Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади

Мысль установить великому поэту памятник появилась сразу после его кончины в 1837 году. Друг и учитель Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул императору Николаю I, что следовало бы почтить память поэта. Однако идея не получила ни поддержки власти, ни необходимого финансирования. Ведь до этого памятники ставили только государственным деятелям.

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади — популярное место встречи у нескольких поколений москвичей. Монумент возвели ещё в конце XIX века по инициативе выпускников пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея. До Пушкина памятники ставили только государственным деятелям.

История создания

В 1870 году выпускники пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея объявили всенародный сбор средств и получили разрешение на установку монумента.

В 1875 году был проведен открытый конкурс проектов памятника поэту, победителем в нем стал Александр Михайлович Опекушин. Скульптор в течение нескольких лет искал образ поэта, было сделано сотни эскизов, гипсовых макетов. Но главное оставалось неизменным – изобразить поэта задумчивым, углубленным в собственные мысли, обдумывающим очередное произведение.

К работе над пьедесталом Опекушин привлек архитектора Ивана Семеновича Богомолова, который создал изящные ступени, невысокий цоколь, 18 гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой стороне и гирляндами литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около монумента завершили композиционную задумку архитектора.

Место для установки памятника было определено в Москве в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская), на противоположной стороне от Страстного монастыря. По различным причинам открытие откладывалось несколько раз, и наконец 6 июня 1880 года в день рождения поэта памятник торжественно открыли. В мероприятиях, приуроченных к этому событию, участвовали Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Иван Аксаков.

В 1937 году облик Страстной площади навсегда изменился. Большевиками был уничтожен Страстной монастырь, а площадь переименовали в Пушкинскую. Памятник поэту тоже постигли перемены – в 1950 году его перенесли на другую сторону Тверской улицы (тогда ул. Горького) и развернули на 180 градусов, считается, что раньше это было место колокольни Страстного монастыря.

Памятник поэту сегодня

В современном городе бронзовая скульптура поэта на высоком пьедестале оказалась в самом людном месте, уже несколько поколений влюбленных назначают встречи у памятника Пушкину.

По-настоящему народный памятник, созданный на народные деньги, как дань уважения поэту украшает цитата из его стихотворения:

Фотогалерея
Фото и видео архив
Инфографика

364401.400x292.jpgВстречаемся у Пушкина!Подборка памятников русским писателям и поэтам

Автор: · 19.09.2020

Многомудрый Литрекон ценит вклад А.С. Пушкина в русскую культуру, поэтому с удовольствием взялся за описание его памятника в Москве. Эта скульптура является интересной достопримечательностью и украшением столицы. Здесь представлены два сочинения-описания на выбор.

Для мальчиков

(283 слова) Александр Сергеевич Пушкин во многом повлиял на формирование русского языка, поэтому ему посвящены многие памятники. В Москве его памятник стоит на Пушкинской площади у метро «Тверская». Эта площадь как будто бы была создана для этого памятника, потому что нашего вечного кумира не закрывают деревья, и его очень хорошо видно с любого места.

Когда только поставили памятник, его расположение было в начале Тверского бульвара. Стоял он так с 1880 по 1950, пока его не переместили в противоположную сторону, где он стоит до сих пор. Работал над памятником Александр Михайлович Опекушин. Именно благодаря этому человеку мы получили достаточно запоминающуюся и характерную статую, отражающую насмешливый и оптимистичный характер поэта. Пушкин получился живым, пусть и сделанным из бронзы. Александр Сергеевич стоит в расслабленной позе, окидывает площадь задумчивым и вместе с тем лукавым взором, как будто готов принять нас, читателей, в своей городской квартире на Арбате или поговорить с нами о своих произведениях во время прогулки по Москве. Особенно красивыми и реалистичными выглядят его кудри — как на портретах! Поэт одет в просторный сюртук, прямые брюки, жилет, а под подбородком у него красуется жабо — пышный воротник. Есть много памятников, которые показывают поэтов и писателей, как будто находятся над всем миром и смотрят свысока. В случае с этим памятником, Пушкин пусть и стоит на возвышенности, но готов спуститься к своим читателям и быть на одной волне с нами, ведь его нога выставлена вперед, как будто он делает шаг навстречу.

Пушкин стал для русской литературы «солнцем», его можно назвать настоящим творцом русского слова и можно было бы его изобразить, как что-то недостижимое и далекое, но архитектор поступает совсем иначе и делает нашего героя близким к читателям, которые уже много десятилетий приходят к этому памятнику и дружески приветствуют А.С. Пушкина.

Для девочек

(297 слов) Александр Пушкин — гениальный поэт и писатель, произведения которого знает каждый русский человек. Он внес значительный вклад в развитие русской словесности и доказал всем современникам, что родная речь может быть ничуть не хуже иностранной, что отечественное искусство даже превосходит европейские образцы. Тогда дворяне «по-русски плохо знали», и поэт сделал все возможное, чтобы это исправить. Его поэзия стала прорывом в культуре, поэтому сегодня мы так часто видим памятники, посвященные «Солнцу русской поэзии». Одной из самых известных является скульптура Александра Михайловича Опекушина.

Описание памятника Пушкину не будет таким же мрачным, как поэма «Медный всадник», посвященная Петру Великому. Поэт, в отличие от царя, взирает на нас не грозно, а задумчиво. В его глазах можно различить мысли о будущих творениях. Его взгляд одухотворен и затуманен, ведь над ним властвует вдохновение. Автор одет в длиннополый сюртук, прямые брюки, жилет, рубашку, а на шее у него пышный воротник — по моде того времени. Одну руку он держит в жилете, этот жест был характерен для Наполеона и стал весьма распространенной привычкой многих людей того времени, что и подметил скульптор. В другой руке Пушкин держит шляпу, показав наблюдателям свою кудрявую шевелюру, благодаря которой мы узнаем поэта задолго до приближения к нему. Скульптуру видно отовсюду, и куда бы мы ни шли, Александр Сергеевич будет нашим молчаливым спутником. Его нога выдвинута вперед, как будто он делает шаг, чтобы спуститься с постамента и зашагать рядом со своими поклонниками. Недалеко отсюда расположена его городская квартира на Арбате, куда он, наверное, заспешил бы со всех ног, ведь там его ждала любимая супруга — Наталья Гончарова.

Скульптура сделана из бронзы в 1880 году. Она застала много перемен в градостроении, политике, экономике, но не покинула родную площадь, защищая заслуженное право поэта на бессмертие. «Рукотворный» памятник Пушкину всегда будет напоминать потомкам о том, что сделал этот великий человек для русской литературы и нашего современного языка.

Автор: Катарина Ирхина

Памятник работы Опекушина

Памятник Пушкину работы Опекушина в Москве на Пушкинской площади около кинотеатра «Россия» — удивительная удача выдающегося скульптора. Входит в десятку лучших памятников России наравне с памятниками «Петру I» Фальконе в Санкт-Петербурге и «Минину и Пожарскому» Мартоса в Москве на Красной площади.

В этот перечень не включено «чудо» света «Родина Мать» Вучетича,  так как памятник этот символический. Данная оценка сделана по большому счету: как с учетом достоинства скульптуры (но виртуозных памятников много), так и по их символической значимости. Да и кто не знает эти памятники.

Работы Опекушина отчасти опровергают мнению «экспертов», плачущих по загибающейся русской скульптуре второй половины XIX века. Если кому-то не нравятся цари из династии Романовых, памятники которым делал Опекушин, то какое это имеет отношение к скульптуре. Если кто-то считает, что академической скульптуры было чересчур много, то много – не мало. А если кто-то просто жаждет перемен и, как в известном фильме просит: «Дайте мне бурю!», то пусть идет и прыгает с парашютом (сейчас с этим нет никаких проблем).

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) родился в Ярославской губернии через год после смерти Пушкина, а умер тоже в Ярославской губернии за год до смерти Ленина. Из крепостных крестьян, в 1859 (в 21 год) освободился от крепостной зависимости, выкупив себе вольную. Хотя не был официально зачисленным учеником Императорской Академии художеств, под руководством профессора Академии Д.И.Иенсена получил художественное образование, посещая в течение пяти лет (1859-1864) скульптурный класс Академии в качестве вольноприходящего ученика. До этого обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Справка. Общество поощрения художников создавалось меценатами, потом попало под покровительство царей: например, К.П.Брюллов ездил в Италию (первая поездка в молодости) на грант этого общества.

Там и заметили талантливого юношу, а еще раньше — в начале 1950-ых Опекушин работал в артели лепщиков и штукатурщиков. Одним словом, образование получил хорошее, академическое. Как не вспомнить «творчески настроенных» Коненкова и Голубкину, которых приняли в Академию, но которые так торопились начать «творить», что сбежали из Академии — и это заметно по их работам.

Опекушин прошел определенную практику, участвуя в работе над «Памятником Тысячелетию России», открытым в 1862 в Новгороде (Великом), но славу себе не стяжал, так как всех затмевал Микешин, автор (хотя сам не лепил) очень удачной идеи памятника в виде колокола. Памятник весьма хороший и не в последнюю очередь вследствие высокого мастерства исполнителей отдельных фигур. Тот самый случай, когда изживающая себя идея многофигурных композиций вдруг обрела естественность и органичность, правда, фигуры были не символические, а представляли известных российских деятелей.

2019-01-18-22.56.43-min-227x300.jpg

М.О.Микешин, И.Н.Шредер, Р.К.Залеман, П.С.Михайлов, Н.А.Лаверецкий, М.А.Чижов. Памятник Тысячелетию России. 1862. Бронза, гранит. Великий Новгород

Хотя Микешин привлекал к работе над памятником Опекушина, его фамилии даже нет среди авторов.

Фамилия Опекушина появилась среди авторов при создании Микешиным (общая идея) «Памятника Екатерине II» в Санкт-Петербурге и тоже в виде колокола. Можно только похвалить предприимчивого Микешина, который не стал заморачиваться с формой второго памятника, памятуя, что «от добра добра не ищут», повторив форму предыдущего памятника, иначе памятник не был бы так красив.

М.О.Микешин, М.А.Чижов, А.М.Опекушин. Памятник Екатерине II. 1873. Бронза. Санкт-Петербург

Жизнь – хитрая штука. Первое конкретное решение о создании памятника Пушкину было принято в 1860. Цари притормаживали данное мероприятие, их понять можно: только -только взошедший на престол Александр II в 1855 разрешил декабристам вернуться с из ссылки, а среди декабристов были некогда друзья Пушкина.

Как памятник попал в Москву? Сначала было дозволено поставить его в Царском Селе, но потом речь зашла о Петербурге. Это показалось слишком и Александр II разрешил поставить его в Москве на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Первоначальные проекты, представленные на конкурс, вызывали недоумение. При этом, их представили блестящие скульпторы: потомственный скульптор, блестяще образованный, Н.С.Пименов (1812-1864), а также учившийся у него некоторое время М.М.Антокольский (учился в Академии как вольнослушатель в 1862-1868 годах). Приведем фото этих проектов.

Н.С.Пименов. Проект памятника Пушкину. 1862. Гравюра. Пименов был блестящий рисовальщик

М.М.Антокольский. Проект памятника Пушкину 1875

Когда Антокольский еще только учился, ему была простительна «белиберда» в виде персонажей пушкинской литературы (в «одном флаконе»: Борис Годунов, Моцарт, Сальери, Русалка и т.п). Н.И.Крамской шутил в письме Репину:

«решительно невозможно на улице, на площади, где снуют тысячи народа, солнце во все глаза, пыль, шум… и вдруг видения… Мистицизм и спиритизм в Москве, днем, на Страстной площади?!».

В наше время все сходит за искусство: сходите на Поклонную Гору, там много такого мистицизма: и «пошинкованный» как докторская колбаса Змий, и штабеля человеческих фигур, и Ангел, воспринимающийся на расстоянии будто что-то летело, а потом зацепилось за обелиск, — спасибо президенту Российской академии художеств Церетели. Как-то в Доме книги на Арбате продавец умолял купить трехтомник в специальной коробке с репродукциями его работ за триста рублей, потом снизил цену до двухсот, а ведь надо полагать, там и «живопись» академика. Вот если бы магазин сам приплатил, может, кто и забрал бы трехтомник.

По итогам трех конкурсов в 1873, 1874, 1875 годов конкурсная комиссия выбрала модель памятника Опекушина как «соединяющая в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Опекушин. Памятник Пушкину. Открыт в 1780

Опекушин. Памятник Пушкину. Фрагмент

Опекушин. Памятник Пушкину. Фрагмент

Фрагмент

Прирожденный монументалист Опекушин сумел создать образ поэта гражданина, мыслителя. Памятник пластичен в том смысле, что фигура имеет естественную трехмерность (полуразворот фигуры, вынос ноги, разворот головы, масса ассиметрий), то есть чувствуется объем. Прекрасно обыгран плащ, который придает фигуре слитность с постаментом, придает памятнику визуальное равновесие; выигрышна светотеневая игра складок одежды, что важно для монумента. Голова тоже хороша.

В отличие от портрета в станковой скульптуре, предназначенной для рассмотрения с близкого расстояния и не связанной с окружающей архитектурой, в монументе лицо героя не играет первостепенной роли и, в силу удаленности от зрителя требует не столько мелких деталей, сколько крупных выразительных членений.

Не случайно когда-то Фальконе перепоручил сделать голову на памятнике Петру своей помощнице Колло, поскольку понимал, что в конной статуе голова человека – не главное.

После посмертной маски Пушкина, бюстов Пушкина работы Гальберга и Витали, портретов Тропинина и Кипренского проблем с  головой памятника у Опекушина не было. Да и вряд ли, делая лицо Пушкина, он мог превзойти эти живописные и скульптурные работы. Его заслуга прежде всего в фигуре, общей композиции, мастерской посадке головы, то есть весьма естественной и подчеркивающей общий замысел монумента.

Общий замысел монумента – печальный, задумчивый, созерцательный Пушкин. Таково дореволюционное восприятие Пушкина, ориентированное прежде всего на бюст Гальберга, в отличие от более эмоционального портрета Витали. Еще были живы очевидцы, очень хорошо понимающие, что Пушкину было отчего задуматься.

Надо иметь много жизненного задора, надо перелопатить огромное количество моделей и рисунков, чтобы найти столь естественную, органичную позу. Например, Н.С.Пименов даже не стал искать так глубоко, фактически отказавшись от участия в конкурсе (да и рано умер). И у самого Опекушина нет больше памятника такого уровня.

Где мог видеть Опекушин Пушкина в такой позе? Пушкин любил скрещивать руки на груди, это есть на портретах. Выбранная для памятника Опекушиным поза поэта встречается на одном из рисунков 1834 года.

С.Ф.Галактионов с оригинала А.П.Сапожникова. Титульный лист альманаха «Новоселье». 1834

На этой виньетке (украшении) изображен не похожий на себя Пушкин, беседующий с Вяземским. Пушкин (справа) заложил руку за борт сюртука, другой держит шляпу. Кстати, для альманаха «Новоселье» Пушкин написал «Домик в Коломне».

С местом установки памятника на Страстной площади случились метаморфозы. Представьте себе улицу Тверскую, с одной стороны на Пушкинской площади сейчас кинотеатр «Россия», с другой – начинается Тверской бульвар. Некогда на месте кинотеатра был Страстной монастырь. Именно на стороне монастыря Опекушин хотел видеть памятник, но, как написано в одной советской книге, монастырское духовенство настояло на том, чтобы памятник поставили на другой стороне – при входе на Тверской бульвар.

Страстной монастырь и памятник А.С.Пушкину. Фото. Изд. А.Элиассон, Стокгольм. 1900-е годы. Так памятник был установлен изначально

Уникальное фото запечатлело переезд памятника Пушкину через Тверскую

Вид Страстного монастыря — один из многих, уничтоженных в 1930-х. (основан в XVII в.)

Снятие колокола с колокольни Страстного монастыря. Фото А. Шайхета, 1930-е

Пушкин в итоге стоял на другой стороне лицом к монастырю. В 1950 памятник поставили на рельсы и перевезли через улицу Горького (Тверскую) на ту сторону, где хотел видеть памятник Опекушин, и где он сейчас и стоит. Но вот одна незадача: с 1919 в монастыре размещались разные организации, в том числе Центральный антирелигиозный музей  Союза безбожников СССР. Надо отдать «должное» большевикам: они не стали ставить памятник Опекушина, который был монархистом и глубоко верующим человеком, рядом с таким музеем, а предварительно в 1937 снесли все монастырские постройки. Теперь шутят, что Пушкин стоит к «России» задом, ну да это ерунда: это не к России, а к кинотеатру, как и подобает настоящему поэту.

Не повезло Опекушину. Вместе с Храмом Христа Спасителя снесли и его памятник Александру III, который  стоял рядом с храмом.

Опекушин. Памятник Александру III

Открытие и освящение памятника  Александру III в Москве 11 июня 1912. Скульпторы А.М.Опекушин, А.Л.Обер (специализировался на изображении животных), архитектор А.Н.Померанцев. 1900-1906

Памятник Александру III в соответствии с большевистским планом монументальной пропаганды был демонтирован в 1918, пьедестал памятника снесен вместе с Храмом Христа Спасителя.

Демонтаж памятника императору Александру III. Фото А.Р.Радченко, Москва, 1918

Демонтаж памятника императору Александру III

Но особенно много памятников Опекушин создал Александру II.

Опекушин. Статуя Александра II для памятника в Московском кремле.1892-1893. Разрушен в 1918

В 1872 бывший крепостной удостоился звания академика за несколько моделей памятников, в том числе Петру I.

Опекушин. Петр I. 1872. Бронза. Находится в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге

В 1919, больной и нищий, бывший крепостной, академик Опекушин вместе с дочерями был отправлен за казенный счет к двоюродной сестре в Ярославскую губернию, где в 1923 простудился и умер.

Также по этой теме:

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуруТри источника, три составные части памятника «Петру I» ФальконеКак Антокольский связан с рублем Российской Федерации и его «Иван Грозный»Мартос. Классицизм. Часть IПоследние три года жизни К.П.БрюлловаКак изображал зверей  ВатагинМеста / Скульптура

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади — один из самых известных памятников Москвы и однозначно наиболее известный памятник поэту в мире. Скульптура стала настолько популярной, что по праву считается одним из символов столицы.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — известнейший русский поэт, драматург и прозаик, основоположник литературного русского языка и настоящий культурный бренд России. Пушкину ещё при жизни удалось заслужить репутацию  великого национального поэта, став одним из наиболее влиятельных и авторитетных писателей своего времени, и после его смерти ситуация не изменилась: на сказках и стихах поэта выросло не одно поколение россиян, а поднятые в прозе и поэмах проблемы остаются актуальными и в наши дни. Его наиболее значимые произведения — «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и ряд других произведений — стали не только российской, но и мировой классикой, были переведены на иностранные языки и принесли Пушкину славу за пределами России. Трагическая смерть поэта, погибшего от полученного на дуэли ранения, добавила его судьбе драматизма и пробудила ещё более яркий интерес к его творчеству.

Памятник выполнен с портретным сходством: зритель видит поэта кучерявым молодым человеком с пышными вьющимися бакенбардами. Его голова слегка наклонена, взгляд исподлобья напряжён и задумчив, словно поэт размышляет в споре с невидимым оппонентом или продумывает детали нового произведения. Пушкин одет в классический сюртук, поверх которого накинут длиннополый плащ; его правая рука заложена за лацкан сюртука, левая отведена назад — в ней поэт, словно пряча, держит шляпу.

Статуя водружена на большой гранитный постамент, на некотором расстоянии от которого по углам монумента установлены 4 чугунных фонаря, а по периметру между ними — ограда из 20 небольших гранитных тумб, украшенных венками и соединённых фигурной бронзовой цепью. На гранях постамента высечены памятная надпись «Сооруженъ в 1880 году» (в старой орфографии) и четверостишия из стихотворения поэта «Памятник» (в современной орфографии):

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.»

Александр Пушкин,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Авторы монумента: скульптор Александр Опекушин, архитектор Иван Богомолов.

История памятника

Памятник Пушкину был открыт 18 июня 1880 года в начале Тверского бульвара и находился там до 1950 года, когда его перенесли на Пушкинскую площадь, на место снесённого Страстного монастыря.

Идея установить памятник поэту возникла в среде выпускников Царскосельского лицея, в котором ранее учился и сам Пушкин: в 1860 году они открывают подписку по сбору средств на установку памятника, однако, набирают всего 30 тысяч рублей, которых не хватает на возведение монумента. В 1870 году лицеист Яков Грот вновь организует сбор средств, и в этот раз удаётся собрать более 160 тысяч рублей. После сбора необходимой суммы был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину, и в 1875 году по его итогам был выбран проект скульптора Александра Опекушина.

Впоследствии проект претерпел некоторые изменения: форма и оформление постамента были упрощены, а вместо шляпы-цилиндра, с которой обычно ассоциируется Пушкин, в левой руке поэта появилась менее броская шляпа. Для строительства постамента был приглашён архитектор Иван Богомолов. Установить памятник решили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю.

В течение последующих 5 лет мастера занимались изготовлением скульптуры: фигуру писателя отливали на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, пьедестал возвели из сердобольского гранита. Изначально памятник планировали открыть 19 октября 1879 года — в годовщину открытия Царскосельского лицея, но один из угловых монолитов постамента был повреждён, и его пришлось заменять. Новой датой открытия памятника выбрали 6 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года — день рождения поэта, но и эту дату пришлось отложить по причине траура по императрице Марии Александровне. С третьей попытки памятник был открыт 18 июня 1880 года. Москвичи встретили памятник с восторгом: несмотря на дождливую погоду, горожане во множестве собрались на Страстной площади в начале Тверского бульвара, где проходила церемония открытия.

Любопытно, что изначально на пьедестале были выбиты не четверостишия, а двустишия из «Памятника», притом подвергнутые цензуре: стихотворение было опубликовано Василием Жуковским в посмертном собрании сочинений Пушкина, и он заменил крамольную строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на «Что прелестью живой стихов я был полезен», изменив часть текста для сохранения рифмы. Таким образом, на монумент были нанесены двустишия:

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык»

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

В 1936 году, когда в Москве готовились к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, было решено заменить двустишия на постаменте на полные четверостишия, исправив «цензурную» версию на оригинальный текст. Старые надписи были стёсаны, новые нанесли уже в новой орфографии.

В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта, Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, спустя год стоявший на ней Страстной монастырь был снесён, а на его месте разбили сквер с фонтаном. После этого памятник пережил самое неоднозначное событие в своей истории: в 1950 году его перенесли с начала Тверского бульвара на Пушкинскую площадь, развернув на 180 градусов и установив на месте колокольни снесённого Страстного монастыря. Горожане не оценили идею переноса памятника, этот жест был непонятным и неожиданным.

Спустя много лет современные москвичи уже давно привыкли видеть бронзового Пушкина на новом месте, но в обществе до сих пор витает и обсуждается идея обратного переноса памятника на Тверской бульвар, впрочем, неизменно безрезультатно.

Стоит отметить, что памятник Пушкину на Пушкинской площади — не единственный, хотя и наиболее известный памятник поэту в Москве. Например, бронзового поэта можно встретить на Арбате, где он установлен со своей супругой Натальей Гончаровой, а также на Спасопесковской площади; помимо этого, в городе установлено неясное количество бюстов и прочих более скромных скульптурных изображений поэта.

Памятник Александру Пушкину находится на Пушкинской площади, лицом к Тверской улице. Добраться до него можно пешком от станций метро «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии и «Тверская» Замоскворецкой.

Комментарии: 0Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/institutes/12001/pamyatnik-pushkinu
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-kartine/opisanie-pamyatnika-pushkina-v-moskve/
  • https://sculptprivet.ru/russia/luchshie-pamyatniki-pushkinu-part2
  • http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_pushkinu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт