Признание Катерины. Финал драмы

Теперь совершенно понятна и капитальная сцена четвертого акта, о которой так много толковали и теперь еще толкуют. Раскаяние охватило ее [Катерины] душу, как только приехал муж и прекратились ее ночные свидания с Борисом. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась. Она во всем признается мужу. Нужды нет, что это случилось среди белого дня, на гулянии, в присутствии посторонних. Для такого характера, как Катерина, обстановка ничего не значит. Притворяться, лицемерить, затаить в себе чувство до улучения удобной минуты — не в ее крови. Она слишком чиста для этого. В деле же покаяния она всегда предпочла бы всенародное, если б заранее решилась каяться. Чем более позора, чем более стыда, тем легче станет на душе у ней. Но в том-то и дело, что она вовсе не намеревалась и не решалась каяться, выйдя на гуляние, хотя, без всякого сомнения, это признание мужу не нынче, так завтра, не завтра, так через несколько дней, а случилось бы, потому что грех-то тяготил ее невыносимо. Тут же оно вызвано было и грозою, а она с детства боится грозы, и появлением зловещей барыни, и, наконец, сценой из ада на одной стене развалин, куда загнал всех начавшийся дождь. Она во всем признается мужу.

Это прекрасная сцена. Жаль только, что в драме она мало подготовлена. Со времени приезда мужа развитие характера Катерины происходит за сценой, и мы узнаем о нем из короткого разговора Варвары с Борисом. Оттого-то эта сцена так и озадачила многих. <…>

Тут же скажем кстати, что вообще два последние акта драмы по нашему мнению ниже первых трех, ниже уже, пожалуй, потому, что не выше их. <…>

В данном деле, во всем четвертом акте у г.В Островского одна только сцена относится до действия. Все другие, за исключением маленького разговора Варвары с Борисом, совершенно посторонние для пьесы. Не говоря уже о том, что в четвертом действии пятиактной пьесы всякое уклонение от сущности дела охлаждает только действие, самое признание Катерины, вдруг, неожиданно, прежде чем зритель сам бы стал очевидцем ее мук и страданий, выходит каким-то неготовым. Мы совершенно понимаем эту минуту в жизни Катерины и, вероятно, немалая часть зрителей точно так же верно поняли ее; но нам все-таки было жаль, что такой важный процесс в ее характере совершился как будто без ведома зрителей. Это только охолодило их. Вместо того, чтоб трепетать от восторга и стараться не проронить ни одного слова, они должны были раздумывать о законности такого явления, о том, в порядке ли это вещей или нет. А между тем сама по себе это превосходная сцена. Она прямо вытекает из характера Катерины; она необходимое следствие ее положения. Нам особенно нравится то, что эта сцена случилась на площади, в присутствии посторонних, на месте, где, кажется, никак уж нельзя ожидать подобных явлений, одним словом, случилась при самых враждебных и неудобных для нее обстоятельствах. Одно это уже рисует характер Катерины.

Удивительно хороша также сцена прощания в пятом акте. В ней полно и ясно выразилась одна милая черта русской женщины. Катерина сама разрывает связь свою с Борисом, сама, без постороннего принуждения, делает мужу и свекрови ужасное признание. С кровью и с мясом она вырывает грех из своего сердца, и между тем прибегает проститься с Борисом, и обнимает, и плачет на груди у него. Разговор у них не вяжется, ей что-то хочется сказать ему и нечего сказать: сердце у нее переполнено. Ему хочется уйти от нее поскорее, а нельзя уйти: совестно. Не нравится нам только предсмертный монолог Катерины. <…>

Если для завершения впечатления непременно нужно было утопить Катерину, то она могла броситься в Волгу и без своего монолога, и не в виду (почти) у зрителей. Могли, например, застать ее на прощальном свидании с Борисом, могли погнаться за ней — она тогда еще скорей бы утопилась. Развитие характера закончилось в четвертом действии. В пятом он является уже совершенно созданным. К нему нельзя прибавить ни йоты, чтоб еще более объяснить его: он и без того ясен. Можно только усилить некоторые черты его, что и сделано автором в сцене прощания. Самоубийство ничего тут не прибавляет, не выражает. Оно нужно только для завершения впечатления. Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления. Г.В Островскому хотелось, чтоб этот последний акт своей жизни она совершила с полным сознанием и дошла до него путем раздумья. Мысль прекрасная, еще более усиливающая краски, так поэтически щедро потраченные на этот характер. Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины. Дело в том, что по своему в высшей степени живому темпераменту, она никак не может ужиться в тесной сфере своих убеждений. Полюбила она, совершенно сознавая весь грех своей любви, а между тем все-таки полюбила, будь потом, что будет; закаялась потом видеться с Борисом, а сама все-таки прибежала проститься с ним. Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние. Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера.

Но все это можно было высказать и без последнего монолога, в более драматической форме.

Достоевский М.М. В«»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. ОстровскогоВ»

В 

в–є Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

Судьба девушки

Краткий пересказ произведения описывает жизнь людей, которые представляли старое купечество. Главная героиня Катерина постоянно находится в каком-то напряжении. Она часто переживает о своей жизни. Ей пришлось выйти замуж за Тихона Кабанова, которого она так и не смогла полюбить, и терпеть от него и его матери постоянные унижения и оскорбления. Такое несправедливое отношение наносило ей душевные травмы, которые усугубляли жизнь девушки.

В один из дней женщина поняла, что совсем не испытывает чувств к своему супругу. Ее сердце принадлежало другому человеку. Она решается на безумный поступок: встречу с любимым.

fullsize943.jpg

После того как она поняла, что ее чувства взаимны, девушка встречается с возлюбленным каждую ночь, строит иллюзии и мечтает о счастливом будущем. Через некоторое время душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» становится мрачным, ее мучают угрызение совести и самосознание. Женщина начинает жалеть мужа и чувствовать вину перед ним.

Через некоторое время ее обман раскрывается, это приводит к крушению безоблачных планов на дальнейшую жизнь. Люди начинают осуждать ее и обзывать за глаза. Общественность не давала ей покоя, они не осознавали, что делают. Все это напряжение продлилось недолго: после долгих рассуждений Екатерина решилась на самоубийство и спрыгнула со скалы в воду.

Читайте также:  Индивидуальный проект на тему «А. С. Пушкин создатель русского языка».

Многие считают поступок главной героини проявлением слабости, но это далеко не так. Автор показал всем, чем может закончиться несправедливое осуждение людей. Островский кратко описал душевную драму Катерины в сочинении как некий вызов, который она бросила обществу.

Образ девушки в произведении «Гроза» — главный элемент трагизма, вокруг него развиваются все действия. Автор описал диалектику души Катерины, в которой заключаются качества:

  1. Доброта́.
  2. Красота.
  3. Честность.
  4. Духовность.

На встречу с мужчиной за спиной у мужа девушка решилась только по наставлениям его сестры. Женщина утверждала: даже находясь в браке, можно делать что угодно, главное, оставлять все втайне. Катерина очень долго сомневалась по поводу этих слов, но все-таки решилась на это. В дальнейшем она думала лишь, что если смогла обмануть мужа, на окружающих ей вовсе плевать.

Несмотря на ее решительность, она все же испытывала чувство вины и противоречия. Это говорит лишь о ее душевной чистоте. Ей было стыдно не только перед мужем, но и перед само́й собой.

Задачи урока — выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)

2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)

3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)

2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.)

3. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)

4. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)

5. Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Читайте также:  Образ Дефоржа в романе Пушкина «Дубровский»

Итог урока. Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Уроки 85—86. «Что тут должен делать критик?»[82]

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме «Гроза».

Задача уроков — выяснить, в чем своеобразие разных взглядов на пьесу «Гроза», какие герои вызывают больше всего споров.

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки (например, можно вспомнить, как по-разному играли Катерину П. Стрепетова и М. Ермолова); во-вторых, своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт; в-третьих, активным развитием критической мысли в данный период.

Урок может быть проведен с использованием групповой формы учебной работы.

Группа теоретиков

— В чем жанровое своеобразие пьесы? Пьеса «Гроза» — драма или трагедия?

— Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Соответствует ли пьеса такому определению?

Характерные черты трагедии В пьесе «Гроза»
В трагедии «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) Напряженный, трагически острый конфликт приводит к гибели героини
«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
Конфликт трагедии, «исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь») Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Гроза пронеслась над городом, и в конце пьесы все стало иным

Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, ее оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы происходит из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено в пьесе бытовой стороне жизни.

Группа критиков

Работа в группе ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860).

1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:

— «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

— «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

Читайте также:  Сочинение на тему «Чему учат сказки»: примеры уроков добра

— «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности — с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».

— «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

— «Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

— «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

— «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

— «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

— «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

2. Расскажите о взглядах Д. И. Писарева. В чем выражается его полемика с Добролюбовым?

— «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

— Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

— Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

— Оценка самоубийства как действия неожиданного.

3. Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап. Григорьева?

— Народность — главное в творчестве Островского.

— Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Группа театроведов

Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждый спектакль — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому необходимо рассказать об основных постановках «Грозы».

— Первая исполнительница роли Катерины — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Ее исполнение — это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».

— Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

— П. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо».

— М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».

— В фильме режиссера Петрова (1934) Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

— Е. Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.

Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение?

Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму «Гроза», и это говорит о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

Читайте также:  Роковая любовь Тургенева. Кем была Полина Виардо

Итог уроков. Статьи, посвященные пьесе, многоплановые сценические воплощения показывают интерес к «Грозе». Чем же он вызван? Скорее всего, тем, что Островский сумел увидеть в, казалось бы, семейном конфликте конфликт общечеловеческий, вечный. Никогда свободный человек не сможет подчиняться самодурным началам. Неся на себе бытовой колорит XIX в., пьеса удивительно современна.

Уроки 87*—88*. «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез»[83]

Причина ухода из жизни

Если читать произведение полностью, можно проследить, как раскрывается душевное состояние Катерины. Она каждую минуту винила себя за то, что ее сердце тянется не к супругу, а совершенно постороннему мужчине. Девушка всю жизнь следовала и жила по законам совести, это правило повлияло на принятие решения о суициде.

Когда все узнали правду, героиня осталась одна со своей проблемой. У нее не было близких друзей, которые могли оказать ей моральную помощь. Осуждая ее, люди не понимали, что девушка просто мечтала быть счастливой и находиться рядом с любящим человеком, на которого можно положиться. В этом случае можно применить эпиграф: «Чужая душа — потемки».

Речь и описываемые мысли девушки в произведении являются отражением ее духовности.

Произведение «Гроза» содержит в себе точные описания купеческого общества и драматургической архаики. Кроме этого, автор раскрывает тему духовной драмы и внутреннего мира девушки. Именно с того времени люди часто ведутся на общественное мнение и бояться осуждения. Нужно жить, так как нравиться человеку, не обращать внимания на тех, кто думает по-другому. Катя была смелая женщина, которая в одиночку боролась с проблемами и переживаниями. Девушка не смогла найти места в этом мире, где перестали ценить моральные качества человека и богатство русской души.

—>

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/57-analiz_dramy_ostrovskogo__groza_/stages/2224-priznanie_kateriny_final_dramy.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/ostrovskij-groza-scena-pokayaniya-kateriny.html
  • https://studopedia.ru/15_65737_kulminatsiya-razvitiya-konflikta-stsena-priznaniya-katerini-analiz-epizoda.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт