План анализа стихотворения по литературе

3-4294bf89b6b9f8251c255c7965d76a4c2264fa4ee39ff75084fc177b92f84469.pngПахомов Анатолий

Вспоминаем, что такое образ. Это — природа, человек или явление, описанные автором художественными средствами. Потом вспоминаем, что явление — это то, что можно воспринять или почувствовать. По этим признакам мы безошибочно находим художественные образы любого произведения.

Пример:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье, 

Как гений чистой красоты.

У Александра Пушкина здесь сразу два образа. «ТЫ» — это собирательный образ прекрасной женщины. Всё остальное — художественное создание образа ЛЮБВИ.

Пожаловаться

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2.История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4.Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5.Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6.Образ лирического героя.Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8.Ритм, рифма, стихотворный размер.Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9.Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Смотри также: 

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

</ul>

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Поэтическое искусство, как и любое другое, складывается из многих составляющих. Из чего сложено стихотворение? Наверное, любой может вспомнить со школьных уроков литературы такие базовые составляющие стихотворчества, как размер или рифма. На самом деле рифма и размер — это лишь внешние параметры произведения, так сказать, его «технические характеристики». Они лишь помогают выразить сокровенную суть стихотворения. Без технического мастерства поэту не обойтись, но не менее важно то, что называют «поэтическим образом». Это элемент стихотворчества, связанный уже не с формой, а с содержанием стихотворения.

Любое произведение искусства служит воплощением мысли и чувства его создателя. При этом обычно творец старается высказать свою мысль как бы в обход привычных нам слов и выражений. Особенно это касается поэзии. Не зря Юнна Мориц писала:

За зубами поэзия держит язык.

Все та же поэтесса Юнна Мориц в том же стихотворении «Зверь голубой» писала, что цель поэтического искусства — «имя воспеть, но не выдать». Под «именем» здесь имеется в виду идея, тема стихотворения, его стержень, его основа. Но «имя» в стихотворении читатель сможет найти, только напрягая воображение, поскольку оно «спрятано» от сознания читателя выразительным средствами. В этом отчасти и заключается искусство стихотворца. И одним из важнейших поэтических средств, подчиняющим себе остальные, является так называемый поэтический образ.

Этимология явления

Чаще всего мысли и чувства творца воплощаются в творчестве при помощи образов. Вообще что же это такое — образ? Обратимся к этимологии этого слова. Оно пришло в русский язык из старославянского, где обозначало «лицо» или «щека». Слово «образ» употребляется также в греческом языке в значении «икона», «изображение».

Суть явления

Любой художественный (в том числе и поэтический) образ, избранный творцом для выражения его мысли, знаком среднестатистическому читателю. Это обычно какой-то вполне привычный предмет или явление, например, природное явление, которое мы часто наблюдаем. При этом художник раскрывает это явление так, что оно неожиданно открывается читателю совершенно в новом свете. Гениальные творения выявляют в окружающих нас привычных предметах и явлениях то, чего никто в них не замечал. И вот тогда предмет или явление становится изучаемым явлением.

Поэтический образ помогает создать развернутое сравнение, причем таких предметов или явлений, сходства между которыми никто не замечал. Или, может быть, предметы или явления выбраны внешне сходные между собой, но творец находит неожиданные точки соприкосновения.

Изучаемое явление на примере поэмы М. Цветаевой

Гениальным примером ярчайшего изучаемого явления является «Поэма горы» Марины Цветаевой. Ну, казалось бы, гора, — любой ребенок знает, что это такое. Однако для М. Цветаевой образ горы — это всего лишь средство для того, чтобы читатель понял, какой невиданной силы страсть испытывают лирические герои. Это страсть размером с высоченную гору, вершины которой устремлены в небеса:

Оттого, что в сей мир явились мы —

Небожителями любви

Вникнув в специфику сложного понятия, постараемся ответить на вопрос, какие поэтические образы наиболее часто встречаются в поэзии.

Изучаемое явление в народном искусстве

Начать следует, наверное, с образа природы. Он получил очень широкое распространение в стихотворениях разных поэтов. Среди произведений, в которых образ природы играет важную роль, и чисто пейзажная лирика, и философские, и любовные стихотворения, для которых природа — лишь средство, чтобы уточнить, пояснить и наиболее полно раскрыть авторскую мысль.

С пейзажной лирикой, наверное, все понятно, — здесь природа выступает как предмет поклонения, восхищения, любования. Чтобы разобраться с ролью природы в любовной лирике, обратимся сначала к народному искусству. В жанре народной лирической песни издавна использовалось такое поэтическое средство, как образный параллелизм. Суть его заключается в сравнении состояния человека, его дум, его чувств и переживаний с миром природы. В народных песнях, построенных подобным образом, одна строфа обычно описывает некое явление природы, другая — идентичное ему состояние человеческой души:

Туманно красное солнышко, туманно.

Что в тумане красного солнышка не видно.

Кручинна красная девица, печальна;

Никто ее кручинушки не знает.

Поэтический образ природы в профессиональной поэзии

Поэты также прибегали к сравнению душевного состояния лирического героя с разными состояниями природы.

Мне холодно — знаешь?

Мне холодно — слышишь?…

Дорога лесная

В стенах, да без крыши.

А небо дыряво,

А с небушка каплет…

У мутной канавы я бросила грабли.

Холодные капли

Текут под рубашку,

Озябшие пальцы терзают ромашку.

Ромашка сказала:

-Не любит… Я знаю!

Ни фей, ни русалок —

Дорога лесная!

Мне все по плечу,

Я не думаю плакать,

Но снова кричу

В эту зыбкую слякоть,

Чтоб крик поднимался

Все дальше, все выше.

-Люблю тебя! Знаешь?

Люблю тебя, слышишь?!

В этом стихотворении М. И. Цветаевой ощущение бесприютности, которое все мы чувствуем в холодную дождливую пору, смешано с горечью глубокой тоски по любимому, но не любящему человеку. Становится даже не очень понятно, отчего же все-таки холодно лирической героине, а точнее, — отчего ей холоднее: от погоды или ощущаемой нелюбви. И это только усиливает впечатление.

Образ поэзии. Благословение или проклятие?

Еще один яркий образ, созданный корифеями слова, — это поэтический образ поэзии. Да, само стихотворное искусство нередко воспевалось его служителями. Вкратце коснемся этого явления.

Образ поэзии в стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова и других непременно связывается с лирическим героем (прототипом которого обычно выступает сам поэт), его даром, предназначением и судьбой. Обычно стихотворения, раскрывающие образ поэзии, принадлежат к философской лирике. Зачастую поэты задаются в таких стихотворениях примерно одним вопросом: благословением или проклятием является данный им небесный дар. Образ поэзии помогает раскрыть избранничество ее служителя: поэт — это пророк, слуга Бога, призванный Им быть для общества постоянным раздражителем, чтобы не дать этому обществу погрязнуть в равнодушии. Показательно, что образ пророка для выражения избранничества поэта используется в стихотворениях и Пушкина, и Лермонтова. Это еще один пример умело представленного образа в поэтической речи.

Образ поэзии как страшного искусства, постоянно требующего крови своего служителя, предельно раскрывается в стихотворении Николая Гумилева «Волшебная скрипка», посвященном Валерию Брюсову:

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

В целом стихи разных поэтов, раскрывающие образ поэзии и поэта, сходны по своему замыслу.

Образ родины на примере лирики А. А. Блока

Еще один предельно важный для понимания русской поэзии образ — это образ родины. Он неразрывно связан с образом природы, ведь любовь к родине чаще всего начинается именно с любви к родной природе. Однако наряду со стихотворениями, прославляющими «немудреную красу» русской природы и через это самой России, есть немало стихотворений, в которых образ родины играет самостоятельную и главенствующую роль. Чтобы проиллюстрировать сказанное, хотелось бы остановиться на лирике Александра Александровича Блока.

Для этого поэта поэтический образ родины стал одним из центральных образов его лирики. Само отношение поэта к родной стране необычно: для него она живой человек, причем не любой человек, а любимая женщина, загадку которой влюбленный поэт и пытается раз за разом разгадать в своих стихотворениях. В хрестоматийном цикле «На поле Куликовом» образы любимой женщины и родной страны практически сливаются воедино:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Поэт всем сердцем болеет за родную страну и в то же время, понимая, что еще много горестей придется ей пережить, он уверен в ее светлом будущем (отрывок из стихотворения «Россия»:

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Стихотворения Блока — это ярчайшие примеры раскрытия образа родины в поэзии. Они уникальны тем, что своей интимной задушевностью заставляют вспомнить не столько о гражданской, сколько о любовной лирике. Блок относится к родной стране именно как к любимой женщине.

Заключение

Максим Швец в своей книге «Технология русского стихосложения» определяет поэзию как «образную литературно-художественную речь». Из этого следует, что изучаемое явление в поэтической речи имеет крайне важное значение. Если рифма и размер упорядочивают поэтическую речь, организуют ее форму, то образы — это плоть и кровь стихотворения, они раскрывают перед читателем внутреннюю суть повествования, его содержание, смысл, тайну. Не рифма, не размер, а поэтический образ из слов формирует стихотворение и делает настоящее искусство.

Используемые источники:

  • https://vashurok.ru/questions/kak-nayti-obrazi-stihotvoreniya
  • https://bingoschool.ru/blog/205/
  • https://go2school.ru/poleznoe/kak-pisat-plan-analiza-stikhotvoreniya-po-literature
  • https://fb.ru/article/448097/poeticheskiy-obraz-v-poezii

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт