмехались над ним. То же самое видим и в гоголевской «Шинели». Там герой также остается один на один со своим горем. От этого им еще тяжелее. Писатели пытаются показать, что трагедия маленького человека не только в том, что он глубоко несчастлив среди петербургской роскоши. Также ему тяжело по той причине, что другие не оказывают ему помощь, не видят глубины его страданий.

В повестях Гоголя маленький человек обладает большой робостью. Он смирен и кроток. Герой, окруженный чужой роскошью, чувствует себя очень неуютно в большом городе. Он считает себя ниже других не только по статусу, но и по жизни. Гоголевский маленький человек чувствует превосходство других людей над ним. Это морально давит на него. В то же время, его герой прекрасно осведомлен обо всех политических государственных делах, но не считает, что имеет право на высказывание своего мнение по поводу этого. Однако вернемся к сюжету повести Гоголя «Шинель». Этот молчаливый и покорный Акакий Акакиевич перед смертью начинает говорить все, что он думает о так званых «высших людях», и проклинает их ругательными словами. Пушкинский Евгений ведет себя точно также. Окончательно обезумев, но поймав луч разумного просвета, он отправляется к памятнику Петру I. Евгений обвиняет его не только в гибели своей невесты, но и в том, что он построил этот город, несмотря на опасения наводнения. Образ маленького человека является ключевым в творчестве, как Пушкина, так и Гоголя. Свое начало он берет в произведениях Александра Сергеевича, но более обширным и интересным становится под воздействием пера Николая Васильевича Гоголя. Их «маленькие люди» имеют много общего, но они не идентичны. Между ними есть и незначительные отличия.

Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума»). Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача — отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек — представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.

В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада.

В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 — начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему «маленького человека», только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть «Станционный смотритель», входящая в цикл «Повестей Белкина». Пушкин сочувствует своему герою.

Изначально его жизнь складывается нелегко.

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием».

Но, герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар «сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу», Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

Евгений, герой «Медного всадника», похож на Самсона Вырина. Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе «Капитанская дочка» в разряд «маленьких людей» входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество — сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: «Береги честь смолоду». Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Пушкин выдвигает в них демократическую темумаленького человека (повесть «Станционный смотритель»), предваряющую собой «Шинель» Гоголя.

Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:

«Повести Белкина» явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка») Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть «Станционный смотритель»), предваряющую собой «Шинель» Гоголя. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.5. Романы, повести. — М: Государственное издательство Художественной литературы, 1960.

«Повести Белкина» явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого дидактизма «Станционный смотритель» Пушкина клал конец влияниюсентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.

Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».

Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, — с устремлениями самого поэта.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, — достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». — Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов». А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 3. Изд. АН СССР, М. — Л., 1937.

Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя. Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:

«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

… Я здоров, и сына ЯнаМне хозяйка родила.

Далее он сообщает и о других новостях будничного, трудового обихода в эпическом деловом тоне, со всеми подробностями:

Дочь моя живет в Лизгоре;Жив, иль нет, узнаешь сам.

Но в будничный, незатейливый быт „маленького человека“ неожиданно врываются черты мужественной боевой героики. Оказывается, что и с мальчуганом, которого родила „хозяйка“, связываются далеко не идиллические ассоциации:

Деду в честь он назван Яном:И стреляет из ружья».

Герой „Песен“, так называемый „маленький человек“, переставший быть „маленьким“, преображенный, возвеличенный освободительной борьбой. Тем самым Пушкин создал художественные образы, перерастающие рамки дворянской идеологии, наполненные глубоко демократической зарядкой.

В более поздний период тот же Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта — того, который противопоставляет себя самодержавию:

«Глубокая закономерность, органичность для последекабрьского Пушкина темы Петра убедительно подтверждается всем дальнейшим ходом его творчества, в котором эта тема становится одной из ведущих, центральных тем, наполняясь, как мы далее убедимся, все более сложным идейно-философским и социально-историческим содержанием, приобретая все более проблемный характер, обусловленный постановкой и художественной разработкой Пушкиным именно на этой теме центральных вопросов своей современности и русской исторической жизни вообще — об отношении между государством и личностью, самодержавной властью и простым «маленьким» человеком, о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа. Именно эта проблематика окажется в центре таких произведений Пушкина, связанных с темой Петра, как «Арап Петра Великого», как «Полтава», как глубочайшее из созданий поэта — «петербургская повесть» в стихах, «Медный Всадник». Первым в этом ряду, как бы сжатым, концентрированным введением во все последующее и является стихотворение «Стансы». Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1967.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Пушкин А. С.» Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина Пушкин А. С. все сочиненияПушкин А. С. краткие содержания

В своем творчестве Пушкин не единожды обращается к теме «маленького человека». Все потому что этот образ, как образ большинства людей того времени (простых, рабочих людей), очень волнует и тревожит писателя. Пушкин проникся глубочайшим уважением и необычайно большой любовью к русской культуре и традициям, которые воплощает в себе именно народ. Писатель обращает наше внимание не на богатого человека, чем-то отличившегося, который являлся главным образом того времени, нет, Пушкин впервые из всех писателей пишет именно для народа, создавая образ совершенно обычного, небогатого человека, который будет гораздо ближе к читателю, нежели богатый дворянин.

Человек из простого народа и является так называемым «маленьким человеком». Именно простого русского человека он считает своим читателем, именно для обычных людей он творит. Он пишет свои произведения ориентируясь на этот образ, который его вдохновляет. Кроме бесспорного таланта Пушкина, именно умение понять душу и быт простого человека и способность отразить это в своих произведениях, сделало его известным не только в кругах «высшего общества», но и среди простого народа. Он стремился чтобы его творения стали доступны для прочтения и понимания любого читателя, в том числе и простого русского человека из народа. Именно поэтому он так любим русским читателем как своего времени так и поныне.

Он создает образ «маленького человека», чтобы акцентировать внимание на недооцененности и униженности простых русских людей, без которых государство не существовало бы вовсе. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно они, а не депутаты и чиновники, являются главной силой и мощью государства. Их много. Эти люди могут многое, но к сожалению, не понимают, что они ничем не хуже богачей, так как их убедили в том, что они хуже. Их убедили в том, что в стране должно быть так, что одни люди живут хорошо, а другие просто выживают для того, чтобы эти люди жили хорошо. Пушкин пытается образумить людей, он пытается донести мысль о всеобщем равенстве, хоть и не выражаясь прямо. Потому что русский народ заслуживает уважения. На его могучих плечах держится страна.

Полезный материал по теме: Скачать Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина

<legend>Tags</legend>ОбразмаленькогочеловекавтворчествеА.С.Пушкина

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/malenkij-chelovek-v-proizvedeniyax-a-s-pushkina-i-n-v-gogolya.html
  • https://studbooks.net/763249/literatura/obraz_malenkogo_cheloveka_proizvedeniyah_pushkina
  • https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-aspushkina

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт