Описание картины Виктора Васнецова «Царевна-лягушка»

Волшебные сказки, эпические былины и исторические предания русского народа были основной темой в творчестве русского художника и архитектора В.М. Васнецова. «Царевна-лягушка» стала одной из лучших его работ, посвящённых русскому эпосу.

Содержание

Главная героиня картины

Центральный персонаж сама Царевна-лягушка в образе девушки. Картина иллюстрирует эпизод, когда, сбросив лягушечью шкурку, Царевна во время пиршества так самозабвенно и заразительно танцует, что невольно залюбуешься. Изящная и грациозная, высокая и статная красавица, лоб которой украшает невысокий, в самоцветах кокошник-корона, уже ошеломила пирующих чудесно возникшим озером с белоснежными лебедями. И теперь пустилась в пляс, заражая гостей и музыкантов энергией и весельем, совершенно не теряя при этом царское достоинство.

На холсте героиня изображена со спины. Зритель только успевает уловить её благородный профиль с прикрытыми глазами, сомкнутыми губами и приподнятым подбородком. Кажется, ещё мгновение, и сцена совершенно изменится – настолько динамично изображение.

Изумрудный развевающийся наряд, длинные тёмно-русые косы, лёгкий платочек в правой руке – художник искусно отобразил не просто движение, а вихрь танца, которым увлечена Царевна.

Изящные сапожки героини в этом вихре только мелькнули в притопе каблучков.

music-228x300.jpgМузыканты

По обе стороны от танцующей Царевны музыканты. Они залихватски пританцовывают сами, сидя на резных скамьях и по-молодецки встряхивая кудрями. При этом совершенно виртуозно владеют своими инструментами: гуслями, балалайками, рожками…

На них цветные праздничные кафтаны, на ногах красные сапожки. Это наряды для особых случаев, таких как этот царский пир.

Сияющие глаза музыкантов восхищённо следят за каждым движением прекрасной Царевны.

Терем

Сюжет, изображённый на холсте, развивается на парадном крыльце царского терема – слева видны красные перила. По-видимому, пир был так велик, что столы пришлось ставить и в палатах, и на роскошном крыльце-шатре. Часть стола с резными цветными ножками видна справа: на нём белая скатерть, изящная посуда и царские яства.

Здесь, как и вообще в богатых палатах, по русским обычаям стены расписаны дивными узорами, сказочными сюжетами и яркими цветами. На паркетном полу под ногами Царевны лежит вышитый ковёр.

Задний план картины Васнецова

Царевна танцует на фоне 3-арочного проёма, в котором открывается живописная панорама: чудесное озеро и прекрасные птицы на его глади, созданные Царевной-лягушкой. За ними деревенька, на улицах которой вовсю идёт гуляние с хороводами. За домами поле золотое и тёмная полоса леса. Над всей этой жизнерадостной картиной – светлое небо с пушистыми облаками и пролетающие грациозные лебеди. Пейзажный фон делает картину более реалистичной, наполняет её воздухом.

Полотно Виктора Михайловича Васнецова «Царевна-лягушка» с тщательно прописанными деталями и персонажами убедительно и мастерски передаёт праздничную и самобытную атмосферу мудрой сказки и истинной мечты русского народа о доброте и счастье.

Смотрите также BabaYaga-165x110.jpgКартина Васнецова Баба ЯгаЗагадка Царевны-Лебедя Михаила ВрубеляВыбор жизненного пути в картине Васнецова «Витязь на распутье»Картина Кустодиева «Большевик» — отпечаток истории

Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.

Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.

Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.

Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880

Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881

Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882

Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884

Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889

Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898

Васнецов, Снегурочка, 1899

Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926

Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926

Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918

Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926

Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин, Иван-царевич, 1899

Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год

Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год

Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Иван Билибин, Сказка о золотом петушке

Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902

Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902

Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин, Бояре

Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900

Известный русский художник Виктор Васнецов написал знаменитое полотно «Царевна-лягушка» в 1918 году. Главным элементом этой картины является фигура молодой девушки; ее руки раскинуты в стороны, голова запрокинута, художник изобразил её в танце.

На девушке надето удивительной красоты расшитое платье изумрудного цвета, под ним виднеется ослепительно белая сорочка, в руке у неё лёгкий платок. Изображена она спиной к зрителю, поэтому мы видим только её густые длинные волосы. Музыканты, играющие танцевальную мелодию, улыбаются и смотрят на неё с восхищением, видимо девушка отличается неземной красотой.

Если вспомнить известную сказку, то становится понятно, что в следующее мгновенье Василиса Премудрая покажет всем своё удивительное волшебство: после взмаха одной рукой появится озеро, после взмаха другой — по нему поплывут прекрасные лебеди.

Красиво изобразил Васнецов царские палаты, в которых танцует Царевна-лягушка: резные ножки столов, роспись пола затейливым орнаментом, столы покрыты белыми скатертями и разнообразными угощениями.

На заднем плане художник показал озеро с белыми лебедями, за ним — деревенские избы, березки, поле. Небольшой, но красиво поданный кусочек пейзажа добавляют картине дополнительного реализма.

На этом полотне Васнецов попытался передать душу и красоту русского творчества, вдохновения, самобытность русского народа.

Год написания картины: 1918.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия.

Картина «Царевна – лягушка» написана знаменитым русским художников Васнецовым В.М. в 1918г. В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.

Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.

Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.

На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.

Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве. На данный момент картина находится в Доме-музее Васнецова В.М. в Москве.

mp-3 плейер

(музыкальное сопровождение)

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Сказочные картины Виктора Васнецова

 

Ковер-самолет

Ковер-самолет

Царевна-Несмеяна

Царевна-Несмеяна

Аленушка

 

Аленушка

Три царевны подземного царства

 

Три царевны подземного царства

Ангел с лампой

Ангел с лампой

Царевна-Лягушка

Царевна-Лягушка

Баба Яга

Баба Яга

Баян

 

Спящая царевна

Блаженство рая

Снегурочка

Богатыри на конях

Богатыри

Богатырский скок

Кащей Бессмертный

Искушение Евы Змием

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Иван-Царевич на Сером Волке

Варяги

Иван-царевич и Лебедь

Гусляры

Витязь на распутье

 

Прощание Олега с конем. Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина

 

Встреча Олега с кудесником

 

Гамаюн — птица вещая

    Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

     Васнецов — основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам сказания «Слово о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881),»Три богатыря» (1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений («Три царевны подземного царства», 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.  Для своей картины «Аленушка» художник долго не мог найти модель. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

     Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

     Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»… Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.

          Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов также был художником — отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

     В 1900 году  Апполинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств, затем  руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

     Внук Виктора Васнецова, Андрей Васнецов, тоже стал художником, впоследствии — основоположником так называемого «сурового стиля». В 1988—1992 гг. Андрей Васнецов был председателем Союза художников СССР, деействительным членом Российской Академии художеств, с 1998 — член Президиума.  Был почётным председателем Фонда Васнецовых.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/tsarevna-lyagushka
  • https://www.livemaster.ru/topic/2302639-v-gostyah-u-skazki-skazochnye-personazhi-na-polotnah-hudozhnikov-vasnetsova-i-bilibina
  • https://opisanie-kartin.ru/vasnetsov-viktor/carevna-lyagushka-2/
  • https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-carevna-lyagushka/
  • https://artgalereya.mirtesen.ru/blog/43347969222/skazochnyie-kartinyi-viktora-vasnetsova

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт