Сочинение Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях)

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…». Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование. Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

Конец:

Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти. В самом стихотворении два смысловых центра: «я» и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения. Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Проведенный анализ творчества и героя Лермонтова пригодится учащимся 9 и 10 классов при написании сочинения на тему «Лирический герой Лермонтова». Содержание:

Поэзия в жизни Лермонтова

Поэзии какого бы то ни было автора свойственно быть его решением внутреннего конфликта; написанием различных сочинений поэт может освободить себя от скопившегося груза впечатлений, мыслей и прочих рассуждений.

Лирика становится неотъемлемой частью человека, сочиняющего стихи — для него это в итоге оказывается единственным способом отойти от обыденной рутины и скучной жизни, найти, хотя бы ненадолго, то самое желаемое душевное спокойствие.

Лермонтовская поэзия, в этом случае, выделяется некоторыми особенностями, которые стали прорывными и новаторскими в его время. Лермонтов не боялся вынести на оценку публики свои неразрешимые внутренние столкновения и открыть душу. В этом автору, конечно, на помощь приходит некий лирический персонаж, который всегда, в любом произведении является олицетворением самого поэта, его мыслей и чувств, ведь лирика это и есть своеобразное отражение его души.

Предназначение лирического героя

Если кратко, лирический герой нужен для того, чтобы читатель смог отождествлять себя с происходящим; основной чертой образа такого героя является то, что он не привязан к чему-то определённому, как, например, обыкновенный литературный персонаж. Читатель может легко поставить себя на место героя в лирике и тем самым полностью понять его и в конечном счёте, самого автора. Для зрителя, подобный герой — способ «связаться» с поэтом, для поэта — способ выразить свои мысли понятно для читателя.

Совсем необязательно такой герой должен выносить страшные муки. Взять, к примеру, стихотворение «Чуткая душа» Саши Чёрного. Здесь перед читателем предстоит картина взаимодействия людей и животных, в принципе, а сделано это при помощи понятной даже детям ситуации, где персонаж «беседует» с котом. То, каким кот предстаёт в восприятии лирического героя, раскрывает самого автора и его отношение и к людям, и к животным. Таким образом, становится понятно, что герой в лирике это сам автор, просто помещённый в обстоятельства его творения.

Если, например, делать характеристику какого-либо героя поэзии, то можно очень быстро прийти к каким-то чертам, близким самому автору, творцу этого героя. Всё как раз потому, что этот самый герой и есть автор, который, благодаря поэзии, может общаться с читателем практически напрямую. Это и многое другое Михаил Лермонтов использует в своём творчестве, дабы читатель мог лучше его воспринимать и, чтобы самому быть с читателем как можно ближе.

Своеобразие лермонтовской романтики

Во время Лермонтова, в первой половине XIX века, в литературе среди направлений доминировал, конечно же, романтизм. Этому способствовали и Пушкин, и Жуковский, и сам Лермонтов, однако, последний не собирался мириться с рамками и правилами заданной обстановки и привносил в устоявшуюся романтику новые необычные аспекты. Например, если взять единственное прозаическое произведение поэта «Герой нашего времени» то можно заметить, что та же разбитая хронология событий является настоящим новаторством, которое потом ляжет в основу нынешнего модернизма и постмодернизма.

Лирический герой поэзии Лермонтова, как и его творчество были неординарными и смелыми. Поэт не боялся быть откровенным и писал обо всём, что его тревожило, не загоняя себя в рамки цензуры. За свою жизнь он успел написать огромное число стихотворений, но делать анализ каждого из них не требуется, достаточно рассмотреть наиболее значимые как для читателя, так и для самого автора.

  1. «Смерть поэта» — стихотворение, посвящённое смерти Пушкина и вине общества в смерти великого поэта. Написано в 1837 году, а впервые опубликовано в 1852.
  2. «Бородино» — посвящено Бородинскому сражению 1812 года. Написано в 1837 году.
  3. «Дума» — социально-философское стихотворение о времени, 1893 год.
  4. «Прощай, немытая Россия…» — нашумевшее стихотворение, посвящённое России, её народу и правительству. Написано в 1840—1841 гг. Опубликовано в 1887-м.
  5. «Из Гёте (Горные вершины)» — философское стихотворение, написанное в конце 1840 года.
  6. «Парус» — пример романтической поэзии Лермонтова. Это стихотворение поэт сочинил в 18 лет, в 1832 году.
  7. «Выхожу один я на дорогу…» — некий лирический итог всех исканий в жизни поэта. 1841 год.
  8. «Демон» — поэма, над которой автор работал почти всю свою жизнь. Написано, в итоге, в 1839.
  9. «Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова 1840 года.
  10. «Ангел» — стихотворение об одиночестве человека, которое Лермонтов написал в 16−17 лет, в 1831 году.

Авторский облик

Получается, что если лирический герой — отражение самого автора в произведении, то нетрудно сделать вывод, что этот персонаж будет меняться от сочинения к сочинению и с течением времени приобретать другие черты характера или, вообще, представать другим, новым человеком. Герой поэзии Лермонтова прошёл огромный путь от романтически настроенного юноши-максималиста до отчужденного и одинокого зрелого мудреца.

Охарактеризовать как-нибудь общо героя Лермонтова достаточно трудно. В каждом произведении он представляется по-разному, олицетворяет разные состояния самого автора. Однако, если обратить внимание на то, какие черты характерны для лирического героя Лермонтова, следует выделить следующее:

  • Одиночество. Персонаж Лермонтовской поэзии почти всегда страдает от одиночества. Конечно, сложно сказать, что он недоволен отрешённостью от социума, ведь он практически сознательно выбирает «изгнание».
  • Опустошённость. Герой Лермонтова зачастую пуст внутри. Он не видит в жизни идеализированного смысла и не стремится к личному счастью. Этот персонаж, обычно, сам решил «опустошить» свою жизнь, так как не видел других в ней «развлечений».
  • Противоречивость. Персонаж Лермонтова всегда противоречив. Ярчайшим примером здесь является Печорин, который способен вызывать у читателя самые разные и противоположные друг другу чувства, от сопереживания до настоящей ненависти и презрения.
  • Отчуждённость. Герой Лермонтовской поэзии независим от людей, он, в целом, даже не нуждается в общении и находит это не самым интересным в жизни. Однако героини произведений Лермонтова, зачастую, «ломают» это независимость и вызывают у героя чувства.

Пустующий духовный мир

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова предстаёт по-разному, но почти всегда можно понять, что это человек, который не может заполнить какую-то дыру в своей душе. Он пытается найти смысл в жизни и стать «как все», но у него это либо получается с большим трудом, либо не выходит вообще. На вопрос, почему подобные темы так часто проникали в поэзию Лермонтова, ответ прост: поэт сам переживал нечто подобное, он так же, как и его персонажи искал смысл в жизни, с трудом общался с неинтересным ему обществом и был противоречив.

Поэзия Лермонтова проходится в школе достаточно углублённо, однако, более всего стоит выделить старшие классы, так как именно там проходят наиболее значимые и серьёзные произведения поэта, в том числе и прозаический роман «Герой нашего времени». Сам поэт является, несомненно, сильной и свободной личностью, что отлично выражается в его многогранном и глубоком творчестве.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту). Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться. Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.

В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня <…>.

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

(«И скучно, и грустно», 1840)

Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: —

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Лирический герой Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов творил в рамках направления романтизм, поэтому для лирики писателя характерен романтический лирический герой. Герой Лермонтова обладает всеми необходимыми многообразными чертами романтического героя.

Самая яркая из них — это одиночество. Лирический герой Лермонтова всегда одинок, а в произведениях «Дума», «И скучно и грустно…» одиночество становится обязательным условием его жизни, принципом. Причиной одиночества является стремление к самоанализу, изучению себя, которое, по мнению поэта, не всегда заканчивается хорошо. При этом эти черты характерны для поколения Лермонтова, поэтому в этом отношении его лирический герой — это портрет поколения, собирательный образ.

Лирический герой Лермонтова всегда с чем-то борется. Например, в стихотворении «Парус» судно сперва борется с бурной стихией, а затем само ищет бури. Это идеально описывает лирического героя автора, который сам не понимает, чего он хочет. Постоянный самоанализ приводит к разладу в его душе, психологическому кризису.

Лирический герой Лермонтова всегда противопоставлен окружающим, как, например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» он сравнивается с толпой, одетой в маски. Образ маски символизирует праздность окружающего мира, его бездуховность, аморальность, которые были неприемлемы для лирического героя.

С этой темой связана и тема смерти, которая рассматривается автором как гибель духовная. По мнению автора, самое страшное, что может случиться с человеком — это развращение праздной жизнью, бездуховность и сосредоточенность на мирских ценностях, которые ведут к моральному разложению личности. Лирический герой Лермонтова всегда боялся, что его идеалы не претворятся в жизнь, а его личность окунётся в пучину обыденности и пошлости.

На примере поэмы «Мцыри» видно, что на лирического героя влияет природа. Он вдохновляется её красотой и ищет у неё силы, стимул жить и бороться.

Лирический герой Лермонтова — это сложный романтический образ, для которого характерно одиночество, борьба, противопоставление окружающим и единение с природой.

<glav>Другие сочинения:</glav>← В чем трагичность судьбы Печорина?↑ ЛермонтовПечорин как представитель портрета поколения 19 века →

Лирический герой Лермонтова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая вещь (с описанием) 5, 9 класс

    У меня много игрушек. Есть самые-самые разные. Я очень люблю игрушечные машины, велосипеды и автобусы. Именно поэтому на мой день рождения мне подарили настоящий велосипед. Я его очень сильно люблю.

  • Как я однажды чуть не заблудился в лесу сочинение

    Лето мы проводим на даче, а рядом с участками есть лес. Нужно всего лишь перейти небольшую речку и по тропинке отправиться в чащу. Соседи по даче часто ходят туда за грибами или ягодами.

  • Сочинение на тему Что такое Увлеченность рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Наверное, каждый из нас когда-то был пленён своей идеей. Кто-то, например, строил с друзьями шалаш. И когда рождается такая идея в голове, человека посещает прилив сил, мотивация осуществить идею резко возрастает

  • Анализ романа Война и мир Толстого

    Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном

  • Образ России в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В одном уездном городе в начале 19 века начинается знаменитая комедия Н.В. Гоголя Ревизор. Город N представлен в произведении как собирательный образ провинций России, которые похожи друг на друга.

Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя. Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма. Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» — «лирический герой»

596677.jpg

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество. Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона. Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Специфика романтизма в творчестве Лермонтова

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта. Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» — единственное оружие поэта.

596675.jpg

Эволюция творчества и лирический герой

Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку. Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками. Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается. Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример — стихотворение «Утес».

Анализ стихотворения «Утес»

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди. Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне. В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

596682.jpg

Еще один пример поздней лирики — стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.

Анализ стихотворения «Парус»

О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков. Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет. И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.

596681.jpg

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя. Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения. Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»

Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях. Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.

Ключевая сцена — это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает. Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали. В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

596676.jpg

Образ демона

Для раннего творчества Лермонтова является актуальным мотив демонический. Образ демона возникает нередко, в каждом из стихов данной тематики Лермонтов ассоциирует себя со злым духом, а свой дар — с некой одержимостью. Это не удивительно, ведь демон — изгнанник, он осуждаем людьми, его не принимают и небеса. Именно так ощущал себя сам поэт. В пример можно привести поэму «Демон», стихотворение «Мой демон». В одном из ранних стихотворений Лермонтов пишет о том, что он сотворен не для рая, что его удел – мыслить и страдать.

597226.jpg

Лирический герой в стихах о любви

Безусловно, любовная тематика — одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.

Один из самых популярных стихов — «Нищий» — посвящен Е. Сушковой. Первая часть произведения нетрадиционна. Лермонтов рассказывает о нищем, которому вместо милостыни подали камень, лишь в последней строке понятно, что это стихотворение о любви. Чувства поэта к Сушковой были обмануты. В действительности так и было, она подшучивали над юным Лермонтовым, играла с его чувствами.

Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь — это трагедия.

Печорин

Вершиной творчества поэта стал роман «Герой нашего времени». Истинный романтический герой Григорий Печорин вполне соотносим с лирическим персонажем Лермонтова. Он также одинок, не понят, но характер его очень многогранен и сложен. Герой романа Лермонтова страдает из-за своей гордости и честолюбия. Он одновременно вызывает и симпатии, и неприязнь. И если герой лирики не вызывает практически никаких вопросов, то по поводу характера Печорина и по сей день продолжаются дискуссии в среде литературоведов.

596678.jpg

Одинокие герои Лермонтова не могут не вызывать сочувствия и симпатии. У каждого из людей периодически появляются мысли об одиночестве. Просто у Лермонтова это чувство было особенно обострено. Безусловно, всему этому было разумное объяснение: его творчество не признавалось властями, в личной жизни он не был счастлив. Свой идеальный мир писатель нашел в творчестве, служении литературе. Герой произведений Лермонтова (как и сам автор) живет, чтоб «мыслить и страдать», ведь без страданий нет жизни, да и такое тихое, гармоничное, спокойное существование ему не нужно.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/liricheskiy-geroy-lermontova
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/liricheskiy-geroy-lermontov.html
  • https://sochynenie.ru/liricheskij-geroj-v-poezii-lermontova/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/liricheskij-geroj
  • https://fb.ru/article/164268/liricheskiy-geroy-lermontova-romanticheskiy-geroy-v-lirike-lermontova

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт