План анализа лирического произведения

В школьной практике стихотворения часто подвергаются анализу. В данной статье, предназначенной для подготовки к урокам литературы, рассмотрим план анализа лирического произведения и его особенности.

plan-analiza-liricheskogo-proizvedeniya.jpg

Понятие

Анализ лирического произведения – это разбор стихотворения, при котором анализируемый рассматривает лирическое произведение с разных сторон для того, что понять авторский замысел.

Структура

План разбора лирического произведения включает в себя несколько пунктов:

  • Название, автор.
  • Дата написания, историческая или биографическая справка.
  • Жанровые особенности.
  • Тема.
  • Основная мысль.
  • Образы.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма и рифмовка.
  • Впечатления от прочитанного стихотворения.

План анализа стихотворения может отличаться от предложенного. Важно, чтобы при разборе мысли переходили плавно, а не дробились между собой, затрудняя понимание основной идеи произведения.

План зависит от хода мыслей анализируемого, от композиции стихотворения или от авторского замысла всего лирического произведения.

Раскрытие пунктов

Необходимость второго пункта плана заключается в том, что чаще всего лирические произведения пишутся автором в определенный период его личной жизни либо в период, который важен в историческом аспекте. Та обстановка, в которой писалось лирическое произведение, многое говорит об идейном содержании стихотворения, об авторском замысле.

Принадлежность лирического произведения к определенному жанру указывает на цель, которую преследовал автор.

Необходимо указывать конкретную тему произведения, основная мысль выражается более пространно.

otlichie-temy-i-osnovnoy-mysli-stikhotvoreniya-e1579610803734.png

Рис. 1. Отличие темы и основной мысли стихотворения

Анализируя образы стихотворения, нужно помнить о том, что образ автора и образ лирического героя, который стоит в центре лирического произведения, не совпадают.

Указывая художественные средства, нужно отмечать не только тропы, но и другие средства, которые позволяют передать авторский замысел. Это средства всех уровней: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Указание размера, рифмы и рифмовки важно для понимания ритма лирического произведения, его мелодики и настроения.

Что мы узнали?

При анализе лирического произведения рассматриваются разные стороны стихотворения, которые в совокупности помогают понять авторский замысел. План разбора, который не отличается строгостью, может состоять из несколько пунктов: название и автор; дата написания, историческая или биографическая справка (обстановка, влияющая на написание автором стихотворения); жанровые особенности (указывают на цель написания); тема; основная мысль; образы (в центре стихотворения – лирический герой, которого следует отличать от образа автора); художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические); размер, рифма и рифмовка (передают ритм, мелодику, настроение); впечатление от стихотворения.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Что является главным при анализе лирического произведения?</h3>

    • <label>Указать тропы</label>
    • <label>Указать все художественные средства</label>
    • <label>Раскрыть авторский замысел</label>
    • <label>Раскрыть все присутствующие образы</label>

(новая вкладка) Опубликовано 12.01.2017 — 16:16 —

Как правильно анализировать стихотворение. Может пригодиться как раздаточный материал для учащихся с 5 по 11 класс. Я добавляю разделы постепенно.

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stih-ya.docx 24.05 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— бытовую, повседневную

— литературную, книжную

— публицистическую

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— сам автор

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской  лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля —

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы —

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Словарь настроений

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое; 

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует 

расстроен

поэту больно от …,

 с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Аллегория — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

Гипербола (от греч. — преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. — создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия –  словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом…» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе  слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

Тропы (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Элегия (от греч. — жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Автора пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение,  автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).  С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения…

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения…

Примерный план анализа лирического произведения

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения….

План анализа лирического произведения

Учащиеся часто сталкиваются с трудностями при анализе лирического произведения. Если под рукой будет «подсказка», ребятам легче будет справиться с этим заданием….

План анализа лирического произведения

Материалы содержат план анализа лирики, основные понятия (тропы, стихотворные размеры и др.)…

  • Мне нравится

 

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Опубликовано 24.10.2013 — 23:21 —

Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы

Скачать:

Вложение Размер
skhema_analiza_liricheskogo_proizvedeniya.doc 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа лирического произведения (стихотворения)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо…

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо…

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе…

Схема анализа лирического произведения

В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров….

схема анализа лирического произведения

схема анализа лирического текста в таблице…

Схема анализа лирического произведения

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения.В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенност…

Схема анализа лирического произведения

Для старших классов…

  • Мне нравится

  Опубликовано 23.11.2017 — 14:25 —

Материалы содержат план анализа лирики, основные понятия (тропы, стихотворные размеры и др.)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngplan_analiza_liriki.docx 33.06 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

2. Биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

Помните:

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема — круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) — это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

Жанры лирики:

  1. Ода– торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)
  2. Элегия— жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)
  3. Послание– обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)
  4. Эпиграмма– сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)
  5. Эпитафия — надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.
  6. Песня– жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)
  7. Романс— стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.
  8. Сонет — стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)
  9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)
  10. Лирические стихотворения
  11. Мадригал — небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.
  12. Стансы— это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра…»)
  13. Белый стих — нерифмованный стих.
  14. Кантата— жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Изобразительно-выразительные средства

1. Тропы— это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

  • Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-поэтическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты»: добрый молодец, красна девица.
  • Олицетворение— вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость(Пушкин).
  • Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды» Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: Очарованный поток« Жуковский;Живая колесница мирозданья« Тютчев.)
  • Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).
  • Метонимия (от греческого metonumia — переименование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел» (Крылов) слово „тарелка» обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.)
  • Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения. Иначе говоря, словесный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голубые…» (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)
  • Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).
  • Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)
  • Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры— это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

Стилистические фигуры:

  • Аллюзия— одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)
  • Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин).
  • Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди,когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)
  • Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.
  • Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки…» (Лермонтов).
  • Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания. (И над отечеством … взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).
  • Рефрен — строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы — это и есть рефрен.)
  • Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)
  • Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (ЛюблюОтчизну я, но…» Лермонтов — правильный порядок: я люблю Отчизну.)
  • Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы — стройные, юные девушки)
  • Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (…) с колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол — вышли.
  • Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
  • Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).
  • Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).
  • Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).
  • Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)

3. Звукопись:

  • Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов.Пора, перо покоя просит…» Пушкин.)
  • Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.

Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих— строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

I. Строфика:

  • Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.
  • Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.
  • Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.
  • Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов
  • Октава — восьмистишие ABABABCC
  • Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
  • Сонет — строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен — развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) — намечается развязка темы.

II терцет — развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

II. Метрика— наука о стихотворных размерах

Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Стихотворные размерысиллабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — ударного и безударного.)

  • Хорей — размер, в котором ударение приходится на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи…» Пушкин.)

  • Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть может…» Пушкин.)

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном» Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет»Лермонтов.)

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.)

  • Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская…» Некрасов).

  • Амфибрахий — трехсложный метр с ударением на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль…» Пушкин).

  • Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жадно глядишь на дорогу…» Некрасов).

III. Рифма — созвучие концов стихов.

Рифмы:

  • Мужская рифма — рифма из слов с ударением на последнем слоге
  • Женская рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.
  • Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.
  • Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

IV. Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

Смежная — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-136021-1351952750.jpgПримерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения…

picture-435083-1417632405.jpgПлан анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

picture-435083-1417632405.jpgПлан анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений….

picture-469170-1586800452.jpgПлан анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения…

Примерный план анализа лирического произведения

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения….

picture-645969-1435334412.jpgПлан анализа лирического произведения

Учащиеся часто сталкиваются с трудностями при анализе лирического произведения. Если под рукой будет «подсказка», ребятам легче будет справиться с этим заданием….

план анализа лирического произведения

Как правильно анализировать стихотворение. Может пригодиться как раздаточный материал для учащихся с 5 по 11 класс. Я добавляю разделы постепенно….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/plan-analiza-liricheskogo-proizvedeniya.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/12/plan-analiza-liricheskogo-proizvedeniya
  • https://videouroki.net/razrabotki/plan-analiza-lirichieskogho-proizviedieniia.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/24/skhema-analiza-liricheskogo-proizvedeniya
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/11/23/plan-analiza-liricheskogo-proizvedeniya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт